ГЕНЕТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наследуемость так называемого времени наблюдения

Как уже упоминалось выше, данный параметр отражает скорость переработки информации в нервной системе и свойства рабочей памяти. Некоторые авторы считают, что для оценки биологических основ интеллекта IT подходит лучше, чем, например, время реакции. Дело в том, что при оценке времени реакции многое зависит от характера установки. Если испытуемый сосредоточен на скорости реакции» то появляется большое количество неправильных ответов, если же более важной считается правильность реагирования, то повышается время реакции. При измерении IT подобные обстоятельства не имеют места. Еще одно отличие от тестов на измерение времени реакции — это отсутствие двигательного компонента.

Было проведено большое исследование на 390 близнецовых парах с целью оценить вклад генетической и бредовой изменчивости в IT и определить их связь с изменчивостью коэффициента интеллекта (Luciano et al., 2001). Обнаружилась существенная корреляция между IT и коэффициентом интеллекта (-0,35). Результаты статистического моделирования показали, что в основе ковариации IT и IQ лежит общий генетический фактор, обусловливающий 32% дисперсии IT и 36% дисперсии коэффициента интеллекта. Изменчивость генотипов, обусловливающая более быстрое время IT, в значительной степени связана с изменчивостью, которая обеспечивает высокие значения коэффициента интеллекта. Анализ также показал, что имеется еще один генетически обусловленный компонент (отвечающий за 49% дисперсии IQ). Значимых общих средовых факторов не отмечено.

Время реакции

Основная идея заключается в том, что время реакции (reaction time, RT) является интегральным показателем скорости обработки информации в нервной системе. В частности, Дженсен полагает, что эффективность любых когнитивных операций зависит от характеристик краткосрочной памяти, таких как ограниченная емкость, скорость затухания следов информации и способность к одновременному хранению и обработке информации. Скорость обработки информации рассматривается как четвертое свойство, которое не дает переполниться ограниченной емкости краткосрочной памяти. Скорость или эффективность, с которой индивид может выполнять базовые когнитивные операции на каждом этапе, в значительной степени определяет успешность действий.

Другая трактовка корреляции RT—IQ на первый план выдвигает такие особенности деятельности, как уровень внимания и способность к обучению в ходе практики.

Идея использовать время реакции (RT) как показатель интеллекта высказывалась еще Ф. Гальтоном (Galton, 1883). В настоящее время проведено большое количество исследований, показывающих связь между временем реакции и результатами психометрического тестирования интеллекта. Время реакции может изменяться в зависимости от сложности задачи. Различают, в частности, время простой реакции и время реакции в задачах на выбор. В одной из последних работ, отличающейся большой репрезентативностью и относительно надежной, была получена отрицательная корреляция между временем реакции и коэффициентом интеллекта (Deary et al., 2001). Для времени простой реакции она составила 0,31, для задачи выбора из четырех вариантов — 0,49. При усложнении задачи (от простой реакции до выбора из четырех) у лиц с более высоким интеллектом время реакции увеличивалось в меньшей степени.

Данные близнецовых исследований указывают на довольно высокую наследуемость показателя времени реакции в различных задачах. В нескольких работах была сделана попытка определить генетическую и средовую ковариацию между показателями скорости обработки информации и коэффициентом интеллекта (Но et al., 1988; Baker et al., 1991). Оказалось, что корреляция между временем реакции в некоторых типичных тестах и коэффициентом интеллекта (которая составляла 0,59) целиком определяется генетическими факторами.

В детском возрасте (6-13 лет) закономерности несколько иные. Как известно, в этом возрасте отмечается значимый вклад общей (разделенной) среды в изменчивость IQ. При изучении ковариации RT IQ у детей оказалось, что она преимущественно обусловлена разделенным семейным окружением (общей средой).

Индивидуальная изменчивость в скорости выполнения когнитивных операций может отражать особенности нейрофизиологических свойств мозга, которые определяют различия как во времени реакции, так и в коэффициенте интеллекта.





Комментарий к статье