При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта различают стимульную и деятельностную парадигму (С. Д. Смирнов).
Стимульная парадигма рассматривает процесс построения образа как реактивный (рефлекторный) процесс, в котором можно выделить следующие этапы:
- Получение и селекция чувственных ощущений различной модальности от воздействующих на организм раздражителей.
- Сложение из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета благодаря присоединению к ним образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное воздействие.
- Применение к полученному таким образом чувственному образу различных приемов смысловой обработки (обобщение, категоризация, абстрагирование и т. п.).
Так складывается схема:
- С1 (стимул) — O1 (система обработки чувственных данных) — Р1 (реакция, ответное действие),
- С2 — O2 — Р2 и т. д., пока не получен уточненный образ O0.
Это значит, что воздействующие раздражители являются главным фактором в возникновении психических образов. Но данная схема не объясняет, как происходит отбор тех или иных чувственных впечатлений для дальнейшей «переработки», ведь в любой момент на нас воздействует огромное их количество, но не все они нами «обрабатываются». Этой парадигмой нельзя объяснить и целый ряд психологических особенностей. Например, почему неопределенность ожидания человека относительно характера предъявляемого объекта, когда тот демонстрируется непродолжительное время, сильнее нарушает процесс опознания, чем нечеткость изображения (недостатки контраста, яркости, фокусировки). С другой же стороны, человек часто видит реально отсутствующие части объекта, если этого требует принцип правдоподобия.
Стимульной парадигме противостоит деятельностная, согласно которой любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу, т. е. он не является ответом на внешнее воздействие. Стимуляция органов чувств — не толчок к построению образа, а лишь средство для проверки, подтверждения и, если необходимо, коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом непрерывно как средство добывания информации из окружающего мира. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа не может начаться. Его начальным звеном и является познавательное движение субъекта навстречу миру (выдвижение и проверка гипотез, сформулированных «на языке» чувственных впечатлений).
Отражение строится как встречное уподобление при постоянном сравнении, ожидаемого и реального на чувственном входе, так что образ, который мы видим, есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Если механизм проверки построенной гипотезы по каким-либо причинам нарушается (это случается при различных заболеваниях, в состоянии крайней усталости, при приеме наркотиков, в условиях перцептивной изоляции и др.), то мы можем «увидеть»собственную гипотезу, которой ничто не отвечает во внешнем мире. Такие образы называются галлюцинациями.
Другой класс неадекватных образов составляют иллюзии. Они возможны потому, что тщательность проверки гипотезы зависит от степени ее правдоподобия. Если какое-то событие весьма вероятно, то мы проверяем соответствующую ему гипотезу бегло, по небольшому числу признаков и можем принять ожидаемое за реально существующее, особенно если у нас мало времени для проверки. В качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира — «многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, себе и своей деятельности».
Результатом любого познавательного процесса выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами (С. Д. Смирнов). Иначе говоря, любой образ не есть самостоятельная сущность, он может быть только элементом образа мира. Отсюда следует, что именно последний, а не набор стимульных воздействий, вносит основной вклад в построение образа конкретной ситуации. Если он представляет собой совокупность наших гипотез, то по самой своей природе носит прогностический характер, т. е. отражает не столько состояние дел в данный момент, сколько прогноз на ближайшее (для поверхностного уровня) или отдаленное (для глубинных уровней) будущее.
Согласно деятельностной парадигме, познавательное действие возникает как ответ, вызванный разницей прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально имеет место, или как ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому изменению чувственных впечатлений.
Сенсорная депривация
— это продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое в экспериментальных целях, в результате чего у человека возникает сверхсильная потребность в получении информации, возрастает внушаемость, нарушается нормальное течение мыслей, часто возникают депрессивные состояния и галлюцинации. Близкие изменения отмечаются и в случаях длительной социальной изоляции, описанных потерпевшими кораблекрушение, полярниками.
Ошеломляющие данные получены в экспериментах с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в емкость с водой, температура которой была вполне комфортной для человека, при этом они ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению осязательных ощущений. Вскоре обнаруживалось, что структура их поля восприятия начинала изменяться, все более частыми становились галлюцинации и внушенное ими самими восприятие времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где его не происходило, и т. п.
Сознательное и подсознательное восприятие
Как известно, прием сигнала может происходить на двух уровнях. На нижнем окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.
На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить порог восприятия, являющийся порогом сознательного опознания. Он контролируется ретикулярной формацией мозга (подструктура, которая отвечает за активизацию деятельности мозга и его коры). Эксперименты Грегори показали, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в сетчатке глаза, но потребовалось 8 таких порций энергии, чтобы наш мозг воспринял светящуюся точку, а человек осознал, что видит ее. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия изменчив, он зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.
Итак, между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Эти сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими его центрами (подсознательное, подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Однако эта информация, накапливаясь, способна влиять на поведение. Такой же эффект подсознательного восприятия возможен, если время воздействия или интервал между сигналами был менее 0,1 с и сигналы не успели обработаться на уровне сознания.