ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Дальнейшее укрепление, развитие социалистического образа жизни выдвигает перед системой нравственного воспитания множество проблем. Среди них на первом плане — формирование разумных потребностей. Партия, как подчеркивается в документах XXV съезда КПСС, будет и дальше последовательно решать задачу повышения материального благосостояния советского народа. Вместе с тем указывается на то, «чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии» Здесь, как видим, возникает сложная проблема в сфере нравственного воспитания. Попытаемся выяснить, каково отношение личности к материальным и духовным потребностям.

Внутренний, духовный мир личности составляют: образ мыслей, потребности, чувства, стремления. Подчеркивая исключительное значение потребности в жизнедеятельности людей, основоположники научного коммунизма писали: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей…».

Потребности всегда имеют исторический и социальный характер, они детерминируются совокупностью условий существования людей, зависят и от уровня развития личности. Совокупность экономических, социальных, интеллектуальных и т. д. потребностей является выражением содержания образа жизни. Образ жизни в силу этого характеризуется и определенным соотношением материальных и духовных потребностей. Он охватывает значительно более широкий спектр ценностей, чем перечень материальных благ, создаваемых материальным производством. Отсюда неправомерна любая попытка свести образ жизни лишь к материальным благам, ибо при одном и том же количестве материальных благ в обществе могут сосуществовать различные по своему содержанию и жизненной ориентации образы жизни. Подчеркивая это обстоятельство, нельзя также забывать о том, что материальные блага, находящиеся в распоряжении общества, в зависимости от господствующих общественных отношений детерминируют те или иные возможности для образа жизни народа. Материальные блага, их достаток создают вещественную основу, на которой зиждется образ жизни.

Однако потребности в материальных благах имеют свои границы. Индивид не в состоянии потреблять больше того, что необходимо по научно обоснованным нормам, за исключением, конечно, крайних случаев, обусловленных болезненным состоянием или другими причинами. Выход потребления за пределы научно обоснованных медицинских норм не способствует развитию личности, Экстенсивный характер потребления не возвышает образ жизни человека, не делает его более содержательным и возвышенным по сравнению с предшествующим этапом развития, равно как по этому критерию нельзя определить, насколько совершеннее один образ жизни другого образа жизни.

Наряду с материальными потребностями и на их основе у человека возникают потребности более высокого порядка — духовно-нравственные. Они обусловлены развитием общества и индивида, социалистической культурой. Наука, образование, искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение) — направлены на удовлетворение духовных потребностей людей и их совершенствование. Особенностью духовных потребностей является то, что они не имеют пределов, более подвижны и весьма чувствительны к воздействию нравственного воспитания.

Социалистическое общество активно влияет на характер потребностей, устраняет одностороннюю ориентацию на материальное потребление. И хотя еще не все вопросы в этом плане решены на этапе зрелого социализма, тем не менее стремление к разумному сочетанию материальных и духовных потребностей выступает в качестве ведущей тенденции в совершенствовании социалистического образа жизни. Ориентация общества на потребности более высокого порядка — потребности личности в творческом содержательном труде, общественной деятельности, потребности познавательные, эстетические и т. д. — отражают общую направленность социализма в совершенствовании образа жизни. Социальная политика партии заключается в том, чтобы внести более рациональные моменты в потребление и ограничить возможности нерационального, престижного потребления. Объектом организованного регулирования выступают и такие категории потребления, которые считаются вредными с медицинской и культурной точек зрения (например, табачные изделия). И такое вмешательство общества вполне оправданно, ибо оно направлено на укрепление здоровья людей. Социализм располагает и соответствующими экономическими рычагами для воздействия на характер потребления, шкалу ценностей, которой руководствуется личность в своем образе жизни. Однако одного экономического воздействия на формирование потребностей недостаточно, если оно не подкрепляется нравственным воспитанием.

Сейчас уже нет сомнений в том, что повышение уровня материальной и культурной жизни оказывает свое влияние на поведение личности, ее ценностную ориентацию. В практике воспитательной работы все большее внимание уделяется поиску способов и средств ограничения потребительских тенденций, нежелательных для общества и личности. Нельзя также не учитывать и того факта, что наши идейные противники возлагают надежды на перерождение советского человека в обывателя, «раба вещей», потребителя. Поэтому вопрос о потребительстве далеко не праздный. В условиях повышения благосостояния трудящихся не исключена возможность и временного оживления потребительской психологии, хотя такая психология не вытекает из природы социалистического строя, господствующих в нем социалистических общественных отношений, мировоззрения, духовной культуры и нравственных установок.

В. И. Ленин придавал большое значение борьбе с мелкобуржуазной психологией, мещанством, которое тесно связано с потребительством. В его произведениях содержится характеристика мещанства как социально-психологического явления. Мещане — это люди, «забитые не теорией, а предрассудком, обычаем, рутиной, люди равнодушные, то, что называется обыватели…».

Мещанство же не имманентно присуще человеку, оно не вытекает из его природы, а существует в качестве пережитка прошлого, преодоление которого требует длительного времени. Так, дефицит на некоторые товары способен породить не только престижное потребление, но и создавать почву для личного обогащения отдельных граждан. Против такого явления направлены, например, многие статьи новой Конституции СССР, где прямо указывается, что «основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы… Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества».

Наряду с организационными мероприятиями, препятствующими распространению мещанской, мелкобуржуазной психологии, большое значение имеют деятельность социальных институтов по эстетическому и правовому просвещению населения, подъему их нравственной, правовой культуры, пропаганда разумных потребностей, воспитание на положительном примере, на лучших нравственных образцах.

Эффективность нравственного воспитания связана со степенью теоретической разработанности самой проблемы разумных потребностей. Состоявшаяся в 1975 г. в Минске теоретическая конференция «Проблема формирования потребностей в условиях развитого социализма» со всей очевидностью показала необходимость разработки критерия «разумных потребностей». Изучение этой проблемы Белорусской партийной организацией подтвердило актуальность ее теоретической разработки. Возможности для разработки этой проблемы в научном и практическом отношениях все время расширяются. Как в нашей стране, так и в странах социалистического содружества имеются научно обоснованные нормы потребления продуктов питания. Есть соответствующие данные о потреблении одежды и обуви.

Нравственное воспитание имеет все возможности сосредоточить свои усилия на формировании разумных потребностей. При этом новый образ жизни должен выступать не в виде «потребительского рая», а быть основанным на исключительном разнообразии потребностей, вкусов и наклонностей личности. Нельзя в нравственном воспитании противопоставлять материальное и духовное, ценности материального и духовного порядка. «Вещная болезнь» начинается с бездуховности, с однобокой ориентации на материальное благополучие и заканчивается нравственным разрушением личности. Социалистическому же образу жизни свойственно гармоническое развитие, ибо он основан на богатстве духовного мира индивида.

Процесс нравственного воспитания по укреплению, развитию и совершенствованию социалистического образа жизни сложен. На человека оказывает свое влияние семья, ориентация родителей на ценности жизни и культуры, от них прежде всего зависит пробуждение потребности и в духовном развитии. С этого и начинает складываться будущая модель образа жизни подрастающего поколения. Попадая в трудовой, производственный, научный или учебный коллектив, человек приносит туда и сформировавшиеся в семье, школе, высшем учебном заведении представления о ценностях жизни. И если эти представления были неправильными, то социалистическому трудовому коллективу приходится уже не воспитывать, а перевоспитывать человека. А дело это чрезвычайно трудное, ибо сложившиеся стандарты и образцы жизни, на которые ориентируется личность, обладают инерционностью. Это особенно видно на примерах преодоления устаревших традиций, пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Пережитки прошлого не присущи природе социализма. Вместе с тем они существуют, и с ними нельзя не считаться. Вот почему так остро был поставлен на XXV съезде партии вопрос о борьбе с отклонениями от норм коммунистической нравственности. На практике причины отклоняющегося поведения могут быть весьма разнообразными, отражая всю сложность нравственных отношений между людьми и функционирования самих норм морали. Стяжательство, например, в его современном виде — это не только взяточничество, но и использование служебного положения, это и спекуляция. Короче говоря, стяжательство многолико. Отклонения от норм общественной морали становятся все более нетерпимыми с точки зрения как интересов общества, так и самой личности. И процесс преодоления таких отклонений в образе жизни людей является наиболее трудным, ибо эти отклонения связаны с многочисленными традициями, навыками, психологией людей, которая преобразуется значительно медленнее, чем материальные условия существования. Не случайно В. И. Ленин обращал внимание коммунистов на то, что преодоление старого наследия может занять целые десятилетия. Следует также иметь в виду неравномерность распространения отклоняющегося поведения но различным сферам жизнедеятельности людей.

Партийные и общественные организации накапливают все больший опыт в работе среди населения по местожительству, ориентируя трудовые коллективы на более эффективное нравственное воспитание трудящихся. Такая работа строится дифференцированно среди различных категорий населения. В результате обогащается содержание культурно-воспитательной работы на местах, укрепляются связи коллектива с местными Советами народных депутатов. В некоторых городах страны уменьшилось количество правонарушений среди подростков в результате правового и нравственного воспитания. В работе среди населения партийные и общественные организации ориентируются на рациональное использование свободного времени, на развитие социальных, интеллектуальных, познавательных и эстетических потребностей личности.

Для практики нравственного воспитания имеет большое значение такая проблема, как удовлетворенность или неудовлетворенность индивида своим личным образом жизни. Это обусловливает необходимость усиления индивидуальной работы среди населения, более полного учета факторов, влияющих на степень удовлетворения личной жизнью,

Неудовлетворенность индивида личным образом жизни порождается многими причинами, в том числе возросшими требованиями к творческому содержанию труда. В практике нравственного воспитания не может не учитываться изменение мотивировки у подрастающего поколения в отношении к физическому труду. Однако нельзя также и ориентировать молодое поколение лишь на профессии творческого труда, необходимо подчеркивать мысль, что в каждом виде трудовой деятельности можно выявить творческое содержание, если относиться к труду добросовестно, отдавать себе отчет в общественной полезности и необходимости данного вида труда для общества. Проблема удовлетворенности личным образом жизни имеет множество граней. Она включает в себя множество показателей, которые создают Известную морально-психологическую атмосферу, своеобразную комфортность образа жизни коллектива и личности. Укрепление моральной атмосферы, повышение удовлетворенности личности своим образом жизни составляет насущную задачу нравственного воспитания.

Преимущества того или иного образа жизни рельефно выявляются в его нацеленности на перспективу. Чем шире такая перспектива, тем оптимистичнее данный образ жизни, тем большими возможностями воздействия он обладает на образ мыслей людей, их социальную активность. Нравственное воспитание станет более эффективным, если оно будет воспитывать в людях коммунистическую устремленность — важнейшее духовное качество, которое позволяет человеку в каждом деле видеть большой общественный смысл, жить интересами общества, бороться за их реализацию, осознавать интересы общества как свои собственные. В такой устремленности к высоким общественным целям проявляется высокая сознательность советского человека, его умение и готовность бороться за коммунистические идеалы. Социалистический образ жизни предоставляет все более широкие возможности человеку для воплощения целеустремленности к высоким общественным целям в сфере трудовой и общественно-политической деятельности, в познании и освоении духовно-нравственных ценностей коммунизма, в воспитании подрастающего поколения, в борьбе с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, с буржуазной идеологией и моралью. В процессе такой практической деятельности формируются лучшие нравственные качества советского человека, развивается его сознательность, высоконравственным становится его поведение. Опираясь на все более расширяющуюся практику, жизнедеятельность личности, нравственное воспитание в состоянии повысить и эффективность своего влияния на личность, ориентируя ее на лучшие образцы жизни и эталоны поведения. Коммунистическая устремленность к общественным целям, таким образом, может быть тесно связана с преобразованиями в самом образе жизни людей.

Особенность нравственного воспитания в сфере совершенствования социалистического образа жизни, следовательно, состоит в выборе высоконравственных целей, путей и средств их достижения.

Формирование социалистического образа жизни и активной жизненной позиции личности составляет одну из важнейших особенностей нравственного воспитания в современный период. Она обусловлена тем, что зрелый социализм характеризуется новым образом жизни и предъявляет к нравственной личности всевозрастающие требования. Личность становится в полном смысле слова нравственной тогда, когда ее деятельность проникнута коммунистической идейностью, когда она руководствуется в своем поведении сознанием и чувством общественного долга и гражданской ответственности.

Нравственное воспитание осуществляется в постоянно меняющихся условиях: научно-техническая революция, воздействующая на характер труда человека, его образ жизни и нравственный мир, развивающиеся потребности и запросы социальных групп, рост их общественной активности, образованности и информированности и др. Все это не может не накладывать свой отпечаток на нравственное воспитание трудящихся в современных условиях, на деятельность социальных институтов по воспитанию. Эффективность его осуществления все больше становится в зависимость от связи с наукой о воспитании, от отношения к нему как к искусству формирования духовного мира личности.





Комментарий к статье