СПОСОБНОСТИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ

  1. Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека.
  2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
  3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
  4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д. Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов (рис. 27.3).

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет.

Рис. 27.3. Этапы становления способностей

Рис. 27.3. Этапы становления способностей

Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия (рис. 27.4).

Рис. 27.4. Условия плодотворного развития способностей у ребенка

Рис. 27.4. Условия плодотворного развития способностей у ребенка

Реально судить о способностях ребенка можно по совокупности следующих показателей:

  • скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;
  • качественный и количественный уровень достижений;
  • склонность к занятиям данной деятельностью;
  • цена успехов (соотношение достижений и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов).

Условия развития у человека социальных способностей

  1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.
  2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
  3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеют отношение к его способностям.





Комментарий к статье