Величайшим завоеванием социализма, важнейшим итогом его шестидесятилетнего строительства в нашей стране является утверждение социалистического образа жизни. Новый образ жизни представляет собой типичный для первой фазы единой коммунистической общественно-экономической формации — социализма способ жизнедеятельности советского народа, классов, социальных групп, индивида. Ныне социалистический образ жизни характеризуется такими чертами, как свободный от эксплуатации труд, высокая общественно-политическая активность масс и социалистической личности, коллективизм, дружба народов, социалистический патриотизм и интернационализм, коммунистическая идейность, социальный оптимизм.
Утверждение социалистического образа жизни выдвигает перед марксистско-ленинской общественной наукой в целом, марксистско-ленинской этикой и теорией нравственного воспитания, в частности задачу исследования закономерности дальнейшего развития образа жизни на этапе зрелого социализма, определения путей его перерастания в коммунистический способ жизнедеятельности масс и личности.
ЦЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Марксизм-ленинизм рассматривает любое общественное явление, в том числе и развитие образа жизни, с позиций философского, социологического и конкретно-исторического анализа. Именно марксистско-ленинская методология дает возможность определить главные направления совершенствования социалистического образа жизни в тесной связи с общими идеалами коммунизма, с решением основных задач коммунистического строительства.
Образ жизни обусловливается общественно-экономической формацией, способом производства. Марксистская наука учитывает преемственность в формировании образа жизни. Перерастание социалистического образа жизни в коммунистический осуществляется в тесной связи с решением общих задач преобразования социалистического общества на коммунистических началах. Поэтому социалистический образ жизни, свойственный первой фазе коммунизма, и грядущий коммунистический неразрывно связаны: то, что достигнуто в формировании социалистического образа жизни, служит исходной базой для коммунистического образа жизни.
Вместе с тем социалистический и коммунистический образ жизни имеют также и различия в своем содержании. Сущность этого различия может быть выявлена в сопоставлении с социальными и нравственными идеалами коммунизма: достижение полной социальной однородности общества, осуществление коммунистического принципа распределения «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», полное социальное равенство членов общества, всестороннее развитие личности. Ориентация на социальные идеалы коммунизма — необходимое условие определения целей коммунистического образа жизни. Речь, следовательно, идет о наиболее общих чертах грядущего образа жизни, которые вытекают из программных документов КПСС, имеющих непреходящее значение для научных представлений об образе жизни.
Ориентируясь на социальные и нравственные идеалы коммунизма, учитывая тенденции развития общества зрелого социализма, можно сформулировать следующие общие направления совершенствования социалистического образа жизни, перерастания его в коммунистический образ жизни:
— достижение гармонического образа жизни, представляющего собой оптимальное сочетание всех видов жизнедеятельности, высокую степень удовлетворенности личности своей деятельностью;
— достижение полной социальной однородности общества путем стирания классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннего развития и сближения всех наций и народностей;
— воспитание нового человека, носителя коммунистического образа жизни, его всестороннее развитие.
Эти общие цели совершенствования социалистического образа жизни, перерастание его в коммунистический могут быть конкретизированы применительно к различным сферам жизнедеятельности, совокупность которых составляет сущность и содержание реально существующего и развивающегося социалистического образа жизни на этапе зрелого социализма.
Конкретными целями развития нового образа жизни могут быть:
— в сфере трудовой деятельности: превращение труда в первую жизненную потребность каждого советского человека на основе изменения содержания и характера труда, сочетания материального и морального стимулирования, творческого отношения к работе, осуществления контроля за мерой труда и потребления;
— в сфере общественно-политической деятельности: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества на основе дальнейшего развертывания социалистической демократии, совершенствования государственного аппарата, повышения активности общественных организаций, усиления народного контроля, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, расширения гласности, постоянного учета общественного мнения;
— в сфере потребления: достижение единства материальных и духовных потребностей на основе наиболее полного их удовлетворения, ориентация человека на потребности более высокого порядка, разумное сочетание материальных и духовных потребностей в жизнедеятельности личности;
— в сфере воспитания: укрепление трудового характера социалистического образа жизни, его нравственных основ, всестороннее развитие коллективистских отношений во всех областях жизни, расцвет действенного гуманизма, полное преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей, их образе жизни.
Общие и конкретные цели совершенствования социалистического образа жизни, перерастания его в коммунистический определяют задачи нравственного воспитания. Оно строится с учетом реализации задачи совершенствования социалистического образа жизни, с учетом достигнутого на данном этапе уровня развития нравственного сознания масс и социалистической личности.
В конечном счете цели совершенствования социалистического образа жизни и цели коммунистического нравственного воспитания совпадают, и поэтому достижение целей совершенствования нового образа жизни есть одновременно и реализация задач нравственного воспитания. Как же взаимодействует нравственное воспитание с образом жизни людей, каков его механизм влияния на развитие социалистического образа жизни? Рассмотрим некоторые его аспекты.
В образе жизни людей аккумулируются достижения общества развитого социализма, его успехи в воспитании нового человека. На совершенствование социалистического образа жизни оказывают воздействие изменение условий жизни, целеустремленная идейно-воспитательная работа партии, общественных организаций, всех институтов воспитания. К условиям жизни как детерминирующему фактору относятся все опосредствующие и обусловливающие образ жизни причины: материальные, социально-политические, духовно-нравственные предпосылки, в рамках которых развивается образ жизни, а также естественно-географическая среда. Объективные условия жизни, особенно достигнутый уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, детерминируют процесс совершенствования образа жизни людей. Эта закономерность сохраняет свое значение и в обществе развитого социализма.
Социальная политика КПСС, получившая свое концентрированное выражение в документах партийных съездов, материалах юбилейной сессии, посвященной 60-летию Великого Октября, в новой Конституции СССР 1977 г., исходит из новых возможностей планомерного совершенствования всех сторон социалистического образа жизни. Дело касается не какой-нибудь отдельной его сферы, а всей совокупности условий, детерминирующих общественное развитие.
Однако воздействие условий жизни на образ жизни людей не является автоматическим. Для его изменения необходима среди трудящихся целеустремленная идейно-воспитательная работа, повышающая их социальную активность в преобразовании всех сторон жизни. В совершенствовании социалистического образа жизни нравственное воспитание выполняет классовые, мировоззренческие и регулятивные функции.
Классовая функция заключается в пропаганде нравственных устоев социалистического образа жизни. Это особенно актуально в настоящее время, когда особое значение приобретает борьба противоположных идей, различных концепций образа жизни.
Мировоззренческая функция нравственного воспитания состоит в утверждении идей марксизма-ленинизма и нравственных идеалов коммунизма, ориентирует советских людей на духовно-нравственные ценности развитого коммунистического общества.
Регулятивная функция системы нравственного воспитания проявляется в том, что на принципах и нормах коммунистической морали базируется практическое поведение людей: их деятельность в сфере труда, быта, в общении. С помощью нравственного воспитания принципы и нормы коммунистической морали «входят» в реальное поведение людей, становятся их достоянием.
Нравственное воспитание, осуществляя свои классовые, мировоззренческие и регулятивные функции, функционирует в реальной среде. Степень воплощения требований коммунистической нравственности в образе жизни людей зависит от состояния данной среды, которая дает возможность проследить, какие принципы и нормы общественной морали получили широкое распространение, закрепились в сознании и поведении людей и какие еще предстоит «внедрить», сделать всеобщим достоянием. Следует различать нормы морали, воплотившиеся в реальность, и нормы складывающиеся, а потому существующие главным образом в виде идеалов, утверждение которых связано с дальнейшим повышением эффективности нравственного воспитания. Поэтому и нравственное воспитание необходимо рассматривать как процесс, в ходе которого моральные идеалы воплощаются в реальную практику.
В нашем обществе требования и принципы общественной морали обязательны для всех. Вместе с тем не все люди ими еще руководствуются в реальной жизни. Развитие социалистического образа жизни и воплощение в нем принципов коммунистической морали представляет собой поэтому движение общества к адекватности условий реальной среды и нравственных норм, влияющих на них. Если нет реальных условий для осуществления требований общественной морали, то нравственное воздействие не станет эффективным, какие бы средства оно не использовало.
Скажем, в современных условиях нельзя требовать от всех членов общества подлинно коммунистического отношения к труду, которое включает в себя работу на общество без материального вознаграждения, работу как потребность здорового организма, отношение к труду как к первой жизненной потребности. Речь пока идет о создании необходимых условий для этого. «Государство,— как подчеркивается в статье 14 новой Конституции СССР,— способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека». К гражданину Советского Союза предъявляются требования добросовестно трудиться на благо общества. Выдвигаемые обществом принципы и нормы морали должны опережать время, быть в некотором отношении идеальными нормами и целями, к достижению которых стремится общество, коллектив, личность.
Нравственное воспитание выдвигает такие цели, которые зовут общество вперед, возвышают его в духовном и нравственном отношении. В моральном кодексе строителя коммунизма, как известно, зафиксировано все положительное, что достигнуто социалистическим обществом в нравственном воспитании, и одновременно провозглашены принципы, которые будут входить в реальный образ жизни по мере создания соответствующих условий и повышения эффективности системы нравственного воспитания. На этапе зрелого социалистического общества мораль обогащается за счет новых требований, предъявляемых к советскому гражданину.
В новой Конституции СССР осуществление прав и свобод рассматривается как неотделимое от исполнения гражданином своих обязанностей. В сущности в Основном Законе определены обязанности советского гражданина во всех сферах жизнедеятельности общества. В действительности эти требования воплощаются в жизнь с помощью всей системы коммунистического воспитания, в том числе нравственного воспитания, трудящихся.
Таким образом, взаимодействие образа жизни с нравственным воспитанием может быть рассмотрено в плане его обогащения нравственным содержанием, воплощением в нем норм коммунистической морали. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности сформировать такие моральные свойства, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям совершенствования социалистического образа жизни.
В связи с постоянным развитием социалистического образа жизни перед системой нравственного воспитания возникают новые и совершенно необычные задачи. При их решении важно не упустить из виду, что нравственное воспитание осуществляется материальными и духовными средствами общества, еще находящегося на первой фазе коммунистической общественно-экономической формации, на ее высшей стадии развития — этапе зрелого социализма. А через два-три десятилетия человек будет находиться уже в иных, изменившихся с точки зрения его образа жизни условиях. И это вполне объяснимо.
На протяжении веков образ жизни менялся крайне медленно. Одни и те же способы трудовой деятельности переходили в неизменном виде от одного поколения к другому, человек всю жизнь проводил на одном месте, общаясь с одним и тем же кругом лиц. Не претерпевал особой модификации и ритм жизни, отличаясь размеренностью степенностью, стабильностью.
Положение резко изменилось в XX столетии. Теперь уже на протяжении жизни одного поколения образ жизни радикально меняется, ускоряется сам ритм жизни, интенсифицируется общение между людьми, возрастает их информированность и мобильность, а потому повышаются и требования к адаптации человека, к быстро меняющемуся образу жизни. Все это не может не учитывать и нравственное воспитание, выявляя новые, более эффективные средства воспитания, соответствующие требования нового образа жизни. Особенно это касается подрастающего поколения строителей коммунизма. Так, социальные последствия введения всеобщего обязательного среднего образования уже сегодня сказываются на мотивах труда, выборе профессии, отношении молодежи к духовным и нравственным ценностям. И нравственное воспитание не может не учитывать последствия такого преобразования в различных сферах жизнедеятельности человека.
Совершенно очевидно, что в некоторых случаях молодые люди оказываются недостаточно подготовленными в морально-психологическом плане к высокому ритму жизни. И этот процесс усложнения жизнедеятельности людей будет проходить и дальше, что должно быть учтено на путях моральной подготовки личности к меняющемуся образу жизни, с помощью как организационных форм воспитания, так и самовоспитания, самоподготовки личности.
Умение всесторонне учитывать новые требования среды, высокая мобильность личности — один из показателей ее жизненной активности, включенности в теми жизни. В аспекте развития социалистического образа жизни и задач нравственного воспитания все более актуальными становятся проблемы стабильного и изменяющегося, стандартного и нестандартного в жизнедеятельности личности, что и обусловливает специфику нравственного воспитания в сфере совершенствования социалистического образа жизни.