Одним из важных направлений перестройки является усиление внимания к человеку. Внимание к человеку (не к человечеству, а конкретному лицу) предполагает в первую очередь знание его особенностей. Как показывает практика, отношение одного человека к другому во многом зависит от того, какое представление сложилось у одного о другом. Образ другого человека в нашем сознании приобретает особое значение в тех случаях, когда предстоит принимать решения, в той или иной степени изменяющие его судьбу. В этом случае ошибочное восприятие человека весьма опасно как для него самого, так и для общества.
Сколько раз за свою жизнь нам приходится восклицать: «Кто бы мог подумать!» — по поводу неожиданных поступков людей, которых, казалось бы, мы хорошо знаем. Происходит так не только потому, что сложно познать другого. Недаром говорится: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». Зачастую же люди не дают себе труда внимательно присмотреться к окружающим, да и многие незнакомы хотя бы с элементарными правилами познания человека. Рассмотрим некоторые из них.
Правило первое. Желая разобраться в человеке, попытайтесь подойти к нему непредвзято, постарайтесь забыть все, что слышали о нем от других, и поступайте так, как будто раньше о нем ничего не знали. Это мало кому удается, но, не заняв такую исходную позицию, практически невозможно сколько-нибудь объективно оценить другого. Почему?
Потому что любой человек окружен своеобразным ореолом: мы его еще в глаза не видели, но молва уже принесла его характеристику. Ореол бывает положительным или отрицательным. В обоих случаях это навязывает нам точку зрения, которая неизвестно кем и как сформировалась.
Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина — герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»
Правило второе. Отвлекайтесь не только от слухов о данном конкретном человеке, но и от стереотипов, приписываемых социальной группе, представителем которой он является. Например, тот факт, что для рабочего класса типичны коллективистские качества, не вызывает сомнения. Но отсюда не следует, будто каждый в отдельности рабочий непременно является коллективистом. Преобладающую в данной социальной группе тенденцию нельзя механически переносить на каждого ее представителя.
Подобного рода ошибки восприятия другого человека связываются иногда с национальной принадлежностью. Так, о кавказских горцах принято думать, что все они горячие, вспыльчивые, несдержанные. Когда заходит разговор о конкретном горце, эти черты характера приписываются ему автоматически. И что особенно интересно, стереотип влияет на поведение самого человека. Иной сын гор, вовсе не склонный к вспыльчивости, думает примерно так: раз говорят, что горцы горячие, то надо поступать соответственно, чтобы оправдать ожидания окружающих людей.
Правило третье. Заинтересовавшись человеком, собираясь понять его, не форсируйте события, не навязывайте ему режим самораскрытия, как говорится, «не давите на его психику». Излишняя назойливость и неумеренное любопытство, проявляемые по отношению к человеку, не вызывают у него желания раскрыть себя. Скорее наоборот: чем откровеннее «лезут в душу», тем более человек «закрывается», уклоняется от изучения.
Это порой забывают работники отделов кадров и руководители. Некоторые из них уже в первых беседах устраивают настоящий допрос пришедшему поступать на работу. А между тем, чтобы узнать человека, нет нужды непременно экзаменовать его с помощью заранее подготовленных вопросов. Он лучше раскроется сам, по своей инициативе, и уж бесполезно задавать в лоб вопросы, ответы на которые требуют объяснения причин тех или иных поступков (например, почему пошел в кооперативный институт, а не в педагогический). Легче изучать человека в ситуации, когда он действует по собственной программе, безо всякого давления со стороны, хотя характер реагирования на такое давление тоже бывает показательный.
Правило четвертое. Учитесь внимательно слушать. Это поможет узнать о человеке очень многое. Вот лишь некоторые весьма информативные признаки: разговорчивость или молчаливость; излюбленная тема и тема, которой он избегает; острота или обыденность высказываний; склонность к юмору или его отсутствие; реакция на собеседника и его речь; обобщенный или конкретный тип мышления; страстность или вялость; однотонность или «расцвеченность» речи и т. д.
К сожалению, не все умеют слушать. Не зря говорят, что человек уже на втором году жизни вовсю умеет болтать, но слушать учится всю жизнь, и часто безуспешно. Специалисты утверждают, что из десятиминутной речи собеседника человек запоминает лишь половину, причем половина этой половины забывается через два дня. Большинство людей вообще не слушает другого, а ждет паузы в его речи, чтобы перехватить инициативу. Люди не слушают, потому что полагают, будто слушать— значит просто молчать. На самом деле слушание требует немалых усилий для сосредоточения и удержания беседы на предмете разговора. Другая причина — постоянная поглощенность собственными проблемами, отвлечься от которых бывает трудно ради поддержания беседы.
Специалисты разработали вопросники для того, чтобы оценить, как люди умеют слушать. В ходе беседы пли сразу после нее рекомендуется выбрать для самого себя следующие ответы: легко отвлекаюсь чем-либо посторонним; делал вид, что слушаю, хотя не слушал на самом деле или слушал из вежливости; реагировал на эмоциональную окраску; отвлекался от неинтересных для меня суждений собеседника; мечтал совсем о другом, когда собеседник говорил медленно; отмечал его ошибки вместо того, чтобы вдумываться в суть сообщения (обо всем этом, а также о следующем правиле можно подробно прочесть в книге: Атватер И. Я вас слушаю… Советы руководителю, как правильно слушать собеседника//Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984).
Правило пятое. Нужно не только внимательно слушать, но еще одновременно подбадривать собеседника, побуждать его высказываться более развернуто, полно и искренне. Это искусство не дается человеку от рождения, но им можно овладеть.
Различают два типа слушания: рефлексивное, более сложное, с активной обратной связью, когда человеку помогает собеседник, подключаясь к его речи; нерефлексивное, более простое, когда человек внимательно слушает, но в речи внешне активно не участвует (хотя внутренне работу ведет напряженно).
Нерефлексивное слушание бывает достаточным в целом ряде случаев, в том числе когда собеседник горит желанием высказаться и всякое подключение к его речи может ему помешать, когда он хочет обсудить наболевшие для него вопросы, испытывает трудности в выражении своих забот. Нерефлексивное слушание более подходит также для беседы с особо авторитетным собеседником. Во всех этих случаях тоже не молчат, но разными способами выражают минимальную реакцию, из которой собеседнику нетрудно заключить, что его внимательно слушают. Уместны следующие реплики: «Это интересно», «понимаю», «приятно это слышать», «можно ли поподробнее?».
При рефлексивном слушании для активизации собеседника применяются несколько иные приемы. Вот некоторые из них: выяснение («Не повторите ли еще раз? Я не понимаю, что вы имеете в виду?», «Я не понял. Не объясните ли вы это?»); перефразирование — адресование говорящему его же сообщения словами слушателя («Как я понимаю, вы говорите…», «По вашему мнению…», «Вы думаете…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Другими словами, вы считаете…»); резюмирование, подытоживание того, что было сказано в длительной беседе («То, что вы в данный момент сказали, может означать…», «Если теперь подытожить сказанное вами, то…» и т. д.).
Как отмечают специалисты, самое трудное для слушающего создать у самого себя благожелательный психологический настрой и поддерживать его в течение всей беседы. Это не значит, что нужно соглашаться с собеседником во всем. Свои принципы менять не требуется, но дать понять другому, что его позиция объяснима, если даже ошибочна, что чувства его естественны и находят отклик, что готовность внимательно слушать не меняет быть поколеблена и тогда, когда высказываются явно абсурдные идеи.
Правило шестое. Во внешнем облике, в поведении человека есть немало признаков, по которым можно в той или иной степени судить о некоторых качествах личности. Нужно учиться распознавать эти признаки и истолковывать их подлинное значение. Например, считается, что если нижняя часть кругового мускула глаза при улыбке не напрягается и нижние веки «не поднимаются, то вполне резонно подозревать человека в неискренности. Морщинки вокруг глаз зачастую свидетельствуют о развитом чувстве юмора, а сдвинутые брови и морщины на лбу есть признак интеллектуального напряжения. Опытные наблюдатели различают по выражению лица такие состояния человека, как безразличие, враждебность, веселье, сильную злость, грусть, застенчивую радость, плохое самочувствие, бурную радость, глубокую печаль, скепсис, скорбь.
Весьма информативны жесты и поза человека. Знатоки приводят следующие иллюстрации. Для человека, находящегося в агрессивном состоянии, характерны, например, тесно сплетенные пальцы рук, особенно если кисти лежат на коленях. Сжатый кулак выражает тем большее внутреннее возбуждение, чем сильнее сжаты пальцы в кулаке, и т. д. Высоко поднятый подбородок, наклон корпуса вперед и руки на бедрах — признаки уверенности; откашливание, свист, ерзание в кресле свидетельствуют о раздражении человека. Разочарование проявляется в почесывании затылка, постукивании ногой по ножке стола. Есть позы и жесты, свойственные только женщинам или только мужчинам (См.: Неделя. 1988. № 52). Много информации несет также походка.
Правило седьмое. Не прибегайте к «черно-белым» характеристикам, не считайте, будто человек может быть только хорошим или только плохим. JI. Н. Толстой писал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество»… Далее великий писатель говорит о своем намерении «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полн. собр. соч. Т. 53. С. 185, 187).
Ошибка, на которую указывает Л. Н. Толстой, объясняется тем, что человек на самом деле может непрерывно оборачиваться новой гранью своего характера. Но другой человек наблюдает его поведение лишь в течение ограниченного отрезка времени. Если на тот момент, когда происходит наблюдение, приходится хороший (умный, храбрый, добрый и т. д.) поступок, то наблюдатель запечатлевает именно его и по нему делает обобщение. Когда же случайно время наблюдения еще раз совпадает с подобным фрагментом поведения, то мнение о человеке уже, считай, становится непоколебимым. Точно так же формируется и отрицательное мнение. Если о ком-нибудь говорят: «Ни то ни се», то, значит, в поле зрения наблюдателя попеременно попадали противоречивые поступки.
Правило восьмое. Каким бы глубоко обоснованным ни казалось или ни было на самом деле ваше мнение о человеке, не придерживайтесь его как догмы. Это правило только при поверхностном взгляде напоминает предыдущее, между ними существует принципиальная разница. Правило седьмое утверждает, что портрет человека, рисуемый в нашем воображении, должен быть многоцветным, то есть в нем следует отражать все черты его характера, как бы они ни противоречили друг другу: нельзя делить людей на ангелов и бесов. А правило восьмое гласит: самый многоцветный портрет, составленный как угодно красочно и точно, нужно корректировать каждый раз, когда поступает новая информация.
Не все это могут. Вот что писал, например, об одном из персонажей Ф. М. Достоевский: «У того коли сказано про человека: подлец, так уж кроме подлеца он про него ничего и не ведает. Али сказано — дурак, так уж кроме дурака у него тому человеку и звания нет» (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л.: Паука. 1985. Т. 10. С. 205).
И по сей день встречаются люди, которые, единожды зачислив кого-то в разряд «своих» (или «чужих»), неизменно придерживаются одного мнения. Это искусственно раскалывает круг людей, с которыми они общаются, порождает конфликты.
Правило девятое. Не стремитесь делать далеко идущие обобщения относительно качеств и свойств человека, старайтесь по возможности предельно конкретизировать критерий, по которому в каждом случае выносится суждение. Зачем это нужно?
Обратимся к взаимоотношениям родителей и детей. Допустим, школьник стал часто приносить домой двойки по математике. Родители попробовали «подтянуть» свое дитя, но безрезультатно. Некоторые мамы и папы начинают возмущаться и отпускать в адрес ребенка нелестные эпитеты типа «тупой», «бестолковый». А если ребенок подряд принес несколько непривычных для него отличных оценок, удержатся ли родители, чтобы не поставить традиционный диагноз: ты же способный, только не стараешься, лень одолела?
К сожалению, не только родители, не всегда посвященные а тайны психологии, но и учителя, имеющие подготовку по этой науке, делают скоропалительные обобщения, которые не имеют под собой сколько-нибудь весомых оснований. Ведь может статься, что, получая двойки, ученик в такой форме выражает протест против неуважительной реплики преподавателя данного предмета в его адрес. Пятерки тоже могут быть следствием не больших способностей, а удачной подсказки, умелого использования шпаргалок.
Аналогичные ситуации возникают и во взаимоотношениях на работе. Иной начальник под влиянием настроения дает слишком обобщающую оценку положительному или отрицательному поступку сотрудника. В первом случае человек незаслуженно попадает в число передовиков, а во втором из-за одного, скажем, опоздания на работу объявляется плохим работником.
Во избежание осложнений нужно соотносить оценки с конкретными фактами, из которых делаются выводы, и соответственно локализовать обобщения.
Правило десятое. Возникает вопрос: насколько глубоко нужно знать человека? Ответ зависит от того, для чего это требуется. Наиболее основательные знания необходим мы воспитателю. Вот что писал выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель долями знать человека в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах и классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития и всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны» (Ушинекий К. Д. Собр. соч. М.-Л., 1950. Т. 8. С. 35-36).
Руководитель, а он всегда одновременно является воспитателем, тоже должен ориентироваться на эти критерии.
Полезно придерживаться тех же требований и родителям при изучении собственных детей. В повседневном же общении взрослых людей в такой глубине познания нет нужды: изучение человека тут надо ограничивать исключительно деловыми интересами, то есть тем, что необходимо знать о человеке, чтобы наладить совместно с ним успешное решение общих для обоих задач.
Нужно помнить о том, что познавательный интерес к человеку должен иметь границы. Нельзя допускать, чтобы один человек чувствовал, что другой исключительно занят его изучением. Это делу не помогает, а создает дополнительные трудности. И последнее: сколько бы информации у меня ни накопилось о своих коллегах, я обязан беречь и не разглашать сведения, которые могут им повредить, нанести ущерб их престижу, доброму имени. Словом, учитывать эту информацию в организации своего поведения и совместной с другими деятельности можно и нужно. Но не более того, поскольку речь идет о товарищах по работе, соседях, начальниках и подчиненных, детях и родителях. Такова суть десятого правила.
Человек есть тайна, ее надо разгадать, писал юный Ф. М. Достоевский брату. И далее: «…и ежели будешь ее (тайну человека —К.) разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время» (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л.: Наука. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63).