X

ЭНЕРГЕТИКА ПЕСОЧНОЙ КАРТИНЫ

После завершения работы по созданию песочной страны можно заметить, что картина, выстроенная на песочном поле, производит некоторое впечатление. Это и есть энергетическое воздействие. Это восприятие не зависит от того, нравится или не нравится вам выполненная композиция. Но воздействие песочного поля таково, словно от композиции исходит излучение. Это может быть какая-то колючесть или напряжение, или, наоборот, любование.

Может быть ощущение пустоты или безысходности, дрожи или вибрации, головокружения или полета. Это дополнительная информация, которая может служить критерием работы, как в начале, так и в конце сеанса. После изменений на песочном поле ощущается гармония и покой не только у клиента, но и у психотерапевта. Ощущения могут служить компасом, указывающим, в каком направлении человеку продвигаться. Только не надо пугать клиента своими ощущениями; расспросите, что он сам чувствует. По всей вероятности, ваши впечатления совпадут. А если нет, все равно следует двигаться за ощущениями клиента. На песке — его произведение, его мысли и чувства, его путь. И путь этот может отличаться от той правильности, которая есть у психолога. Так что чем больше будет задано вопросов, тем больше будет получено ответов. И ответы эти являются частной территорией клиента, которая охраняется его собственным сердцем, его приватными правилами. Энергетика песочной картины исходит от выбранного цвета. Соответственно, гармоничное сочетание цвета окажет приятное воздействие. Дисгармония цвета вызовет противоположное ощущение. Расположение фигурок на поле также несет свою энергетику. Фигурки могут быть выстроены рядами, как солдаты на параде, а могут быть хаотично брошены по всему полю. Законченная композиция создает некое впечатление. По нашим предположениям, именно такое впечатление вызывает человек у окружающих людей.

Энергетическое поле как бы идет впереди человека. И какими бы словами он ни прикрывался, как бы ни старался улыбаться, его внутреннее состояние повлияет на отношение к нему со стороны окружающих людей. Он в своей маске приличия будет недоумевать, почему к нему относятся не так, как он себя представляет, каким себя выдает. Посещая впервые сеанс песочной терапии, человек старается выставить самые симпатичные фигурки. В этом состоит его стратегия выдавать себя за человека, у которого все хорошо, хотя он понимает, что хорошо далеко не все. На втором сеансе люди ведут себя уже по-другому. Потому что понимают, что от себя не скроешься, не убежишь. И лучше быть искренним с самим собой, что позволит разобраться в проблематичной ситуации.

Может получиться так, что при общем положительном ощущении какой-то участок песочного поля вызывает дискомфорт. И фигурки будут стоять хорошие и место хорошее, но излучение, исходящее от такого участка, будет настораживать, притягивать, волновать. Такие участки будут самыми значимыми. С ними и нужно разобраться. Обратив внимание клиента на такое место, нужно мягко и настойчиво задавать вопросы по поводу того, что значат для него эти предметы в контексте с полем. Какие эмоции, ощущения у него вызывают эти фигурки. Каково их значение и назначение. Кодировка в приятных фигурках негативного ощущения может оказаться сильным внутренним конфликтом, желанием спрятаться за красивую ширму. Неприятные моменты не просто вытеснены, а искажены в подсознании и могут выходить на внешний план болезненными, невротическими, навязчивыми или другими проявлениями.

На фотографии на с. 81 человек стоит внизу около озера у подножия горы. Работа называется «Отдых». На фотографии на с. 82 вверху человек поднимается на вершину горы и видит пустое будущее, которое от него было закрыто травой. На наш вопрос: «Какое место на песочном поле вызывает напряжение?» — автор композиции показывает на пустой правый верхний угол. Несомненно, что так оно и есть. Будущее без цепи, пустое — это фактически отсутствие будущего. Поэтому между настоящим и будущим поставлена трава, чтобы Не замечать, что там, в будущем ничего нет. И вроде бы все в порядке. Если никуда не всматриваться, ничего не замечать. Когда человек поднялся на гору, его взгляд оказался выше преграды, и он смог увидеть, то происходит в его поле.

На следующем сеансе, результат которого мы видим на фотографии на с. 82 внизу, была проделана колоссальная работа по заполнению песочного пространства. Человек сам вел себя по песочному Полю. Он выстроил свой путь от малых достижений к большим. По Дороге поставил разных людей, с которыми ему надо будет общаться. И его цели увеличивались по мере приобретения опыта.

 Эта работа производит впечатление колоссальной энергии, восхищения и восторга. Но несколько участков в поле вызывают диссонанс по сравнению с общим восторженным ощущением. Это пустота верхнеголевого угла, связанного со значимой женщиной.

В правой стороне дико ржущая лошадь, как бы высмеивающая все ЭТО. И горилла, которая общается с коровой. Все в этой композиции парное, и вдруг обнаруживается персонаж без пары. Гориллой оказалась автор композиции. То есть в этой работе существующее положение вещей в жизни женщины не совпадает с предложенной мировой гармонией, заключенной в парности. Она выпадает из собственного контекста жизненных взаимоотношений.

От этой композиции веет тоской и одиночеством. Излучение идет не от пустоты. Пустота вовсе не является признаком такого ощущения. От пустого поля с одной фигуркой может исходить ощущение космического состояния и гармонии. Созерцая такие работы, ощущаешь энергию силы, способность человека все впустить в себя и все отпустить. (См. фотографию на с. 86 вверху.)

Энергетика поля имеет сильное воздействие и чтобы собрать неуправляемую энергетику или восстановить ослабленную, психолог должен сам быть в ресурсном, сильном состоянии. Поняв причины произошедшего с человеком, которые довели его до такого энергетического развала, психотерапевт может обнаружить некоторые несоответствия с личными нормами и правилами. Его задача — найти в клиенте его собственные человеческие правила.

admin: