ПОДРОСТОК И ВЗРОСЛЫЙ: Пути взаимопонимания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Копилка мастерства

Губкина Татьяна Константиновна

Губкина Татьяна Константиновна

Губкина Татьяна Константиновна — педагог-психолог гимназии искусств при Главе Республики Коми (г. Сыктывкар). Работает психологом 10 лет, в работе отдает предпочтение развивающей и просветительской работе. Победитель конкурса авторских программ «Психолог на пороге века» еженедельника «Школьный психолог»: Постоянный участник всероссийских психологических форумов.

Введение

Что мы, взрослые, знаем о сегодняшних подростках? Всегда ли мы к ним справедливы? Нам свойственно забывать, что современная жизнь предъявляет высокие требования к людям, в том числе и к детям. Часто мы оправдываем собственные промахи, ссылаясь на трудности жизни, но становимся непримиримыми и даже иногда жестокими, когда такие же промахи совершают другие. А если эти другие — наши подростки, которые еще не научились решать взрослые проблемы?

Нам, взрослым, следует понять, что современные подростки действительно не такие как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие.

Поэтому целью нашей работы является повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания подростков, оптимизация взаимодействия педагогов и подростков, расширения представлений об особенностях подросткового периода, как у самих подростков, так и у взрослых, живущих рядом.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

  1. Психофизиологические особенности подросткового возраста.
    1. Общая характеристика возраста
    2. Противоречия в личностном развитии подростка
    3. Характер подростка
  2. Проблемы взаимодействия взрослого и подростка.
    1. Некоторые подростковые реакции
    2. Мотивы «плохого» поведения подростка
  3. Как оказывать подростку психологическую поддержку
    1. Типичные трудности и способы поддержки
    2. Правила взаимодействия с подростком
    3. Как правильно говорить с подростком
    4. Как поступать в «трудных ситуациях»
  4. Программа развития способности подростков к самопознанию (тренинг)
  5. Словарь основных психологических понятий
  6. Литература

Работа имеет универсальный характер, поскольку адресована широкому кругу читателей: учителям, воспитателям, психологам, соц-работникам, родителям и т.д. Актуальность работы увеличивается в связи с тем, что сегодняшние подростки сильно отличаются от своих ровесников 70-80-х годов.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

1. Общая характеристика возраста (табл. 1)

Переход к подростковому периоду сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростками объясняется изменением отношений подростка к действительности: он чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», а взрослые продолжают считать его ребенком, т.е. налицо изменение позиции ребенка по отношению к самому себе и ко всем взрослым.

Подростничество — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Переход к подростничеству характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Таблица 1

Возрастной период Ведущий тип деятельности Психологические новообразования Эмоциональные и поведенческие проявления
11-12 лет (младший подросток) Интимно-личностное общение в процессе деятельности и обучения. «Чувство взрослости», стремление к самостоятельности Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность
12-13 лет (средний подросток) Критичность мышления, формирование самоанализа Потребность в самоутверждении и деятельности, имеющей личностный смысл
14-15 лет (старший подросток) Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста. Половое созревание, формирование полового самосознания, половых стереотипов. Определение места своего «Я» в более широкой системе социальных связей Частые конфликты со взрослыми, нарушения поведения, демонстративные реакции. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах.

Во всем этом наблюдается переход от детства к взрослости. Противоречие периода в том, что чувство взрослости не подкрепляется правами, характер требований и прав не стимулируют развитие. Форсируя события, подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой; неправильно понимая чувство взрослости, часто некритически подражает старшим. Он копирует поведение, внешнюю атрибутику взрослости: одежду, косметику, манеры поведения, особой лексикон и т.п. Здесь встает педагогическая дилемма: внешне относиться к подростку как к взрослому, не обнаруживать обращения с ним «как с маленьким», но вместе с тем оказывать ему постоянную помощь и поддержку, в которой он так сильно нуждается.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, ускоренное половое созревание, появление вторичных половых признаков оказывают влияние на психологические особенности подростка, на его поведение. Проблема внешности — одна из его самых болезненных проблем. Подлинные или мнимые недостатки внешности — неуклюжесть, избыточный вес, слишком большой или чересчур малый рост, прыщи и т.п. вес это прямой повод для очень сильных

переживаний подростка. Ему кажется, что так будет всегда: эти недостатки будут сопровождать его теперь всю жизнь. Внешность — чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, так что подросток постоянно ждете их стороны отрицательной, а то и издевательской оценки.

С этим связана особая подростковая застенчивость. Наиболее важны для подростка признаки развития тела по мужскому и женскому типу. Слишком быстрое и слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное — несовпадение с обычно прямо не формулируемыми, но вполне очевидными для подрастающей группы эталонами — очень важный аспект приобретения популярности.

Дети заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллекта, по кругозору и уровню личностного развития. Успеваемость у многих временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. Часто отношение к учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет.

2. Противоречия в личностном развитии подростка

Известный педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростков, показал родителям, как можно их учитывать.

  1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой. Погасите эмоциональный порыв (в вашей жизни многое способствует этому), и вы получите холодного, расчетливого человека. Поэтому вслушайтесь в то, что волнует и тревожит подростка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.
  2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Истина всегда дороже, если вы ее открыли, пришли к ней сами. Подросток четко улавливает воспитательную фальшь, болезненно реагирует на несправедливость. Его неопытность может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное. Неверно, когда дается лишь оценка поступка, но не пред-принимается попытка разобраться в его мотивах и побуждениях. Альтернатива «виноват не виноват» слишком упрощает дело.
  3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться, поэтому может попасть в беду.
  4. У подростка существует противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. «Мудрые» поучения старших: «не разбрасывайся», «думай только об учебе» — порождаю т конфликт. Обилие увлечений, их непостоянство не опасны. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности. Это еще и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, за которой скрывается беспомощность. Но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им. Подростку очень важно найти свой путь, чтобы одно из увлечений стало призванием. Нужно помочь ему в этом.
  5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать, их невозможно ни объехать, ни обойти.

Важным моментом в жизни подростка является поиск нравственных ценностей, смысла жизни. В этом возрасте они — максималисты. Они должны выбирать дорогу, по которой пойдут дальше, и эта дорога должна быть «самой-самой» разумной и правильной. Переживания этого периода очень часто непонятны взрослым, поэтому подросток остается одиноким в своих исканиях. А ведь он нуждается в нравственном авторитете, который разрешил бы его сомнения.

Нередко подростку трудно быть откровенным с родителями, ему легче приоткрыть душу сверстнику или чужому человеку. Но, конечно, не со всеми происходит именно так. Во многих семьях доверительные отношения между родителями и детьми сохраняются. Их сохранение в первую очередь зависит от такта, выдержки родителей. Противоречия неизбежны, но они не вредят развитию личности, а наоборот, составляют саму его суть. В большинстве случаев ребенок не хочет быть похожим на родителей не потому, что они «плохие», а потому, что они родители. Он хочет быть собой, а значит — другим. Важно только, чтобы это желание быть другим произвело созидательную, а не разрушительную работу, чтобы ребенок стал лучше, а не хуже своих родителей.

Что же делать родителям? Прежде всего — понять. Принять противоречивость, конфликтность развития как должное. Осознать, что в детях продолжается лишь часть их личности. Поэтому выбор должны делать не взрослые, а подросток. Взрослые могут предложить сыну или дочери варианты. Правда, для этого нужно измениться самим.

Социальные условия, в которых живут современные подростки, значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше — на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысла слов «творчество и познание», их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

Счастливая семейная жизнь, дружба, любовь, уверенность в себе — это то самое другое, о чем не говорят, чему не учат в школе. Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростков, до сих пор не являются темами работы с ними.

Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых часто убивают), подросток боится в будущем не выдержать «жизненной» дистанции.

3. Характер подростка

Родителям и педагогам следует знать, что «трудный» возраст-это «трудный» характер. И соответственно, его носитель- «трудный» подросток. Некоторая акцентуация. заостренность черт характера у активно формирующейся личности явление самое, что ни на есть распространенное. Акцентуация характера у подростка является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Самосознание (отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как к чему-то внешнему) возникает не ранее определенного возраста, примерно к 13-15 годам. В этом возрасте имеет смысл говорить детям, что его характер и его личность (его «Я») не одно и то же. Характер для подростка — данность, а сам он не является ни источником, ни виновником того, что его характер таков. Он не сможет изменить что-то, просто приказав себе не делать того, что требует его характер, не поможет и опасная затея «перебороть характер, уничтожить». Нет плохих и хороших характеров. Есть люди, которые умеют использовать свой характер в своих целях, и есть такие, которые не хотят знать себя и боятся себя, оставаясь неудачниками. Следует принять свой характер, подружиться с ним и отнестись к нему как к инструменту общения с миром. Подобное отношение требует от подростка хорошего знания и постоянного изучения своего характера.





Комментарий к статье