АКТИВНОСТЬ — ОБЩЕЕ СВОЙСТВО ЖИЗНИ
Активность — общее свойство жизни. Это связано с такими фундаментальными понятиями, как обмен веществ, рост и развитие, размножение, адаптация. Для всех этих процессов необходима энергия. Энергию живые существа добывают из окружающей среды, чаще всего путем активного захвата питательных веществ и кислорода, взаимодействие которых в митохондриях клеток дает АТФ — универсальный источник энергии для всех живых организмов на Земле.
Некоторые живые организмы (растения, грибы и бактерии) используют формы питательных веществ, равномерно рассеянные в пространстве. Соответственно, уровень их активности невысок (интенсивность солнечного света, воды и минеральных солей примерно одинаковы в близлежащих точках пространства).
В отличие от них животные и человек вынуждены проявлять повышенную активность в поисках пищи, которая распространена неравномерно и требует повышенных усилий по ее добыванию. Поэтому наиболее высокие показатели активности в живой природе отмечаются у хищников, которые активно разыскивают свои жертвы и нападают на них. В то же время сидящие организмы (прикрепленные моллюски, коралловые полипы и паразиты) ведут пассивный образ жизни. Чем выше активность живых существ, тем лучше развита у них нервная система и тем сложнее протекают психические процессы.
Для примера можно взять ряд животных, находящихся на одной ступени эволюционной лестницы (рис. 25.1).
Действия беззубки крайне бедны и сводятся в основном к закрыванию створок раковины в случае опасности.
Виноградная улитка может активно перемещаться и поглощать пищу.
Осьминог уже обладает сложной психической жизнью, способен охотиться и различать геометрические фигуры.
ПСИХИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ
Психика живых существ является дополнительным источником их активности, причем чем сложнее психика, тем выше активность. Это связано с наличием таких психических феноменов, как память (обращение к прошлому), блока программирования (обращение к будущему), представлений (наличие образов предметов и явлений при их отсутствии в реальности)и пр.
По мере усложнения нервной системы животных в процессе эволюции происходило усложнение их психики — как форм отражения, так и поведения. Вслед за безусловными рефлексами возникла их усложненная форма — инстинкт, а затем условные рефлексы первого рода («павловские»). Следующей ступенью повышения активности было формирование инструментальных рефлексов, с помощью которых животные научились активно воздействовать на окружающую среду, удовлетворяя свои потребности. Примером подобных рефлексов может служить поведение голубей в опытах Б. Ф. Скиннера, которые обучались открывать кормушку с пищей, нажимая на специальный рычаг.
У высших приматов активность становится более изощренной. Так, обезьяны могут составлять две палки, чтобы достать далеко расположенный банан, или строят для этой цели пирамиду из ящиков.
Качественно новую форму активность приобрела с возникновением разума. В отличие от животных, человек, прежде чем начать активное воздействие на окружающую среду, предварительно преобразует ее в своем сознании. Следует отметить, что активность человека значительно превышает активность любого живого существа на Земле. Это связано с тем, что у человека помимо биологических потребностей существует масса потребностей более высокого порядка (социальных и духовных).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В зависимости от исходной системы координат можно выделить различные типы активности человека, связанные с его трудом, учебой или саморазвитием. Всего можно насчитать десять разновидностей самостоятельной активности человека, что отражено в табл. 25.1.
Тип активности | Содержание |
Потребление | Потребление питательных веществ, кислорода, использование предметов жизнедеятельности (домашней утвари, одежды, мебели, средств передвижения, недвижимости, средств гигиены и пр.) |
Познание | Познание мира. Перцептивная деятельность. Различные виды чувственного (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое) и интеллектуального познания (наука) |
Общение | Обмен информацией. Обмен эмоциями. Познание и источник удовольствий при взаимодействии с другими людьми |
Преобразование реальности | Существует две разновидности данного типа активности. Первый — это адаптация себя под влиянием изменения внешней среды. Например, при низких температурах человек инстинктивно стремится укрыться от холода, больше питается, дрожит. Второй способ адаптации — преобразование реальности под себя. В случае низких температур человек может разжечь костер, включить электрический обогреватель или уехать в теплые края |
Игра | Игра — это активность ради активности, когда человек получает удовольствие не от достижения какой-то конкретной цели, а от самого процесса деятельности. Такой вид активности особо присущ детям, но присутствует и у взрослых (спортивные, карточные игры и пр.) |
Учение | Получение новых знаний, умений и навыков. Индивидуальная и социальная форма учения как специфического вида активности |
Профессиональная деятельность | Профессиональная деятельность (труд) может иметь различную мотивационную основу. Этот вид активности может являться способом социальной адаптации («Кто не работает — тот не ест»), способом достижения определенного социального статуса (карьера), способом самореализации и т. д. |
Творчество | Чаще всего творческая активность является способом самореализации, однако в современном обществе нередко творческая активность есть лишь разновидность профессиональной деятельности композитора, художника, писателя. Как писал о таком варианте существования А. С. Пушкин,
«не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» |
Преобразование самого себя | Самопознание, саморегуляция, самоизменения |
Главное направление социальной активности человека можно назвать «вектором социальной активности». Существует четыре основных, наиболее важных вектора социальной и нравственной ориентации активности человека, отображенных на рис. 25.2.
Например, в рамках экономического вектора человек может жить в системе равного распределения материальных благ, при которой исчезает мотивация к труду (система «военного коммунизма»).
Он может жить в развитой капиталистической системе, где общество потребления стимулирует трудовую деятельность, или являться членом рабовладельческой формации, где труд презираем, так как является уделом рабов.
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Существует ряд внешних и внутренних факторов. влияющих на уровень активности человека. Типология этих факторов показана на рис. 25.3.
Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами, не направлены на реализацию низших биологических потребностей, и не приносят человеку прямой материальной выгоды. К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностями к самореализации, свободе, познанию и любви.
Следует отметить, что само занятие какой-то деятельностью из вышеуказанного перечня еще не позволяют отнести данную деятельность к разряду духовных. Если человек использует науку, искусство или религию только для достижения определенного социального статуса или как способ получения денег, то его нельзя назвать духовной личностью. С другой стороны, человек может заниматься обыденной работой и одновременно быть занятым духовными поисками в области науки или искусства. Например, К. Э. Циолковский был учителем в школе, а в свободное время занимался созданием теории космонавтики и писал фантастические романы.
Понятие духовной жизни не имеет четкого определения и сильно зависит от угла зрения. Существует религиозное представление о духовности, которое понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы. С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности. Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер деятельности людей (рис. 25.4).
АКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
К активности человека тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоционального выгорания» и т. д. Под этим явлением понимают «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы». Данное явление затрагивает определенный круг профессий (педагогов, психологов, врачей и социальных работников) и является следствием противоречия между изначальным уровнем высокой внутренней активности, с одной стороны, и низким уровнем отдачи от профессиональной деятельности — с другой.
Помимо представителей вышеназванных профессий, этот синдром отмечается также у биржевых маклеров, продавцов, работающих в системе сетевого маркетинга, и представителей ряда других профессий, испытывающих длительные эмоциональные перегрузки. Это явление (в англоязычной литературе оно называется burnout) широко изучается на Западе, но в нашей стране еще не стало предметом заботы со стороны медиков и психологов. Данный феномен представляет собой многокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, занимающие активную жизненную позицию по отношению стресс-факторов, демонстрируют низкие показатели выгорания. Исследователями также отмечается, что профессиональному выгоранию способствует экстернальный локус контроля индивидуума — то есть перенесение ответственности за свою жизнь на внешние факторы.
Основные составляющие элементы (маркеры) профессионального выгорания изображены на рис. 25.5.