X

Подозрения жертвы насчет «доброты» психотерапевта

Первой помехой в принятии и интернализации пациенткой действий психотерапевта становятся ее подозрения насчет его мотивов. Самый мощный источник «кумулятивной травмы», которую наносят своим заброшенным детям невнимательные родители, — это непредсказуемость событий, составляющих обычную будничную жизнь. Ребенок никогда не знает наверняка, когда родители вернутся домой или что может привести их в ярость, как никогда он не может с уверенностью рассчитывать хотя бы на элементарное проявление заботы. Дети, чье детство прошло по такому сценарию, быстро привыкают держать нос по ветру: либо они учатся различать настроения родителей, либо начинают заботиться о себе сами. Не важно, насколько сильно у ребенка развит навык самостоятельности, все равно любые проявления заботы от посторонних людей будут вызывать настороженность и подозрения, что его/ее снова хотят использовать, как это не раз бывало в отношениях с родителями. Поэтому пациентка с такой историей, приходя на сеансы психотерапии, настроена на худшее, а задача психотерапевта состоит в том, чтобы убедить ее в обратном.Обычно избитые женщины начинают лечение, находясь в подавленном и тревожном состоянии, скованные страхом. На этом этапе психотерапевт должен спокойно интерпретировать страхи пациентки, руководствуясь своей теоретической моделью и опытом. Психотерапевт предлагает себя пациентке в качестве ее вспомогательного Эго, для того чтобы с точки зрения своего мышления, стратегий и теоретической модели взглянуть на ее проблемы. Несмотря на искреннее и щедрое предложение помощи от психотерапевта, настрадавшаяся пациентка полностью уверена в том, что любые близкие отношения недолговечны и своей целью имеют эксплуатацию, поэтому она отказывается верить в возможность бескорыстного участия. Она будет проверять искренность добрых намерений психотерапевта по отношению к ней, испытывая на прочность границы процедуры. Этот термин чаще всего используется для обозначения условий, сопутствующих психотерапии (Langs31, 1973 a,b), а именно стиля работы психотерапевта: часы приема, расценки, конфиденциальность, регулярность клинических интервью. Например, подозрительная пациентка может предположить, что вы как психотерапевт не сдержите своего обещания и не станете помогать ей, возможно, потому, что ее проблемы покажутся вам скучными и незначительными или сама она недостойна вашего внимания. Она будет пристально и бдительно следить за каждым вашим жестом и при малейшем намеке на ослабление вашей сосредоточенности на ее персоне победно уличит вас в том, что она вам безразлична. Если психотерапевтический дуэт состоит из женщины-пациентки и мужчины-психотерапевта, а в родительской семье пациентки были приняты свободные отношения, то она может предложить встретиться где-нибудь вне офиса, в неформальной обстановке, «чтобы получше узнать друг друга». Таким образом, пациентка провоцирует нарушение порядка терапевтической процедуры и тем самым проверяет, расположен ли врач нарушать правила так же, как это делали ее родители. Такие пациентки опасаются, что психотерапевт окажется недостойным доверия, и в то же время хотят убедиться в обратном. Если же, вопреки их ожиданиям, врачу удается доказать свою благонадежность, пациентка все равно продолжает в ней сомневаться.

Natali: