X

Образ народов исламской культуры в глазах представителей западного мира

Каковы же стереотипы в представлениях мусульман о культуре и религии?

В западных СМИ существует тенденция в искаженном свете представлять жизненные ценности и поведение народов арабского мира и Ближнего Востока. Это обусловлено сформированными социальными установками, социокультурными стереотипами и предрассудками (подробнее об их действии см.: Журавлев и др., 2011; Социальная психология…, 2002).. Наиболее типичные из них таковы (Abi-Hashem, 1992, 2004).

Первый стереотип состоит в утверждении, что все арабы являются мусульманами. Это не соответствует действительности: не все арабы исповедуют ислам, хотя большинство из них, безусловно, являются мусульманами. Так, в Ливане, Израиле и Сирии проживают друзы, представляющие собой языческую социокультурную группу с сильными этническими и общинными связями. Задолго до начала религиозных войн и миграций в ближневосточном регионе возникли большие еврейские общины, христиане и евреи поселились здесь гораздо раньше, чем возник ислам. В настоящее время христианская община в арабском мире имеется в Египте, хотя входящие в ее состав люди представляют собой этническое меньшинство.

Индонезия (самая большая мусульманская страна в мире), Иран, Пакистан и Турция являются мусульманскими, но не арабскими странами. Большие популяции населения в Африке, на Дальнем Востоке (например, в Индии) и в бывшем Советском Союзе являются мусульманскими, но в этническом и культурном отношении не принадлежат к арабам.

Второй стереотип заключается в представлении, что все жители региона Ближнего Востока являются арабами. Он столь же ошибочен, как и первый. Иран — страна Ближнего Востока, но ее жители являются не арабами, а персами. Кипр — это остров на Ближнем Востоке, но одну половину его населения составляют греки, другую — турки, которые не принадлежат к арабской этнической группе.

Третий стереотип проявляется в оценке всех арабов как носителей отсталой культуры. К сожалению, большинство иностранцев имеют ошибочные взгляды относительно арабов и других народов Ближнего Востока: «Первые впечатления и образы, которые возникают в сознании западного человека, когда он или она думает об арабах — это песок, пустыня, верблюды, нефтяные вышки, иррациональные толпы людей… и т. п.» (Hamady, 1960, р. 229).

Это, конечно, заблуждение. Страны, находящиеся на Ближнем Востоке, не однородны: арабский мир составляет многообразие сообществ, вариантов культур, уровней социально-экономического развития и традиций (Abi-Hashem, 2004, р. 76). Наряду с бедными странами, народы которых ведут тяжелую борьбу за выживание, есть и богатые. Например, Ливан занимал лидирующую позицию в регионе по уровню образования, культурного развития, доходам на душу населения, хотя в этой стране нет запасов нефти. В настоящее время события на Ближнем Востоке позволяют утверждать, что мировые державы стремятся разрешить региональный конфликт за счет Ливана (Abi-Hashem, 1999).

Согласно четвертому стереотипу, все арабы рассматриваются как религиозные фанатики, а большая их часть как террористы. К сожалению, для многих представителей Запада и других неисламских сообществ термин «араб» зачастую ассоциируется с понятием «радикал», «нецивилизованный человек», «фанатик» или даже «террорист». Это ошибочное представление является результатом сложившихся устойчивых предубеждений по отношению к ним. Существуют разные типы исламских сообществ:

  • а)    традиционные, состоящие в основном из сельского миролюбивого населения, имеющего богатое культурное наследие;
  • б)    секуляризированные, состоящие в основном из образованных и ориентированных на ведение собственного дела людей, их объединение носит открытый, прогрессивный и структурно организованный характер;
  • в)    фундаменталистские, состоящие из радикально настроенных людей, горячих приверженцев социополитических и религиозных идей;
  • г)    умеренные, состоящие из людей со сбалансированной системой взглядов и формами взаимодействия;
  • д)    национальные, состоящие из людей, стремящихся установить такой режим, который позволяет применять законы и нормы ислама для регуляции всех аспектов личной и общественной жизни (см., например: Voll, 1982).
admin:
Еще статьи