X

Введение

В данной работе предпринята попытка рассмотрения истории взаимоотношений христианской и мусульманской культур, специфики их мировоззренческих, духовно-религиозных компонентов, особенностей менталитета принадлежащих к ним народов в контексте обсуждения проблемы современного терроризма.

Основной причиной возрастания международной напряженности в настоящее время признается стремление наиболее развитых стран к доминированию в мире, приобретению ведущих позиций в борьбе за жизненные ресурсы, за определение приоритетов и направления мирового развития. В связи с этим противостояние двух культурных миров — западного и восточного — становится важнейшей составляющей современных цивилизационных процессов (Мы оставляем в стороне несомненно важнейшую проблему «китайского геополитического синдрома» — становления Китая как одного из центров мирового влияния.), а их исследование относится к категории макропсихологических как относительно новому научному направлению в отечественной социальной психологии (Макропсихология…, 2009; Юревич, Журавлев, 2012).

Со времени возникновения в Аравии ислама и включения в исламскую цивилизацию некогда христианских стран Восточного и Южного Средиземноморья прошло почти четырнадцать веков. С тех пор христианство и ислам сосуществуют как соседи, нередко как соперники. Обе эти религиозные конфессии считают себя носителями высшего откровения, обязанными нести его всему человечеству, и воспринимают друг друга как основных мировых соперников. Следствием этих духовно-мировоззренческих, религиозных ориентаций и установок в истории их отношений «было множество раздоров, начиная с ранних религиозных войн и крестовых походов… и последующих приливов и отливов мусульманской империи в Европе и европейских империй — в странах ислама. В долгой и, увы, не оконченной борьбе сходства разделяют две цивилизации куда больше, чем различия» (Луис, 2003, с. 7-8).

В современном христианском мире распространен ряд ошибочных представлений относительно исламской культуры, ее истории и традиций. В результате рекомендации и резолюции по разрешению конфликтов и искоренению терроризма, обращенные к исламским государствам, нередко находятся в явном противоречии с особенностями менталитета их народов. Отсюда следует вывод о важности взаимного понимания менталитета двух культур для реализации межкультурного диалога и выработки новой парадигмы безопасного существования (Соснин, Нестик, 2008).

admin:
Еще статьи