Специфика нравственного воспитания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Специфика нравственного воспитания раскрывается учеными-марксистами под углом зрения особенностей его целей и средств их достижения, содержания и направленности воспитательной деятельности Она может быть выяснена и при определении места нравственного воспитания во всей системе коммунистического воспитания, при его анализе как процесса формирования активной жизненной позиции.

Нравственное воспитание ориентировано не только на сугубо практические цели, но и на перспективные цели всестороннего нравственного развития личности, которые предвосхищают направленность общественного развития, опережают достигнутый уровень развития личности. Реализация перспективных целей в этом смысле есть движение к идеалу, формированию всесторонне и гармонически развитой личности. В своем целостном виде эта личность образует единство сознания и навыков деятельности, политических, нравственных, эстетических и иных качеств личности, неразрывно связанных между собой. Гармоническое развитие личности означает свободное развитие ее разносторонних способностей, формирование потребности их общественно полезного применения. В этом заключается источник постижения человеком глубочайшего смысла жизни.

Нравственное воспитание в социалистическом обществе формирует людей в духе коммунистических идеалов. В процессе его осуществления вырабатываются моральные качества личности, отвечающие требованиям коммунистической нравственности и выражающие в своей совокупности черты, присущие коммунистическому идеалу нового человека. Перспективные цели нравственного воспитания органически сочетаются с его непосредственно практическими целями, которые диктуются повседневной заботой общества о готовности подрастающих поколений к самостоятельной жизни, к труду, к выполнению возлагаемых на них общественных обязанностей. Эта подготовка предполагает развитие в человеке необходимых знаний, умений, навыков поведения, реализуемых впоследствии в его профессиональной и общественной деятельности. КПСС рассматривает нравственное воспитание как одну из важнейших составных частей практики коммунистического строительства.

Недооценка перспективных целей приводит, как это наблюдается в отдельных случаях, к узкому профессионализму и утилитаризму в ориентациях людей, недооценка же ближайших практических целей оборачивается оторванностью от жизни, неспособностью умело действовать в сложных жизненных ситуациях.

Это противоречие преодолевается через связь нравственного воспитания с идейно-политическим и трудовым воспитанием, а также и с другими видами коммунистического воспитания, которые по отношению к достижению целей нравственного воспитания выступают в качестве средств, равно как и нравственное воспитание само становится средством для решения задач идейно-политического, трудового и иных видов воспитания.

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию. При этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании, а его эффективность зависит по крайней мере от двух условий. Во-первых, этическое просвещение должно вестись квалифицированно, умело и гибко, на основе высокой культуры общения с теми, кому оно адресовано. Во-вторых, этическое просвещение становится действенным лишь в сочетании с другими средствами воспитательного воздействия: лекции, беседы на «темы морали» эффективны тогда, когда сопровождаются одобрением должного морального поведения и осуждением любых отклонений от принятых моральных норм, сложившихся в семье, в производственном или ином коллективе.

Нравственное воспитание опирается на силу положительного примера. Применение данного специфического средства в нравственном воспитании обусловлено способностью людей осознанно или неосознанно воспроизводить образцы поведения окружающих, в которых в концентрированной форме выражается отношение к обязанностям перед коллективом, обществом в целом. Живой пример увлеченного и бескорыстного отношения к общему делу оказывает на окружающих значительно большее влияние, чем абстрактные призывы действовать так-то и так-то.

Важным средством нравственного воспитания является такая организация повседневной деятельности людей, которая побуждает к осознанно-эмоциональному восприятию нравственных норм, к переживанию событий, участниками которых они являются. Нравственная идея, затронувшая человеческое сердце, уже не может оставить равнодушными к ней тех, кому она адресована.

При определении содержания и средств нравственного воспитания важно учитывать специфику конкретного объекта, на который оно направлено, т. е. возрастные, профессиональные, социальные и психологические характеристики людей. Практика коммунистического строительства постоянно ставит все новые и новые задачи в совершенствовании нравственного развития всех групп населения, жизнь и деятельность каждой из которых связана не только с общими, но и со специфическими моральными проблемами.

С возрастом, с обогащением и расширением социальных функций человека его моральная ответственность не уменьшается, а увеличивается, что не может не сказаться на содержании нравственного воспитания. Нравственное воспитание личности — развертывающийся процесс, который продолжается всю жизнь.

Содержание и средства нравственного воспитания определяются также и теми специфическими моральными проблемами, которые приходится решать каждому человеку на том или ином этапе его жизненного пути. В этом плане можно различать моральные проблемы детства, юности, зрелости и старости. На содержание и средства нравственного воспитания не может не влиять различие в воспитании работающей и учащейся части населения или, например, профессионалы ные различия между людьми.

Содержание и средства нравственного воспитания различных групп населения обеспечиваются господством единого типа коммунистической нравственности, нашедшей свое концентрированное выражение в моральном кодексе строителя коммунизма. Такое единство содержания нравственного воспитания является важным преимуществом социалистического общества, которое могло появиться лишь в результате ликвидации антагонистических классов, подорвавшей почву существования буржуазной морали и создавшей условия безраздельного господства морали коммунистической.

Нравственное воспитание, овладение содержанием коммунистической морали является длительным процессом, который на каждом этапе своего развития имеет особенности, обусловленные конкретными целями и соответствующими средствами нравственного воздействия. Педагоги, наставники, руководители коллективов руководствуются программами (планами) воспитательной работы, которые определяют ее целенаправленность, последовательность и способы осуществления. Действенность нравственного воспитания в каждом отдельном случае зависит от того, насколько научно обоснованны программы с точки зрения учета особенностей объекта воспитания. Создание таких программ и их осуществление обеспечивается соответствующими государственными и общественными институтами. Это могут быть программы этического просвещения, исходящие, например, от общества «Знание» или комсомольских органов, или учебно-воспитательные планы, обязательные для учебных заведений, и т. д.

Осмысление целей нравственного воспитания требует разграничения моральных и психических качеств личности, выявления их взаимосвязи. Моральные устои личности нового типа определяются высоким сознанием общественного долга, ответственностью и т. д. Нравственно воспитанная личность в социалистическом обществе обладает осознанными навыками коллективизма и гуманности. Однако моральные качества, их проявление обусловлено психическими свойствами человека, к которым относятся, например, душевность, общительность, простота, выдержанность и др.

Особенно большое значение имеют волевые качества, обеспечивающие превращение моральных побуждений в действия. Психические свойства человека в определенной мере предопределены его врожденными задатками, но в целом они являются продуктом воспитания; основы психических свойств индивидов закладываются в раннем детстве, поэтому семейное воспитание является начальной ступенью и основой формирования индивидуального характера личности. Под влиянием воспитания психические качества приобретают нравственную наполненность и направленность, т. е. становятся выражением отношения субъекта к окружающей среде.

Психические свойства личности могут получать различное моральное значение в зависимости от того, в какой социально-нравственный контекст отношений они включены. Так, деловитость в буржуазном обществе становится психическим основанием буржуазной предприимчивости. В условиях социалистического образа жизни, как правило, это психическое качество обеспечивает деятельное отношение к общественному долгу. Душевность в религиозной среде становится сопутствующим качеством для позиции всепрощения, а в социалистических условиях, свободных от религиозных и иных фетишей, является предпосылкой искренней человечности, сочетающейся с непримиримостью к порокам и классово чуждым нашей морали проявлениям. Поэтому принципиально важным является вопрос о последовательном осуществлении на всех возрастных этапах и применительно к различным категориям трудящихся классовой направленности нравственного воспитания.

Вопрос о направленности нравственного воспитания в социалистическом обществе следует рассматривать в свете перспективных целей формирования всесторонне развитой личности как высшего нравственного идеала эпохи коммунизма. Духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство — не просто три сосуществующие грани всесторонне развитой личности, но и взаимообусловливающие друг друга стороны личности цельной и целеустремленной. На что обращено духовное богатство человека? На утверждение общественного блага, гуманности или во зло обществу, человечности? Вопрос отнюдь не риторический.

Истории классового общества изобилует примерами подчинения человеческих талантов и способностей интересам реакционных классов, и нравственная позиция личности в этом играет не последнюю роль. Особенно актуальна взаимосвязь нравственной и политической позиций человека, единство которых определяет четкость выбора и решительность действий в критических ситуациях. Преувеличение самостоятельной роли моральной позиции, противопоставление моральных качеств субъекта политической деятельности, его классовым воззрениям чревато опасностью нейтрализма, сползания на оппортунистические позиции в политике.

В этом отношении поучительны высказывания В. И. Ленина против буржуазного и мелкобуржуазного, по сути обывательского, отрыва нравственных оценок от оценок политических. В работе «Победа кадетов и задачи рабочей партии» В. И. Ленин убедительно показал, что такое отстранение морали от политики ведет к абстрактному морализированию, к искусственному сдерживанию революционного действия. «Кадет потому и является идеологом мещанства, что он на политику, на освобождение всего народа, на революцию переносит точку зрения того обывателя, который… удерживал бы толпу, советовал бы не нарушать закона, не торопиться с освобождением жертв из рук палача, действующего от имени законной власти». В. И. Ленин раскрыл несостоятельность буржуазно-догматического взгляда на воспитание как узкопедагогическую проблему, обосновал необходимость органического соединения нравственного воспитания с классовой борьбой пролетариата, с революционно-преобразующей деятельностью трудящихся.

В. И. Ленин решительно выступал против намерения буржуазных теоретиков представить мораль как некую надклассовую, существующую вне времени совокупность абстрактных предписаний, он показал бесплодность и, более того, вредность оторванного от жизни морализирования. Развивая принцип классового, конкретно-исторического подхода к морали, Ленин выдвинул понимание коммунистической нравственности как того, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг рабочего класса, стоящего в авангарде строительства коммунистического общества.

Содержательная сторона коммунистического нравственного воспитания определяется принципами и нормами морали, выражающими классовый интерес рабочего класса, а через него и всех трудящихся. В процессе коммунистического нравственного воспитания люди не просто усваивают определенные нормы и принципы морали, но и осознают их связь с конечными целями классовой борьбы пролетариата — построением коммунистического общества. Ленинские слова о том, что «в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма», есть конкретно-историческое преломление (применительно к современному этапу) выдвинутого им положения о подчиненности нашей нравственности интересам классовой борьбы пролетариата.

Коммунистическое нравственное воспитание формирует личность, способную свободно определить свое отношение к обществу, коллективу, окружающим и к себе самой, исходя из приоритета общественного интереса. Как видно, сущность нравственного воспитания в социалистическом обществе раскрывается в нескольких взаимообусловленных аспектах, каждый из которых имеет относительно самостоятельное значение. Взаимная связь указанных аспектов, более того, их единство обеспечиваются конкретно-историческим, классовым содержанием коммунистической морали, ее принципов и норм, которые, будучи усвоены людьми, определяют направленность их нравственных убеждений, чувств, навыков, моральных качеств и деятельности.

Воспитание граждан социалистического общества в духе коммунистической нравственности является частью большого общепартийного дела строительства нового общества, формирования личности коммунистического типа.

Если бы цели нравственного воспитания обеспечивались простым знанием моральных норм, проблема его социальной направленности просто бы не возникла. Дело в том, что классовое содержание моральных норм не всегда выступает в непосредственном виде. Язык морали обладает свойством всеобщности, вуалирующим его классово-дифференцированный понятийный смысл. Тем не менее в такие понятия, как «добро», «зло», «долг», «совесть», «достоинство», различные классы вкладывают неоднозначный смысл, приспосабливая их к выражению своих классовых интересов.

Неоднозначность выражения классового содержания в языке морали и на различном уровне моральных предписаний создает возможность отвлечения в процессе воспитания от классового подхода в решении его задач, что в свою очередь ведет к формированию нравственной позиции личности, не гармонирующей с социальными задачами общества. Такая опасность связана прежде всего с возможностью абстрактного истолкования некоторых моральных понятий («добро», «зло»). Добро, не соотнесенное с основными определяющими приципами коммунистической морали — с принципами преданности делу коммунизма, социалистическим патриотизмом и интернационализмом,— превращается в абстракцию, низводится до простейшего требования доброты в отношениях к окружающим.

Классовое в морали так или иначе сопряжено о общечеловеческим. Для прогрессивных систем нравственных норм классовое всегда было формой выражения ее общечеловеческого содержания. В системе коммунистической морали эта закономерность приобрела особенно четкое воплощение. Коммунистическая мораль, выражая и защищая интересы рабочего класса, которые объективно совпадают с интересами всех трудящихся, тем самым представляет наиболее полно общечеловеческий нравственный идеал.

Классовый характер коммунистической нравственности получает свое выражение в ее основных принципах, которые являются обобщенным воплощением идеологической, мировоззренческой сути моральных норм. В процессе нравственного воспитания в социалистическом обществе решается задача превращения принципов коммунистической морали в личные моральные качества. Это определяет содержательную сторону процесса нравственного воспитания. Можно выделить основные характеристики содержания нравственного воспитания: это воспитание гражданственности, социалистического патриотизма и интернационализма, коллективизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, человечности.

Привитие людям сознания и чувства гражданственности — высокая и благородная цель нравственного воспитания в социалистическом обществе. Гражданственность — широкое, емкое понятие, несущее определенный конкретно-исторический смысл. Для социалистической личности оно имеет не только правовое значение (принадлежность к социалистическому государству), но и нечто большее — высокосознательное отношение к своим, правам и обязанностям гражданина. Воспитание гражданственности как морального качества личности — это формирование общественно активной личности, руководствующейся мотивами преданности делу коммунизма.

Человек, воспитанный в духе гражданственности, не замыкается в кругу исключительно личных, групповых, профессиональных интересов. Сбои личные интересы он связывает с интересами коммунистического строительства. Умение связать ближние интересы с дальними, перспективными, преломить в малом большое, государственное дело является показателем коммунистической сознательности. Гражданственность исключает корысть и предполагает свободное, убежденное проведение общественных интересов на практике, она неразрывно связана с преданностью коммунизму, социалистическим патриотизмом и интернационализмом.

Патриотическое и интернациональное содержание нравственного воспитания является частью идеологической деятельности КПСС, вместе с этим оно имеет свои особенности. Идеологические принципы нравственное воспитание превращает в формы долженствования, требования морального долга и ответственности. Нравственное воспитание призвано привить людям навыки поведения, соответствующие принципам социалистического патриотизма и интернационализма, проявляющиеся в уважительном отношении к людям иных национальностей, в готовности оказывать практическую помощь социалистическим нациям, в чувстве солидарности с борющимися за свободу и независимость. Социалистическая личность, политически и нравственно зрелая, становится активным проводником принципов социалистического патриотизма и интернационализма, непримиримым борцом с проявлениями националистических пережитков, вредных влияний буржуазной идеологии.

Существенной характеристикой содержательной стороны нравственного воспитания в социалистическом обществе является коллективизм. С одной стороны, коллективизм выражает сущность нового человека и в этом смысле выступает в качестве цели. С другой стороны, коллективизм выступает в виде условия реализации всего комплекса задач нравственного воспитания: гражданственность, коммунистическое отношение к труду, человечность развиваются и реализуют себя через новые формы отношений между людьми. Социалистический коллективизм опирается на осознание человеком морально-политической общности с соотечественниками. Он свободен от классовой и национальной ограниченности и в то же время имеет определенную классовую и интернациональную природу. В условиях современной научно-технической революции коллективизм строителей коммунизма обогащается осознанием сложных, опосредствованных связей человека как работника и гражданина с различными звеньями социального организма. Разделение труда и углубленная специализация производства локализируют функции отдельных работников, углубляя зависимость их деятельности от многочисленных промежуточных звеньев целостного общественного организма, что требует слаженности, основанной на взаимной ответственности, представителей различных производственных служб. Подобная зависимость характерна не только для сферы материального производства, но и для сферы духовной культуры, особенно для образования и науки.

Сердцевину нравственного воспитания в социалистическом обществе составляет воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности. При социализме труд, свободный от эксплуатации, стал источником развития духовных и физических сил человека, действительным мерилом нравственной зрелости и ценности личности, сферой практического объединения общественных и личных интересов, мерилом социалистической сознательности граждан социалистического общества. Требования сознательной трудовой дисциплины являются фундаментальными нормами коммунистической морали, социалистического уклада жизни, образуют основу трудового воспитания. Нравственное воспитание направлено на пробуждение трудовой активности и инициативы советских людей.

Трудовая активность находится в органической связи с творческим потенциалом личности, уровнем ее гражданственности. Коммунистическая мораль, высоко поднимая значение творческого отношения к труду, не противопоставляет творчество и просто исполнительность. Исполнительность — это добросовестность, аккуратность, обязательность, без чего не может быть успешным любое дело, как малое, так и большое. Но исполнительность не может быть пределом нравственного развития личности. Слепая, бездумная исполнительность, работа «от сих до сих» не характерна для коммунистической нравственности.

Творческое отношение к делу, так же как равнодушие,— качества личностного порядка, они не даются человеку профессией, а воспитываются строем жизни, повседневным общением, семьей, коллективом. Нравственная позиция социалистической личности, раскрываемая как активная гражданская позиция, обусловлена воспитанием самостоятельности мышления, способности сопоставлять и оценивать факты. Это дает возможность самовыражения и самоутверждения нравственной позиции личности.

Иногда подчеркивается, что задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы научить творчески применять исходные принципы и основные нормы в конкретных нравственных обстоятельствах. Но что значит научить? В буквальном смысле научить творчеству невозможно. Воспитать творческую личность (в частности, творческую в нравственном отношении) можно и необходимо. Коммунистической морали чужды типы поведения, базирующиеся на внешнем приспособлении к обстоятельствам, механическом исполнительстве. Осуждая любые формы приспособленчества, социалистическое общество высоко поднимает ценность активной, жизнеутверждающей личности, творчески руководствующейся принципами коммунистической морали. Формирование адекватного коммунистическим идеалам индивидуального сознания, личной убежденности предполагает формирование единства слова и дела, вовлечение человека в общественную деятельность.

Ни с чем не сравнимо воспитательное значение общественной деятельности, являющейся важнейшей сферой формирования коммунистической сознательности масс. Общественная работа воспитывает бескорыстие, коллективизм, преданность общему делу. Коммунистическая партия всегда видела и видит в ней средство подъема трудовой и политической активности трудящихся, средство коммунистического воспитания масс.

Человека воспитывает труд, учеба, отношения в семье, общественное мнение, оценки и реакции окружающих, морально-психологическая атмосфера в трудовом коллективе, общественно-политические события (революционные праздники, знаменательные даты и т. д.), досуг — словом, все, что составляет в совокупности социалистический образ жизни.

В этой связи очень важно отметить огромную моральную ответственность всех, кто так или иначе оказывается в роли субъекта воспитания. Педагог и организатор производства, штатный воспитатель и руководитель общественных организаций, в конечном счете любой гражданин социалистического общества должен учитывать моральные последствия практических дел, поступков. Для того чтобы процессы нравственного воспитания были по-настоящему управляемыми, советские люди должны владеть теорией нравственного воспитания, руководствоваться в своих действиях знанием конкретно-исторических критериев нравственного поведения. В свою очередь восприятие трудящимися норм коммунистической морали должно осуществляться в тесной связи с социальными требованиями времени, исторической обстановкой, особенностями идеологической борьбы.

Целенаправленность определяет общее содержание воспитательного процесса и ориентирует нравственно-воспитательную деятельность на решение конкретных практических задач созидания коммунистического общества.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал мысль о необходимости вести конкретно-воспитательную работу в массах, тесно увязывая ее прежде всего с практикой хозяйственно-экономического строительства. Он отмечал: «…надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда, надо связывать массы с строительством общей хозяйственной жизни в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и когда он себе это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен».

Коммунистическая партия на каждом этапе развития нашей страны с учетом конкретных условий и обстановки ставит определенные задачи в области коммунистического воспитания трудящихся, подчиняя их задачам экономического и социально-политического строительства, выполнения и перевыполнения народно-хозяйственных планов. КПСС решает задачу повышения качества и эффективности всей хозяйственной и организаторской работы, задачу улучшения дела воспитания.

Качество нравственного воспитания во многом зависит от того, насколько последовательно осуществляет свою деятельность воспитатель, насколько целостно в воспитательном процессе преломляется система категорий, принципов, норм и правил поведения, выраженных в конкретных требованиях нашей морали, что в значительной мере обусловливает процесс формирования у личности целостной системы моральных представлений.

В организации воспитательного процесса важно соблюдение систематичности, т. е. обеспечение «ритмичности» воздействия трудовой деятельности как условия нравственного воспитания. Поэтому регламентация всей деятельности трудового коллектива на основе принципов социалистического хозяйствования, научных методов организации и стимулирования труда и т. д. и их реализация в практической деятельности являются залогом успеха и в области нравственного воспитания. Скажем, штурмовщина, непродуманные решения, безответственность и иные негативные моменты, нарушающие нормальный ритм трудовой деятельности, снижают возможность систематического воздействия организации трудовой деятельности в коллективе на формирование моральных качеств человека. И напротив, когда работа коллектива бесперебойна, ритмична, то она существенным образом влияет на непрерывность воспитательного процесса, способствует установлению постоянного режима воспитательных воздействий через труд.

Систематичность выступает и как общее требование к организации собственно воспитательной деятельности. Мероприятия от случая к случаю — эти антиподы систематичности — наносят ущерб нравственному воспитанию людей. Систематичность в нравственном воспитании состоит не только в обеспечении постоянства, повторяемости этого процесса, но и в последовательности, переходе от простых к более сложным формам его осуществления, вырабатывающих в человеке настойчивость, волю, жизненный ритм, стремление доводить каждое начатое дело до конца.

Ни одно из средств воспитательного воздействия на человека не может быть положительно или отрицательно оценено в смысле его эффективности без сочетания с другими средствами воспитания, т. е. без учета комплексного воздействия на личность всей совокупности средств нравственного воспитания. Комплексный подход к организации воспитательного процесса предполагает строгий учет конкретной ситуации, особенностей объекта воспитания и т. д., т. е. целенаправленный отбор воспитательных воздействий, наиболее результативных в конкретных условиях. Ведь воспитание моральных качеств личности, моральной атмосферы в коллективе становится возможным тогда, когда организация воспитательного процесса представляет собой единый комплекс воздействий, включающий коммунистическую нравственную направленность всех сторон жизни и деятельности коллектива, ее связь с практикой коммунистического строительства, использование наиболее действенных идеологических средств, скоординированных между собой и с поставленными конкретными воспитательными задачами.

Организационные принципы нравственного воспитания реализуются как в процессе планирования, так и в практике воспитательной работы. Неукоснительное их соблюдение способствует повышению качества и эффективности работы по формированию нравственной личности нового типа.

При выборе средств нравственного воспитания, применении его организационных принципов важно учитывать, что сфера морального регулирования — сфера отношений личности и общества — является очень широкой и что последняя регулируется многообразными средствами (политическими, правовыми и др.).

Вместе с тем мораль как общественное явление представляет собой наиболее общий регулятор отношений личности и общества, и в процессе нравственного воспитания вырабатываются наиболее общие качества личности. Нравственные качества личности выражают ее отношение к обществу, и это отношение оказывает активное влияние на выполнение каждой социальной функции. В них синтезируются наиболее общие свойства социальной деятельности, характерные для социалистического общества. Поэтому подготовка (воспитание) человека к каждому конкретному виду деятельности должна непременно предполагать и формирование нравственных качеств личности, необходимых для придания ее деятельности должной направленности и последовательности. Следовательно, в процессе нравственного воспитания осуществляется подготовка индивида не к какому-то одному виду деятельности, а к любому независимо от его конкретного содержания.

Нравственное воспитание проникает во все сферы жизни социалистического общества. Так, в системе народного образования учебный процесс выступает как средство и условие нравственного воспитания молодежи. Моральные знания студенческая молодежь получает в ходе изучения марксистско-ленинской теории, вопросов стратегии и тактики международного коммунистического и рабочего движения, документов КПСС, а также основ марксистско-ленинской этики, принципов и норм коммунистической морали. Целенаправленное воздействие в морально-этическом плане заключает в себе преподавание общетеоретических и специальных наук: воспитание патриотизма и интернационализма, чувства гордости за достижения советского народа, раскрытие гуманистической природы науки в условиях социализма, научно-технического прогресса, заботу об охране окружающей среды и т. д.

Таким образом, формирование высоких нравственных качеств личности нового типа составляет важнейшее условие и залог успешного участия в коммунистическом строительстве. Поэтому нравственное воспитание членов нашего общества как в процессе подготовки их к практической деятельности, так и в самой трудовой деятельности в коллективе охватывает наиболее широкий спектр отношений личности и общества, коллектива и личности.





Комментарий к статье