Копилка мастерства
Большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Лицдой Гантг и Кармелло Табон (Gantt L..&Tabone С. Fomal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998.)
Копилка мастерства
Людмила Лебедева
Техника «Человек, который срывает яблоко с дерева»
Лебедева Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии младшего школьника Ульяновского государственного педагического университета.
Защитила первую в России докторскую диссертацию по проблематике арт-терапии в образовании. Автор более 120 научных работ, в том числе статей в журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», «Школьные технологии», «Психолог в школе», «Образование», «Дидакт», в еженедельнике «Школьный психолог» и др. Руководитель курса повышения квалификации по специальности «Педагогика и психология (специализация: арт-терапия в образовании) в Ульяновском государственном педагогическом университете.
Имеет опыт психологического консультирования в формате арт-терапии с разновозрастными группами, ведет образовательные авторские программы в городах России и ближнего зарубежья. Разрабатывает нетрадиционные и наиболее эффективные подходы в области деловой коммуникации, стратегий профессионального и личностного успеха.
Большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Лицдой Гантг и Кармелло Табон (Gantt L..&Tabone С. Fomal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998.)
Русская модификация техники представлена в исследованиях А.И. Копытина, Е. Свистовской (Свистовская Е. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов: пилотажное интеркультуральное исследование. // Исцеляющее искусство.
Журнал арт-терапии, № 2,2000. с. 54-78.)
Инструкция:
Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.
Материалы:
Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.
Интерпретация результатов:
Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.
Тем не менее, большинство испытуемых (и детей, и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, оказавшегося в крайне сложной ситуации, которому для выполнения задачи необходимо преодолеть нем алые трудности. Так, довольно часто встречаются рисунки, на которых изображенный субъект изо всех сил, встав «на цыпочки», тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину, причем, с неизвестным для зрителя результатом.
Что же побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемых усилий для достижения цели?
Считается, что рисунок на бумаге представляет собой работу на границе контакта внутреннего и внешнего мира (Г. Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии». СПб.: Изд-во Пирожова, 2001 .С.220) При этом «художники» спонтанно проецирует на бумагу визуальные образы, богатые символикой.
Символы обычно рассматриваются как знаки или образы различных психологических реальностей.
Общеизвестна мифологическая символика яблока.
Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретною плода от древа познания добра и зла.
Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за обладания которым поспорили Афродита, Афина и Гера. В результате, причину или объект ссоры иносказательно называют яблоком раздора.
Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке…».
Срывание яблока в контексте динамических символов представляет собой действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».
Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобытность душевного мира рисовальщика.
Без сомнения, каждое изображение «человека, срывающего яблоко» глубоко индивидуально. Вместе с тем разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим основаниям:
- по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;
- по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);
- по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко?).
Иллюстрации
Автор рисунка-десятилетняя девочка — изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком. Пальцы невидимого человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку (рис. 1).
Подобные сюжеты встречаются и у взрослых.
К изображениям второго типа относятся следующие иллюстрации.
На рис. 2 Рис. Лебедева2 нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затратить скалолазу в стремлении достать заветный плод. (Автор — студентка 20-ти лет.) Причем так же, как и в работе десятилетнего мальчика, обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), конечный результат не известен (рис. 3).
Третий тип рисунков, напротив, не содержит информации о том, каким способом цель достигнута. Зрителю виден лишь итог: яблоки в руках, корзине и т. п. (рис. 4, 5).
Обратим внимание на характерные признаки и символику представленных рисунков. Изображение ветки вместо дерева, по мнению некоторых исследователей, предположительно свидетельствует об инфантильности, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.
Иным образом интерпретируют названные признаки Б. Е. Егоров, Е. С. Романова. По их данным, созревающие плоды — это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах уже решенных (Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб: Питер, 1999. С 752).
По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.
Важно обратить внимание, как выглядит визуализированное яблоко: спелым, сочным или зеленым, сморщенным; кислым или сладким; вкусным или «дичком»?
Встречаются рисунки, на которых человек поднимает яблоко с земли, нередко — червивое или гнилое и даже ест такое яблоко (см. рис. 5). Особый случай, если воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки. Подобные «знаки» оставляют впечатление психологического неблагополучия рисовальщика.
Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это — впечатления раннего детства, способные пробудить позитивные чувства и положительные эмоции. Среди них: праздник, воздушные шары, парад, фейерверк, река на закате, детская песенка или книжка. Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека. Они содействуют установлению связи с нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена.
В арт-терапевтической практике обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с субъектом, группой и оказать необходимую эмоциональную поддержку.
Техника использования символов путем их визуализации способствует, считает Р. Ассаджиоли. достижению интеграции сознательных элементов личности с бессознательными и, до некоторой степени, — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями. Однако данный метод трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие объективные представления на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят (Ассаджиоли Р. «Психосинтез. Принципы и техники» / Пер. с англ. Е.Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.2002. С.416).
В целом, качественный анализ рисунка по методике «Человек, срывающий яблоко с дерева» дает представления о доминирующих способах достижения целей субъектом или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. А это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты совместной деятельности людей и эффекты их взаимодействия.
По материалам книги «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» / СПб.: Речь, 2003