Феномен разрыва поколений, описанный в научной и художественной литературе, вместе с тем не получил еще должного психологического объяснения. Мы связываем его с трансформацией и кризисом традиционных моделей семьи в сложные исторические периоды (см. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи…, 2013). Традиционные, или нормативные, для разных культур модели семьи, как правило, содержат установки на сотрудничество и подчинение младших членов семьи старшим. Распределение отношений власти и ответственности, эмоциональной близости членов семьи не выдерживает давления новых идеологий.
В отечественной психологии Б. Г. Ананьев рассматривает межпоколенческие отношения в контексте проблемы социальной детерминации индивидуального развития. Он пишет, что каждый индивид вместе со своим поколением включается в процесс социализации и «усваивает продукты общественного развития: определенные духовные ценности класса и эпохи, образующие путем интериоризации его внутренний мир» (Ананьев, 1977, с. 165; Методология комплексного человекознания…, 2008; Брушлинский, Кольцова, Олейник, 2000). Через общение с поколением «отцов» и сверстников формируются определенные нравственные отношения и коммуникативные свойства личности. «Больше того, именно процессы общения, жизненный опыт совместной деятельности составляют источник знаний человека о человеке, о людях, т. е. психологическое познание — основа самопознания и саморегуляции» (там же, с. 167). Влияние конкретного социально-исторического контекста на развитие личности Ананьев связывает с историческим временем, в котором индивиду довелось жить, учиться и работать.
События в жизни отдельного народа определяют даты исторического времени и создают системы отсчета для биографий отдельных людей. Принадлежность к поколению является основным фактором становления личности, ее индивидуального развития.
Вслед за Б. Г. Ананьевым мы считаем, что поколение может быть определено через ментальное единство, общие для его представителей механизмы, способы восприятия значимых событий и их участников. Объектом интериоризации становятся типичные для поколения сценарии взаимоотношений, которые могут строиться на принципах конкуренции, солидарности, сотрудничества, прагматизма, враждебности, определяя тем самым нравственный облик поколения.
Среди факторов, усугубляющих разрыв поколений в современной России, называют: социально-экономическое расслоение общества; сокращение числа традиционных социализаторов (бабушек, дедушек, родственников, руководителей детских студий и т. д.), а также времени, которое они проводят с детьми; высокую мобильность населения; миграцию; социальную аномию (отсутствие важных регулирующих ценностей); нарушение традиционных сценариев социализации (Маховская, 1998; Харитонова, 2000; Хоанг, 2003).
Феномен «Generation-2» стал изучаться психологами, начиная с 1950-х годов в связи с началом быстрой модернизации в странах, которые прошли этап смены политического режима (Key Concepts, 1994).
Постсоветская Россия также относится к странам с быстрой «перестройкой» всей системы институтов и принципов взаимоотношений между социальными субъектами разных уровней. Однако внешние неблагоприятные факторы могут привести к двум последствиям: к консолидации поколений и, наоборот, к их конфронтации. Анализ источников показывает, что в периоды модернизаций поколение «отцов» занимает консервативную, иногда реакционную позицию, а относительная консолидация поколений наблюдается только в период стагнации. Одно из объяснений могло бы состоять в том, что структура семьи и все сценарии взаимоотношений между поколениями были рассчитаны скорее на внешнюю поддержку, чем на внешнее давление, поэтому относительное согласование в поведении членов семьи происходило тогда, когда все признаки культурной нормы, традиционные сценарии поведения воспроизводились почти с ритуальной точностью.
Мы можем предположить, что конфликт поколений выглядит как ценностный, идеологический и, по сути, является результатом структурных нарушений внутри общества, коллективов, семьи.