X

ПОДРОСТОК И ВЗРОСЛЫЙ: Пути взаимопонимания

Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем собственные промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие.

Копилка мастерства

Губкина Татьяна Константиновна

Губкина Татьяна Константиновна — педагог-психолог гимназии искусств при Главе Республики Коми (г. Сыктывкар). Работает психологом 10 лет, в работе отдает предпочтение развивающей и просветительской работе. Победитель конкурса авторских программ «Психолог на пороге века» еженедельника «Школьный психолог»: Постоянный участник всероссийских психологических форумов.

Введение

Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем собственные промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие. А если эти другие — наши подростки, которые еще не научились решать взрослые проблемы?

Нам, взрослым, следует понять, что современные подростки действительно не такие как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие.

Поэтому целью нашей работы является повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания подростков, оптимизация взаимодействия педагогов и подростков, расширения представлений об особенностях подросткового периода, как у самих подростков, так и у взрослых, живущих рядом.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

  1. Психофизиологические особенности подросткового возраста.
    1. Общая характеристика возраста
    2. Противоречия в личностном развитии подростка
    3. Характер подростка
  2. Проблемы взаимодействия взрослого и подростка.
    1. Некоторые подростковые реакции
    2. Мотивы «плохого» поведения подростка
  3. Как оказывать подростку психологическую поддержку
    1. Типичные трудности и способы поддержки
    2. Правила взаимодействия с подростком
    3. Как правильно говорить с подростком
    4. Как поступать в «трудных ситуациях»
  4. Программа развития способности подростков к самопознанию (тренинг)
  5. Словарь основных психологических понятий
  6. Литература

Работа имеет универсальный характер, поскольку адресована широкому кругу читателей: учителям, воспитателям, психологам, соц-работникам, родителям и т.д. Актуальность работы увеличивается в связи с тем, что сегодняшние подростки сильно отличаются от своих ровесников 70-80-х годов.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

1. Общая характеристика возраста (табл. 1)

Переход к подростковому периоду сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростками объясняется изменением отношений подростка к действительности: он чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», а взрослые продолжают считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым.

Подростничество — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Переход к подростничеству характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Таблица 1

Возрастной период Ведущий тип деятельности Психологические новообразования Эмоциональные и поведенческие проявления
11-12 лет (младший подросток) Интимно-личностное общение в процессе деятельности и обучения. «Чувство взрослости», стремление к самостоятельности Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность
12-13 лет (средний подросток) Критичность мышления, формирование самоанализа Потребность в самоутверждении и деятельности, имеющей личностный смысл
14-15 лет (старший подросток) Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста. Половое созревание, формирование полового самосознания, половых стереотипов. Определение места своего «Я» в более широкой системе социальных связей Частые конфликты со взрослыми, нарушения поведения, демонстративные реакции. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах.

Во всем этом наблюдается переход от детства к взрослости. Противоречие периода в том, что чувство взрослости не подкрепляется правами, характер требований и прав не стимулируют развитие. Форсируя события, подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой; неправильно понимая чувство взрослости, часто некритически подражает старшим. Он копирует поведение, внешнюю атрибутику взрослости: одежду, косметику, манеры поведения, особой лексикон и т.п. Здесь встает педагогическая дилемма: внешне относиться к подростку как к взрослому, не обнаруживать обращения с ним «как с маленьким», но вместе с тем оказывать ему постоянную помощь и поддержку, в которой он так сильно нуждается.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, ускоренное половое созревание, появление вторичных половых признаков оказывают влияние на психологические особенности подростка, на его поведение. Проблема внешности — одна из его самых болезненных проблем. Подлинные или мнимые недостатки внешности — неуклюжесть, избыточный вес, слишком большой или чересчур малый рост, прыщи и т.п. вес это прямой повод для очень сильных

переживаний подростка. Ему кажется, что так будет всегда: эти недостатки будут сопровождать его теперь всю жизнь. Внешность — чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, так что подросток постоянно ждете их стороны отрицательной, а то и издевательской оценки.

С этим связана особая подростковая застенчивость. Наиболее важны для подростка признаки развития тела по мужскому и женскому типу. Слишком быстрое и слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное — несовпадение с обычно прямо не формулируемыми, но вполне очевидными для подрастающей группы эталонами — очень важный аспект приобретения популярности.

Дети заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллекта, по кругозору и уровню личностного развития. Успеваемость у многих временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. Часто отношение к учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет.

2. Противоречия в личностном развитии подростка

Известный педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростков, показал родителям, как можно их учитывать.

  1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой. Погасите эмоциональный порыв (в вашей жизни многое способствует этому), и вы получите холодного, расчетливого человека. Поэтому вслушайтесь в то, что волнует и тревожит подростка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.
  2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Истина всегда дороже, если вы ее открыли, пришли к ней сами. Подросток четко улавливает воспитательную фальшь, болезненно реагирует на несправедливость. Его неопытность может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное. Неверно, когда дается лишь оценка поступка, но не пред-принимается попытка разобраться в его мотивах и побуждениях. Альтернатива «виноват не виноват» слишком упрощает дело.
  3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться, поэтому может попасть в беду.
  4. У подростка существует противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. «Мудрые» поучения старших: «не разбрасывайся», «думай только об учебе» — порождаю т конфликт. Обилие увлечений, их непостоянство не опасны. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности. Это еще и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, за которой скрывается беспомощность. Но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им. Подростку очень важно найти свой путь, чтобы одно из увлечений стало призванием. Нужно помочь ему в этом.
  5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать, их невозможно ни объехать, ни обойти.

Важным моментом в жизни подростка является поиск нравственных ценностей, смысла жизни. В этом возрасте они — максималисты. Они должны выбирать дорогу, по которой пойдут дальше, и эта дорога должна быть «самой-самой» разумной и правильной. Переживания этого периода очень часто непонятны взрослым, поэтому подросток остается одиноким в своих исканиях. А ведь он нуждается в нравственном авторитете, который разрешил бы его сомнения.

Нередко подростку трудно быть откровенным с родителями, ему легче приоткрыть душу сверстнику или чужому человеку. Но, конечно, не со всеми происходит именно так. Во многих семьях доверительные отношения между родителями и детьми сохраняются. Их сохранение в первую очередь зависит от такта, выдержки родителей. Противоречия неизбежны, но они не вредят развитию личности, а наоборот, составляют саму его суть. В большинстве случаев ребенок не хочет быть похожим на родителей не потому, что они «плохие», а потому, что они родители. Он хочет быть собой, а значит — другим. Важно только, чтобы это желание быть другим произвело созидательную, а не разрушительную работу, чтобы ребенок стал лучше, а не хуже своих родителей.

Что же делать родителям? Прежде всего — понять. Принять противоречивость, конфликтность развития как должное. Осознать, что в детях продолжается лишь часть их личности. Поэтому выбор должны делать не взрослые, а подросток. Взрослые могут предложить сыну или дочери варианты. Правда, для этого нужно измениться самим.

Социальные условия, в которых живут современные подростки, значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше — на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысла слов «творчество и познание», их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

Счастливая семейная жизнь, дружба, любовь, уверенность в себе — это то самое другое, о чем не говорят, чему не учат в школе. Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростков, до сих пор не являются темами работы с ними.

Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых часто убивают), подросток боится в будущем не выдержать «жизненной» дистанции.

3. Характер подростка

Родителям и педагогам следует знать, что «трудный» возраст-это «трудный» характер. И соответственно, его носитель- «трудный» подросток. Некоторая акцентуация. заостренность черт характера у активно формирующейся личности явление самое, что ни на есть распространенное. Акцентуация характера у подростка является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Самосознание (отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как к чему-то внешнему) возникает не ранее определенного возраста, примерно к 13-15 годам. В этом возрасте имеет смысл говорить детям, что его характер и его личность (его «Я») не одно и то же. Характер для подростка — данность, а сам он не является ни источником, ни виновником того, что его характер таков. Он не сможет изменить что-то, просто приказав себе не делать того, что требует его характер, не поможет и опасная затея «перебороть характер, уничтожить». Нет плохих и хороших характеров. Есть люди, которые умеют использовать свой характер в своих целях, и есть такие, которые не хотят знать себя и боятся себя, оставаясь неудачниками. Следует принять свой характер, подружиться с ним и отнестись к нему как к инструменту общения с миром. Подобное отношение требует от подростка хорошего знания и постоянного изучения своего характера.

II. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И ПОДРОСТКА

1. Некоторые подростковые реакции

Чтобы подкреплять свое чувство взрослости, утвердить свою самостоятельность, право на собственные суждения, подростку невозможно продолжать, как в детстве. подчиняться требованиям старших. Тут-то и кроется причина так называемого подросткового бунта.

Неповиновение — главный механизм взросления на этом этапе. Чтобы почувствовать себя личностью, ему просто необходимо хотя бы что-то сделать по-своему, не так. как диктуют старшие, а лучше всего наоборот. Черты поведения — это типичные реакции, поэтому терпение и мудрость взрослых (родителей, педагогов) должны быть на том уровне, что это еще не черты личности, а реакции. Дилемма в том, что попытки подавить «плохое» поведение, способны закрепить его.

  • A)    Реакция эмансипации — освобождение от зависимости, стремление уйти от опеки, проявляется в отказе от выполнения общепринятых норм, в демонстративном поведении.
  • Б) Реакция протеста (активная и пассивная) — непринятие форм поведения, которые навязывают взрослые.
  • B)    Реакция группирования со сверстниками — это важный канал социализации, подросток дорожит мнением сверстников. Чем более жестко и непримиримо относятся родители к его друзьям, тем больше вероятность того, что подросток предпочтет общество сверстников семье.
  • Г) Реакция хобби (интеллектуально-эстетические увлечения, накопительные увлечения). Взрослым некоторые увлечении подростков непонятны и кажутся неважными, хотя знание и внимание к увлечениям могут служить мостом для налаживания контактов. Запреты на увлечения воспринимаются как самое жестокое наказание. Эгоцентрические увлечения — это занятия, которые удовлетворяют потребность подростка быть в центре внимания, к ним склонны подростки систероидными Чертами (увлечение экстравагантной одеждой, занятия редкими языками, интерес к древности).
  • Д) Реакция компенсации — проблемы в развитии какого-то качества за счет усиленной работы в другой деятельности.
  • Е) Демонстративность — подчеркнуто выразительное поведение, выраженность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с целью привлечь к себе особое (чаше сочувственное) внимание окружающих. Демонстративные реакции могут проявляться даже в явных нарушениях поведения (кражи, нарочитые выпивки, побеги из дому). Смысл реакций — продемонстрировать проблемы.

Некоторые реакции формируются у подростка на непосильные для него требования и проявляются в неуравновешенности, агрессивности. Наличие реакций делает этот возрастной период проблемным для сложных взаимодействий подростка, как с самим собой, так и с окружающими его людьми.

Среди подростковых реакций на первый план выходят цинизм и ложь подростка.

А) Цинизм подростка как педагогическая проблема

Цинизм — это преднамеренно непристойное глумление над тем. что дорого людям; это умышленное выражение пренебрежения. Безоговорочное принятие всех взрослых норм и правил означает для подростка полную обезличенность. а потому совершенно неприемлемо. Причинами возникновения цинизма могут быть: болезненный удар несправедливостью старших; разочарование в людях, которых подросток идеализировал; атмосфера элитарности — положение отпрыска именитого человека, изобилие дорогих «фирменных» вещей, невольное подражание близким старшим.

Цинизм очень легко приживается в психике подростка. И когда его наказывают за это, цинизм только усиливается. Проявления цинизма — это потребность в самоутверждении, в самозащите.

Цинизм может сформироваться в стойкую асоциальную позицию там, где утрачена вера в социальную справедливость. Чаще всего «заражены» цинизмом подростки из неблагополучных семей — в силу хронического эмоционального неблагополучия. Но и в атмосфере благополучия подросток является индикатором скрытых (иногда неосознаваемых) тенденций в семье.

Подростковый цинизм, мода, музыка, жаргон заставляют взрослых брезгливо морщиться, но, похоже, именно эту цель подростки безотчетно преследуют. И так от поколения к поколению на протяжении столетий.

Если длительное время происходит накопление отрицательных эмоций, то оно может превратиться в мину замедленного действия. И в первую очередь, она разрушает или уродует личность ее носителя. У каждого человека (тем более, подростка) должно быть прибежище, где он может безнаказанно, беспрепятственно излить все, что переполняет его душу. Не следует «затыкать рот» подростку, если его информация содержит отрицательную оценку старших или выражение неприязни к ним, когда он возмущается поведением учителей. Если говори ть ему, что «учителя не могут быть такими» — это только усилит его ненависть, обиду.

Мы боимся оказаться в роли пособников бунта подростка («как это не одернуть, если он оскорбляет старших!»). А ведь чаще всего он отшвырнет обратно взрослому брошенное оскорбление («сами вы!..»). Помочь подростку можно, если терпеливо выслушать его, добиться снятия эмоционального напряжения. В наших силах помочь ему понять, что достоинство человека не в том, чтобы насолить обидчику, а в том, чтобы разрядить начавшуюся грозу, не дать состояться конфликту, родиться злобной агрессии.

Б) Подростковая ложь. В чем причины?

Подростки стремятся к независимости, хотят жить своим собственным умом. А взрослые пристально следят за ними и всегда хотят знать, что те делают. Поэтому подростки прибегают ко лжи. Лгут они и потому, что пытаются скрыть то, что может обернуться неприятностями.

Задумайтесь: как вы реагируете на выражаемые отрицательные чувства ребенком? Если чаще — отрицательно, значит, вы «отбиваете охоту» говорить правду. Если вы ругаете за правду, значит быть нечестным выгоднее! Ложь, в основном, порождена стремлением избежать наказания.

Когда возникают отношения «старший — младший», лжи, практически, не избежать. Магической формулы, которая бы враз сделала подростков честными, не существует. Родителям самим следует организовать свою жизнь так, чтобы у подростка было меньше побуждений ко лжи.

Вот некоторые рекомендации: внушайте ребенку с малых лет ваше неприятие лжи:

  • постоянные нравственные наставления имеют определенный эффект;
  • не провоцируйте его: не задавайте вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты;
  • не ставьте отношения с ним в зависимость от оценок, успехов (в музыке, учебе);
  • не устраивайте истерик и не читайте нотаций: подросток не будет говорить правду, видя вас в плохом настроении;
  • будьте последовательны в поощрениях и наказаниях: в разумной форме можно использовать наказание за ложь в виде штрафа, лишения чего-то хорошего из «зоны радости». Но помните: дети лгут и Для того, чтобы избежать физического наказания, если они его получают; боязнь родительского гнева
  • важнейшая причина лжи. Если вы хотите добиться от ребенка искренности, постарайтесь, чтобы его не сковывал страх;
  • задумайтесь, насколько честны вы сами: родители, которые сами частенько обманывают ребенка, не сдерживают данные ему обещания, едва ли могут надеяться, что он будет вести себя иначе. Надежный способ выяснить правду — по-хорошему договориться, создать атмосферу доверительности и ситуацию успеха;
  • постарайтесь понять, почему стала возможной ложь, выясните ее мотивы (возможно, ребенок лжет, чтобы привлечь к себе внимание, из-за ощущения своей неполноценности) и продемонстрируйте свою способность прощать.

Указанные проблемы являются действительно типичными, но вместе с тем в каждом случае нужно искать конкретную причину нарушения поведения и помнить, что значительно продуктивнее, легче, да и просто приятнее строить отношения с подростком, опираясь на то позитивное, что в нем всегда есть.

2. Мотивы «плохого» поведения подростка

Чтобы обеспечить поступательное развитие личности на подростковом этапе, следует учитывать тот факт, что подросток ведет себя плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что причиной его гнева, агрессии могут быть «страдательные» чувства: обиды, боли, непонимания.

Взрослый, занимающийся воспитанием подростка, должен понять мотивы его поступков, т.е. их психологические механизмы.

Психологи выделяют несколько мотивов «плохого» поведения подростков:

  1. Привлечение внимания: ученики стучат по парте ручкой, шепчутся, выкрикивают, требуя, таким образом, внимания педагога. Основная трудность-быть внимательным, не подкрепляя условный рефлекс «хочешь внимания, делай плохо». У подростка бывает голод и на личностное внимание, которое выражается в заинтересованности взрослого его состоянием: «Ты чем-то расстроен?.. О чем-то грустишь?..»
  2. Стремление к власти: подростки видят внешнюю, эффективную сторону властолюбивого поведения, их привлекают люди — «сильные личности», «крутые». Необходимо объяснить подростку отличие двух форм поведения:
    • Копилка мастерства крутой = уверенное поведение + много агрессии,
    • сильная личность = уверенное поведение + много поддержки.
  3. Месть: в целях мщения подростки выбирают то, что произведет впечатление именно на этого человека. Если учитель требует пунктуальности, мститель будет методично опаздывать. Это личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые ему мстят. Нужно разделять личность ученика, выражающего внутреннюю боль с помощью агрессии, и его поведение.
  4. Избежание неудачи: внешне послушный, подросток не выполняет задание, т.к. боится ошибиться и вновь столкнуться с ощущением своего ничтожества. Ему не поможет твердость или требовательность взрослого, здесь нужна только поддержка.

Одна из форм плохого поведения побеги из дома. Это утрированная реакция на то, что «родители его не понимают». Он взрослеет, отдаляется и в своем отчуждении винит родителей.

Скрытым мотивом может быть и соперничество с отцом или матерью. Сын-подросток соперничает с отцом и резко критикует мать за слишком модную или наоборот старомодную вещь; желая скрыть свою привязанность к матери, он начинает придираться к ней без повода. Если в семье мальчик боится отца, не спорит ним, то вымещает свое раздражение на матери (или учителе).

Некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но еще не нашедшие для себя конструктивной альтернативы. -занимают позицию противоположную той, которую ждут от них родители (воспитанная девочка может убежать из дома в сомнительную компанию). Но «борьба за независимость» не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток борется не против родителей, а против своей зависимости от них.

III. КАК ОКАЗЫВАТЬ ПОДРОСТКУ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ

1. Типичные трудности и способы поддержки

К типичным психологическим трудностям подростков относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, сверстниками;
  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
  • трудности отношения к самому себе и понимания самого себя;
  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, кумиров, ценностей;
  • внутреннее (психологическое) одиночество, непонимание со стороны окружения;
  • отсутствие позитивных жизненных стремлений и целей;
  • обида на судьбу, на конкретных людей;
  • переживание собственной неудачливости, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
  • трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.

При оказании психологической поддержки подростку следует использовать некоторую последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения:

  1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе, к миру.
  2. Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников, причин.
  3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
  4. Выработка шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.
  5. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: Как я узнаю, что я достиг результата? Как другие узнают, что я достиг результата?
  6. Определен не союзников — тех, кто поможет достичь поставленной цели.
  7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов».

В работе с подростками можно использовать различные способы:

  • Информирование — расширение информативности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным.
  • Метафора — использование аналогий, образов сказок, притч, случаев из жизни, пословиц. Она позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, снижается субъективная значимость проблемы.
  • Самораскрытие — подростка побуждают «стать самим собой», взрослый делится собственным опытом, выражает терпимое отношение к высказываниям и чувствам подростка.
  • Парадоксальная инструкция — чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть он повторит свои действия (мысли, поступки), по крайней мере, три раза.
  • Убеждение (на фоне уравновешенного эмоционального состояния) — используя понятные подростку аргументы позволить ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных мыслей.
  • Эмоциональное заражение — при установлении доверительных отношений взрослый становится образцом для эмоциональной идентификации, за счет этого он может откорректировать эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным эмоциональным настроем.
  • Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций -актуальна при острых эмоциональных состояниях. Может выражаться в форме слез, смеха, выговаривания, активного действия (постучать, нарисовать, побить подушку, потопать ногами). Отреагирование позволяет разрядить напряжение, вызванное негативной эмоцией.
  • Ролевое проигрывание — моделирование различных, реальных и идеальных ситуаций для тренировки новых способов поведения.

Конкретные упражнения для оказания психологической поддержки всегда ситуативные, они обусловлены, прежде всего, индивидуальными характеристиками подростка.

2. Правила взаимодействия с подростком

Воспитательного результата не будет, если взрослый легко впадает в гнев и негодование, сталкиваясь с отклонениями в поведении.

Правило 1: позитивный настрой.

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека.

Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, злость, то надо прежде привести себя в равновесие (глубокий вдох-выдох, переключение внимания…). Еще один вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если негатива больше, то вам и не удастся достичь взаимопонимания. Обратитесь к воспоминаниям: наверно, были ситуации, когда ваш ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнение о других достоинствах ребенка. В любом случае -переключитесь на позитивные стороны в поведении ребенка.

Правило 2: доверительное взаимодействие.

Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

Древние говорили: можно перейти только тот мост, к которому подошел. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует , что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

Правило 3: субъективность взаимодействия.

Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.

Задача взрослого — научить ребенка «держаться на воде», а не формировать постоянную зависимость от взрослого.

Правило 4: выявление причин.

Нужно найти причины отклоняющегося поведения

Конкретное поведение — это всегда следствие:

  • а) стремления привлечь к себе внимание;
  • б) стремления к самоутверждению; многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
  • в) нравственно-духовной незрелостью, ведущей к обесцениванию чувства любви, добра;
  • г) стремления отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

Правило 5: последовательность во взаимоотношениях.

Вы не достигнете желаемого результата, если будете менять свою позицию или ваши слова, заявления не будут соответствовать вашим действиям.

Например, вы говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Негативизм подростка проявляется в том, что он не хочет слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые он слышал из лицемерных уст.

Правило 6: позитивность взаимодействия.

  1. Постановка позитивной цели. Не «брось курить, перестань опаздывать», а «веди здоровый образ жизни, приходи вовремя».
  2. Опора на положительные качества, восстановление позитивного ощущения. «Я плохой» это негативный жизненный сценарий.

Правило 7: поощрение положительных изменений.

Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением «тройки» по русскому языку, но если твердая «тройка» получена после «двоек», то это надо учесть.

Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.

Правило 8: привлекательная альтернатива.

Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.

Например, подросток курит или употребляет нецензурные выражения, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Тогда может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих иные ценности: посещение кружка, секции, переход в другую.

Правило 9: компромисс.

Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему «лазейку» для сохранения самого себя.

В лагере был подросток, который долго не засыпал и «заводил» весь лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало его. Выходом из ситуации стало назначение этого подростка в группу ночной охраны лагеря.

Правило 10: гибкость.

Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.

С тревожными детьми (ощущение неадекватности, чувство вины) -проявляйте интерес к их чувствам, а с несговорчивыми нарушителями акцентируйте свое внимание не на внутренних переживаниях, а на внешних способах контроля поведения.

3. Как правильно говорить с подростком

Важно не только то, о чем говорим, но и как мы это делаем. Здесь совет универсален — только спокойствие!

Подростки — большие мастера огрызаться и грубить. В тот момент, когда вы уже готовы сорваться, постарайтесь твердо сказать сыну (дочери); «Я расстроена и не хочу больше продолжать этот разговор. Поговорим позже». После этого выйдите из комнаты и дайте друг другу время остыть.

Взрослые обычно теряются от возмущения, когда юные нигилисты изрекают нечто кощунственное. Не стоит сразу обрушивать свой праведный гнев на подростка. Уместнее спросить: «Ты действительно так думаешь? Интересно было бы узнать, как ты пришел к такому выводу». Выслушайте его доводы. Скажите, с чем вы согласны. Потом, не унижая его достоинство, постарайтесь убедительно обосновать свою точку зрения, — и пусть он не сразу изменит свое мнение. По крайней мере, вместо того, чтобы ругаться, вы поговорили по-человечески.

Не бойтесь оставлять выбор за подростком. Им нравится думать не так, как взрослые. Таким образом, они пытаются отстоять свое мнение, свободное от чьего-либо влияния. Так подыграйте ему! Скажите: «Знаешь, ты на меня не надейся. Решай, что тебе лучше. Тебе виднее». Какой интерес возражать маме, которая вроде бы и так не настаивает, а дает свободу действий.

Не расстраивайтесь, если после разговора вам не удастся переубедить подростка. Он еще долго будет «из принципа» стоять на своем. Но в душе будет ожидать удобного момента, когда гордость позволит ему присоединиться к тому, что он и сам считает очевидным.

Учить его правильно общаться можно на личном примере: если вы с мужем, подругой внимательно слушаете друг друга, не ругаетесь, заглушая собеседника, а спокойно отстаиваете свое мнение — лучшего примера не найти.

Бывают такие ситуации, когда лучше промолчать:

  • Когда он «умничает»: не спешите переубеждать, помолчите или задайте встречный вопрос: «Ах, вот как? Ты действительно так думаешь? Очень интересно». Не попадайтесь в ловушку!
  • Когда он поступает неправильно, но ему не грозит физическая или какая-то другая опасность; пусть учится на своих ошибках. Иногда ваше молчаливое внимание может оказать на него более сильное воздействие, чем лоток раздражения, замечаний или бесконечных предупреждений.

4. Как поступать в «трудных» ситуациях

Подросток хочет попробовать тысячи новых, неизвестных ему доселе вещей. Родители же твердо должны знать, что можно, а что нельзя пока разрешать.

  1. В 11 лет ваш ребенок собирается на концерт, на стадион.
    Если его не пугает скопление огромной массы людей — все в порядке. Но одному в такую толпу отправляться нежелательно. Лучше это сделать в сопровождении взрослых или более старших детей.
  2. В 12 лет девочка накрасилась и хочет, отправиться на дискотеку.
    Процесс подражания взрослым нельзя остановить, поэтому лучше разрешить дочери воспользоваться вашей косметичкой. И запреты тут не помогут, дочь воспользуется ею в ваше отсутствие.
  3. В 13 лет-противозачаточные таблетки.
    Прежде всего, дай те дочери понять, что она правильно поступает, спрашивая об этом маму. Поговорите с ней не только о предохранении, но и вообще о сексе. Объясните, что страх потерять друга, отказав ему в интимной близости — не лучшее начало сексуального опыта. Предложите ей литературу на эту тему.
  4. В 14 лет — диета.
    Важно выяснить, что кроется за желанием «сесть на диету». Подросток действительно считает себя толстым, или его просто дразнят в школе? Постарайтесь внушить дочери (сыну), что человек хорош такой, какой он есть. Предложите питаться вместе, но иначе, чем прежде: есть меньше сладкого, жирного, мучного.
  5. В 14 лет-самостоятельное путешествие.
    Если это впервые, не следует разрешать подобное путешествие. Если подросток уже привык к путешествиям в группе сверстников под руководством взрослого, то такое возможно. Решающим условием здесь является то, насколько он способен помочь себе в непредвиденных ситуациях, а в случае необходимости знает ли, к кому обратиться за помощью.
  6. Поздний приход домой.
    Вопрос возвращения с дискотеки или из гостей надо обсудить заранее. Все зависит от того, насколько надежен подросток в выполнении своих обещаний. Если нет, то вначале он должен несколько раз доказать свою пунктуальность. Родителям же необходимо знать координаты, куда их ребенок ушел.

IV. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОПОЗНАНИЮ

Подростки — люди не простые, заинтересовать их чем-то не так легко. Но на что они всегда откликаются охотно, так это на возможность узнать что-то новое о себе, своем характере, поговорить о своих проблемах -Психологи знают, что пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием самосознания, самооценки. Опираясь на психологические особенности этого возраста можно пробовать формировать ответственное отношение к своим поступкам, волевые и коммуникативные качества.

Отчасти решить эти задачи воспитания помогает представленная программа. Она дает толчок к осознанию потребностей и ценностей, к их определенной трансформации. Большая часть описанных методов -более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных воспитательных задач.

Данная программа реализуется в классных группах по 10-12 человек и рассчитана на 10 занятий по 1,5 часа. Она содержит 3 раздела со своими задачами и темами (см. табл. 2).

Таблица 2

Разделы Задачи Темы
I
  • знакомство;
  • выяснение ожиданий учащихся;
  • создание доброжелательной атмосферы;
  • предоставление возможности увидеть себя глазами других.
  • 1.    «Давайте познакомимся»
  • 2.    «Какой я в глазах других людей?»
  • 3.    «Можно ли общаться без слов?»
  • 4.    «Читаю чувства на лице твоем»
II
  • развитие доверия к окружающим людям;
  • осознание позиции «ученик гимназии»;
  • предоставление возможности исследования своего характера, способности к самопознанию.
  • 5. «А нужен ли я людям?»
  • 6. «Какой у меня характер?»
  • 7. «Умею ли я слушать?»
III
  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  • позитивное развитие межличностных отношений.
  • 8. «Чем мы обязаны другим…»
  • 9. «Жить с достоинством, что это значит?»
  • 10. «Умею чувствовать рядом с собой человека».

Кроме того, для каждого занятия определяется его цель, которая будет названа в начале каждой темы далее.

Занятие 1

Тема: «Давайте познакомимся».

Цель: создать атмосферу доброжелательности, пробудить интерес к игровому поведению в группе, объяснить правила работы.

Ведущий рассказывает о цели занятия, создает настрой на серьезные отношения, несмотря на игровой фон занятий, объясняет значимость общения в жизни.

Общение людей — это воздух, без которого наша душа погибает. И как тело нуждается в чистом воздухе, так и душе требуется благодатное общение… Вы сейчас переживаете процесс рождения своего самосознания, своих жизненных планов, целей и ценностей, рождения нового уровня общения. И это общение требует новых навыков, которым можно научиться. Чаще всего человек учится на своих ошибках и разочарованиях: но лучше их совершить на наших занятиях, не тратя на это жизнь. Будем пробовать, ошибаться, не боясь проиграть, будем общаться…

Упражнение 1. «Мое имя»

Участники по очереди рассказывают о собственном имени: кто выбирал это имя, какие с ним связаны ассоциации; как его называть в группе. После знакомства ведущий рассказывает о себе и предлагает примерные правила работы в группе:

  1. доверительный стиль общения;
  2. активное участие в работе (но если не хочешь говорить, промолчи);
  3. закрытость происходящего в группе: не обсуждать после занятий;
  4. умение слушать каждого: не перебивать говорящего, выслушиваем все до конца, не отвлекаемся;
  5. соблюдать ритуалы работы: в начале занятия все встают, аплодируют за удачное высказывание, в конце-возьмемся за руки. Ритуал принятия правил: «Я обещаю…»

Упражнение 2. «Футболка с надписью»

Представьте, что вам дали возможность написать на своей футболке какую-то надпись (девиз, любимое изречение. пословицу и т.п.). Важно, чтобы она рассказывала о вас, отражала ваше отношение к жизни. Упражнение выполняется письменно в течение 5-7 минут. Каждый участник зачитывает свою надпись, приводится обсуждение с помощью и при поддержке ведущего.

Упражнение 3. «Пустое место»

Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним участником никто на стуле не сидит; его задача — переманить кого-нибудь на пустое место без слов, взглядом. Если кто-то увидел приглашающий взгляд, он должен перебежать.

Упражнение 4. «Стул как проблема»

Все мы по-разному реагируем на трудные жизненные ситуации. Представьте, что этот стул (он стоит в центре круга) — это какая-то трудность, с которой надо «расправиться» молча, без слов.

После выполнения идет обсуждение: почему отставили стул в сторону, перешагнули через него и т.п. Ведущий оказывает поддержку ребятам, которые зажаты, не могут выразить мысль точно. Упражнение подводит к выводу, который формулирует и объясняет ведущий: Если обстоятельства сильнее вас, не делайте из этого трагедию: согнитесь, как трава под снегом — у вас еще будет возможность распрямиться.

Упражнение 5. «Знакомство»

Представьте, что вы кандидаты для выполнения важного и ответственного задания. Вы перед отборочной комиссией. Чтобы она отобрала именно вас, постарайтесь рассказать о себе все самое хорошее, но только кратко и точно. После выполнения упражнения — обсуждение.

Анализ работы в группе: каждый продолжит фразу «Сегодня я понял…»

Ритуал окончания занятия.

Занятие 2

Тема: «Какой я в глазах других людей?».

Цель: знакомство с обратной связью как с сообщением, адресованным другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши отношения, какие чувства у меня вызывают его действия.

Ритуал начала занятия: ведущий спрашивает каждого: «Что было важного в твоей жизни за прошедшую неделю?» Объясняет цель занятия.

Упражнение 1. «Ассоциации»

Водящий (первым может быть и ведущий) выходит за дверь. Остальные выбирают одного из участников, которого будет угадывать водящий. Вернувшись, он задает 3-4 вопроса, например, с какой погодой ассоциируется этот человек, с каким временем года, с какой музыкой, и пытается угадать того, кого загадала труппа. Игра повторяется несколько раз. Вопросы тому, кого угадывали: «С какой ассоциацией ты не совсем согласен? Какая понравилась больше? Есть ли различие между твоим представлением о себе и представлением о тебе других?»

Упражнение 2. «Волшебное кресло»

В «волшебное» кресло садится желающий, которому говорит свое мнение любой участник. В этом кресле «высвечиваются» все достоинства и недостатки человека: добрый злой, честный — лживый, аккуратный — неряшливый и т.д. Здесь есть возможность узнать, каким тебя видят ребята. Правила игры:

  • не давать обобщенных оценок (плохой — хороший),
  • говорить о своих чувствах по отношению к человеку,
  • говорить та к, чтобы не обидеть и не оскорбить сидящего в кресле.

Обсуждение по вопросам: «Как ты себя чувствовал в кресле? Когда легче было говорить, когда труднее? Почему эта игра важна для человека?»

Упражнение 3. «Меняемся местами»

Водящий убирает один стул и предлагает поменяться местами с тем, кто получил хорошую оценку, у кого дома есть собака, кто любит мороженое и т.д.

Упражнение 4. «Чемодан в дальнюю дорогу»

Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан»: в него «складывается» то, что, по мнению группы, поможет этому человеку в общении, и то, что ему будет мешать, т.е. с чем надо будет поработать. Ведущий записывает положительные качества (например, дружелюбие, улыбчивость и т.д.) и отрицательные (застенчивость, жадность и др.). При наличии споров и возражений по поводу какого-либо качества, его в список не заносят. Для «полного чемодана» нужно 5-6 положительных и столько же отрицательных качеств. Участник возвращается и ему докладывается о «содержимом» чемодана.

После обсуждения ведущий помогает ребятам прийти к выводу: наше мнение о себе и мнения других часто различаются, и иногда полезно посмотреть на себя глазами других людей.

Работа с «психологическими мыслями»:

  1. «Глуп тот человек, который всегда остается неизменным.» (Вольтер)
  2. «Уважай себя, будь самим собой, и люди воздадут тебе должное.»
  3. «Если я хочу быть счастлив, я должен знать, что счастье начинается только с меня самого (а не с кого-то или с чего-то).»

Ритуал окончания занятия.

Занятие 3

Тема: «Можно ли общаться без слов?»

Цель: показать значение невербального общения в жизни; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние; тренировка осознания и вербализации чувств.

В жизни мы можем разговаривать, не произнося слов: речь идет о наших жестах, позах, мимике и т.п. Комплимент не будет искренним, если его сказали без улыбки, с холодным блеском в глазах. Сегодня мы будем учиться общаться без слов…

Упражнение 1. «Улыбка»

Благожелательная улыбка — это первый знак расположения к человеку, это начало любого разговора и очень простой прием привлечения внимания… Попробуйте открыто улыбнуться тому человеку в группе, кого вы особенно рады видеть и хотите поприветствовать. Обратите внимание на свои ощущения.

После обсуждения — вывод: если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам, первым.

Упражнение 2. «Выражаю эмоциональное состояние без слов»

Ребята делятся на 2 группы (актеры и зрители) и изображают ситуации:

  • мы куда-то идем и вдруг понимаем, что что-то забыли;
  • хотим что-то купить, но не хватает денег;
  • хотим позвонить, но нет жетона;
  • видим человека, которому хотим понравиться; идем туда, куда не хочется идти.

Обсуждение: «Были лег ко или трудно инсценировать? Что помогает выражать чувства? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?»

Упражнение 3.

А) «Скульптура чувства». Создайте «скульптуру чувства», которое, по вашему мнению, является нежелательным в общении. В паре, по желанию один «лепит» из другого это чувство и объясняет, почему он создал именно такую скульптуру, из какого материала она «вылеплена».

Б) «Сделай копию». Один участник принимает на несколько секунд какую-либо позу, другой должен точно ее повторить. Затем они меняются ролями.

Упражнение 4. «Конкурс актерского мастерства»

Пантомима:

  • паутина на стене,
  • кактус,
  • коврик на полу,
  • вешалка,
  • часы с маятником (или с кукушкой),
  • треснутое зеркало,
  • летящее перышко,
  • яблоко с червями,
  • тугой замок в двери,
  • попугай в клетке,
  • проколотый воздушный шарик и т.д.

Упражнение 5. «Благодарность без слов»

Каждый молча выразит благодарность самому талантливому, с его точки зрения, актеру; постарается вложить в нее все свои чувства, которые он испытывает к этому человеку. Тот. кому «показали» благодарность, в свою очередь выражает признательность другому актеру и т.д.

Анализ работы: продолжить фразу «Сегодня меня удивило…»

Работа с «Психологическими мыслями»:

  1. «Говори, чтобы я тебя видел.» (Сократ)
  2. «Не верь речам, верь своим глазам.»
  3. «Что в сердце варится, на лице не утаится.» Ритуал окончания занятия.

Занятие 4

Тема: «Читаю чувства на лице твоем»

Цель: продолжить работу по умению понимать состояние человека по невербальным признакам.

Упражнение 1. «Приветствие»

Все ходят, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, т.е. пытаются передать молча какое-то свое чувство. После выполнения задания ребята отвечают на вопрос: «Что они чувствовали, когда таким образом здоровались?»

Упражнение 2. «Угадай, какой урок»

Водящий выходит, все загадывают какой-то школьный урок (русский язык, математика и т.д.); водящему показывают свое отношение к этому уроку движениями, позой, мимикой. Он должен отгадать, какой это урок.

Упражнение 3. «Подарки»

Выбирается участник, у которого недавно был или скоро будет день рождения: ему и будут «рисовать» и одарить» воображаемые подарки все остальные. «Именинник» угадывает, что за подарки ему изобразили), это может быть и хорошая отметка, и вилла на берегу моря…).

Обсуждение после игры: Почему было иногда трудно угадать? Что делать приятнее: дарить или получать?

Упражнение 4. «Радость»

Каждый участник рисует как он представляет себе «чувство радости». Работа выполняется 10-15 минут. По окончании рисунки обсуждаются, ребята приходят к выводу о том, как по-разному люди понимают одни и те же чувства.

Анализ работы: продолжить фразу «Мне хотелось бы…».

Ритуал окончания занятий.

Продолжение статьи далее…

admin:
Еще статьи