X

Исследование этапов сепарации и индивидуации, проведенное Маргарет Малер

Перед тем, как обратиться к двум другим процессам, участвующим в развитии Эго, интроекции и интеграции, я бы хотел рассказать об исследовании процесса дифференциации, проведенном с позиций Эго-психологии Маргарет Малер22 и ее коллегами, Ф. Пайном и А. Бергман, в 1975 году. Модель, разработанная Малер, основана на лабораторных наблюдениях, что делает ее скорее эмпирической, чем чисто теоретической. Предложенные ею этапы психологической индивидуации используются как модель развития Эго в большинстве теорий объектных отношений. Малер и ее коллеги тщательно изучили матерей и их младенцев и подготовили ряд описаний нормальных этапов, через которые проходит ребенок в период дифференциации.

Как ни странно, дифференциация с матерью не начинается непосредственно в момент рождения. Первая фаза, называемая симбиозом, длится приблизительно девять месяцев и характеризуется максимальной эмоциональной близостью между матерью и младенцем. На этом этапе нет никаких признаков того, что младенец воспринимает свою мать как отдельного от него человека. В действительности, это период «двуединства» (dual unity) между зарождающимся Эго ребенка и его матерью. Границы между Эго ребенка и матерью не существует, чувства свободно перемещаются между ними. Беспокойство матери моментально передается ребенку, который никак не может защититься от плохого настроения матери. И наоборот, расстроенный младенец вызывает взаимное беспокойство у матери. Прикосновения матери, ее улыбка и ее действия в ответ на его потребности дают ребенку первые представления о себе как о живом существе. В фазе симбиоза у ребенка развивается сильнейшая привязанность к матери; эта начальная привязанность и доверие в дальнейшем растут и впоследствии распространяются на других людей.

Конечно, преждевременное отделение от достаточно хорошей матери в фазе симбиоза или равнодушное отношение вечно занятой или чем-то расстроенной матери может привести к катастрофическим последствиям для растущего ребенка. Например, один из моих бывших пациентов демонстрировал по отношению к другим людям поведение, более свойственное роботу, чем живому человеку. Он был блестящим инженером, которого приглашали решать сложнейшие инженерные проблемы в электронных системах военных самолетов по всему миру. Даже по меркам сурового военного времени он был холодным, отчужденным и невосприимчивым к чувствам других. Во время сеансов психотерапии, которые он посещал с такой же механической последовательностью и невозмутимостью, он вспомнил популярную в его семье историю о том, каким «хорошим» ребенком он был. Он был младшим ребенком у матери, забитой, крайне религиозной женщины, родившей подряд троих детей. Вскоре она заметила, что последний ее ребенок не проявляет признаков беспокойства и кажется довольным, поэтому она надолго оставляла его одного в колыбельке, занимаясь двумя старшими, более требовательными детьми. Через некоторое время этот изолированный и игнорируемый младенец перестал издавать какие-либо звуки, никак не реагировал на обращения к нему, а лишь смотрел невидящим взглядом в одну точку. Это встревожило его отца, служившего патрульным в полиции, который обычно не проявлял к детям никакого внимания. Безучастность младшего сына настолько обеспокоила его, что теперь, приходя вечером домой, он доставал сына из колыбели и пытался с ним играть. Этот простой и необразованный мужчина заметил, какой вред наносится его сыну, и постарался как-то компенсировать это пренебрежение.

Следующая фаза — сепарации-индивидуации — начинается с окончанием симбиоза, примерно в возрасте девяти месяцев. На начальном этапе — субфазе дифференциации — характерно изучение ребенком тела своей матери, свидетельствующее о том, что он воспринимает ее как отдельного человека. Например, ребенок больше не «прилипает» к ней, а, выгибаясь, пытается отстраниться от нее, чтобы лучше видеть ее лицо. Он будет тянуть ручки, чтобы схватить и потянуть ее за нос, значит, он понимает, что она — существо отдельное от него. За первой субфазой следует вторая, более активная субфаза, обозначаемая Малер и ее коллегами как практикование.Этот период характеризуется физическим развитием мышц и координации движений, что позволяет ребенку сначала ползать, а затем и ходить самостоятельно. Еще одна особенность этой субфазы — безудержное исследование окружающего мира. Насколько успешно ребенок пройдет эту стадию развития, зависит от степени успешности прохождения предыдущих. Если, например, в фазе симбиоза ребенком пренебрегали, его тяга к исследованиям может быть ослаблена, потому что, опасаясь потерять мать, он стремится всегда находиться в контакте с нею. И наоборот, те дети, чей младенческий опыт был достаточно благополучным, полагаются на свои воспоминания о фазе симбиоза и субфазе дифференциации, «заправляющие» их энергией для исследований.

«Ужасные двухлетки» — это распространенное обозначение третьей субфазы сепарации-индивидуации, которую Малер назвала воссоединением. Эта стадия развития богата конфликтами, поскольку ребенок все больше осознает свою отдельность от матери. Во время предыдущей субфазы практикования малыш не вполне осознавал свою отдельность, его непоседливые ножки носили его по всему дому — и этого было достаточно. А сейчас, в два года, он уже физически способен пойти дальше, и его отдельность от взрослого становится для него более очевидной, это знание рождает беспокойство. В то же время растущий ребенок все больше нуждается в автономии, и пропасть между желанием отделиться и противостоящий ему страх потеряться провоцирует множество конфликтов. Вот сейчас ребенку хочется побыть одному, а через мгновение он требует, чтобы мать была рядом. Такие внезапные перемены настроения выводят из себя даже самых терпеливых родителей.

И заключительная субфаза — консолидации индивидуальности и достижения константности объектов — начинается после прохождения субфазы воссоединения, приблизительно в возрасте трех лет. У нее нет конечной даты, с нее начинается интеграция, второй основной процесс, формирующий Эго. На этой стадии ребенок постепенно обретает способность интегрировать или связывать отдельные образы своей матери в один и, в свою очередь, может осознать себя как единое целое. Процесс интеграции будет детально рассмотрен ниже в этой главе. Дифференциация как от внешних, так и от внутренних объектов не оканчивается в один момент, а продолжается даже в молодые годы. Например, если шестилетка только передразнивает родителей, то в двенадцать подросток будет вставлять к месту и не к месту свое слово в разговор старших, а в восемнадцать, где-то на первом курсе университета, демонстрация своей отдельности от консервативной, занятой успешным бизнесом мамы будет выражаться в яром увлечении марксизмом. Усиление дифференциации проявляется не только в высказываниях своего мнения, но и в крепнущем независимом и стабильном самосознании, которое весьма слабо подвержено влиянию извне. Успешно дифференцировавшие себя юноша или девушка способны сопротивляться влиянию кого бы то ни было, включая своих родителей, если они полагают, что это влияние наносит им вред.

Natali: