В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии. Концепция стресса Ганса Селье была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер, и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия, который назвал адаптационным синдромом, или стрессом (от английского слова stress — напряжение).
Работы Г. Селье положили начало системному исследованию этого явления, в результате чего к настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды (рис. 15.1).
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
- тревоги;
- резистентности (адаптации);
- истощения (рис. 15.2).
Рис. 15.1. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые положены в основу концепции Г. Селье.
На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стресс продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Следует отметить, что в ранних исследованиях Ганса Селье нервной системе и психике было отведено скромное место, и лишь в своих поздних работах этот автор признал важное значение психологических аспектов стресса для человека. В его теории к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, но позже Селье выделил две формы стресса: полезную — эустресс, и вредоносную — дистресс. Таким образом, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему).
Сопротивляемость организма по отношению к повреждающим факторам
Рис. 15.2. Стадии развития стресса по Г. Селье
Существует ряд факторов, которые могут способствовать переведению начального «неопределенного» стресса в негативную или позитивную форму (табл. 15.1).
Обще понятие о стрессе
Таблица 15.1. Факторы, способные модифицировать исходное состояние стресса в дистресс или эустресс
Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления фундаментального противоречия биосоциальной природы человека. Взаимосвязь между врожденными реакциями и социальными нормами показана на рис. 15.3.
Рис. 15.3. Противоречие между биологической природой человека и его социальными функциями как источник стресса
ОСОБЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА
Психическим проявлением синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс.
Рихард Лазарус в своих работах определял психологический стресс как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром и как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс», что, по сути, довольно близко между собой.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей (табл. 15.2).
Таблица 15.2. Отличия между биологическим и психологическим стрессом
Параметр | Биологический стресс | Психологический стресс |
Причина стресса | Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм | Социальное воздействие или собственные мысли |
Характер опасности | Всегда реальный | Реальный или виртуальный |
На что направлено действие стрессора | На жизнь, здоровье, физическое благополучие | На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью | Есть | Отсутствует |
Характер эмоциональных переживаний | «Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев | «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность , зависть, раздражительность и т. д. |
Временные границы предмета стресса | Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим | Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время) |
Влияние личностных качеств | Незначительное | Очень значительное |
Примеры | Ожог горячим паром. Интоксикация, вызванная приемом алкоголя. Вирусная инфекция. Обострение гастрита после приема острой пищи | Страх полетов на самолетах.
Семейный конфликт. Несчастная любовь. Беспокойство по поводу будущего |
Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом могут быть выявлены с помощью контрольного вопроса: «Наносит ли стресс явное повреждение организму?». Если ответ «да» — это биологический стресс, если «нет» — психологический. Механизм развития психологического стресса, вызванного беспокойством за будущее (с учетом особенностей личности человека), показан на рис. 15.4.
Рис. 15.4. Механизмы формирования психологического стресса
Разнообразие всех основных факторов, влияющих на характер и интенсивность проявления психологического стресса, показано на рис. 15.5.
Рис. 15.5. Факторы, влияющие на развитие психологического стресса у человека