Содержание, принципы и пути полового воспитания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная и производственная жизнь, супружество, родительство, досуговая деятельность и проч.), составляет содержание полового воспитания.

Оно включает в себя ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический [Этика и психология…, 1984]. Научным изучением проблем, связанных с полом человека как системой, занимается, как мы уже говорили, междисциплинарная сексология, и в этом смысле половое воспитание можно охарактеризовать как аспект прикладной сексологии.

Содержание полового воспитания конкретизируется в программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР для 8-х, 9-х и 10-х классов, которые включают следующие темы:

Анатомо-физиологическая и гигиеническая часть.

  1. половое созревание; сущность, признаки, понятие половой зрелости;
  2. развитие ребенка до рождения;
  3. особенности грудного ребенка;
  4. уход за новорожденным;
  5. личная гигиена школьника;
  6. гигиена девушки;
  7. гигиена юноши;
  8. венерические заболевания.

Социально-психологическая часть.

  1. личность, общество, семья:
    • а) что такое личность,
    • б) личность и самовоспитание,
    • в) взаимодействие личности с обществом и семьей;
  2. особенности межличностных отношений юношества:
    • а) психология межличностных отношений,
    • б) культура общения,
    • в) нравственные основы отношений юношей и девушек,
    • г) товарищество и дружба,
    • д) любовь как высшее человеческое чувство,
    • е) культура поведения влюбленных;
  3. брак и семья:
    • а) что такое готовность к браку,
    • б) советская семья и ее функции,
    • в) особенности молодой семьи;
  4. основы семейных отношений:
    • а) идейные ценности семьи,
    • б) нравственные основы семьи,
    • в) коллективизм социалистической семьи,
    • г) психологический климат семьи,
    • д) трудовая атмосфера семьи,
    • е) бюджет и хозяйство семьи,
    • ж) эстетика быта,
    • з) последствия нарушений семейных отношений;
  5. семья и дети:
    • а) забота общества о детях,
    • б) воспитание детей в семье,
    • в) мать и отец — первые воспитатели,
    • г) семья и детские воспитательные учреждения.

При обсуждении этой программы приходится сталкиваться с мнением о ее неудовлетворительности. Некоторые предпосылки такового содержатся уже в ее расхождении с предъявляемыми к ней основными требованиями. Так, в обосновании программы подчеркнуто, что «подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех (выделено нами — Д. И., В. К.) этапах его возрастного развития», но отвечает она скорее не этому требованию, а устаревающим стереотипам обыденного сознания, нацеленным на начало полового воспитания лишь в подростковом возрасте. Примеры можно было бы умножить — за рамками программы оказались планирование семьи и рождаемости, медико-гигиенические и психологические аспекты контрацепции т. д. Программа далека от идеальной и нуждается в совершенствовании, но вывод о ее неудовлетворительности представляется слишком категоричным и малообоснованным.

Эта программа—лишь первый шаг, призванный решить неотложные и ближайшие задачи одновременно, тем самым подготавливая массовое сознание к созданию в стране единой системы полового воспитания. Программа — не просто официальный документ, обязательный для исполнения. Она реализуется в той мере, в какой она соответствует неформальным программам, задаваемым массовыми стереотипами и индивидуальным сознанием: официальная программа не должна ни отставать от культурных стереотипов, ни слишком опережать их — «шаг» прогресса должен быть таким, чтобы его можно было сделать. В противном случае сопротивление обыденного сознания может саботировать содержание программы либо превращать его в полную противоположность требуемому, в любом случае дискредитируя саму идею полового воспитания. Нельзя забывать и то, что программа принята как обязательная для всей страны с ее чрезвычайно вариативными регионарными и культурными укладами; архаичное в одном регионе может выглядеть как безнравственный прогрессизм в другом. Нужна разработка регионарных вариантов единой программы.

Не менее очевидна необходимость разработки программы, действительно охватывающей все уровни возрастного развития ребенка. Но такая разработка не может быть подменена директивным введением новых разделов программы, а требует фундаментального научного и этического обоснования, серьезных исследований в области детской сексологии [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1981, 1986а] с учетом, как подчеркивает Т. А. Репина (1984), диалектики противоречий, возникающих в практической деятельности воспитателя и педагога. Цели, даже самые благородные, не могут заменить обоснований и средств: значение ошибок воспитания в раннем возрасте часто становится очевидным много позже. Сдержанность существующей программы не следует догматизировать, но уместность этой сдержанности на существующем этапе построения системы полового воспитания нельзя не признать.





Комментарий к статье