X

Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы

Тест для диагностики сплоченности семейной системы создан Д.Олсоном, Д.Портнером и И.Лави в 1985 г. На русском языке впервые опубликован в 2002 г. [Олсон Д. и др., 2002] и более подробно в 2003 г. [Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003].

Автор настоящего пособия использовал собственный перевод этого теста, англоязычный вариант которого нашли в Интернете. Знакомство с английским вариантом теста обратило наше внимание на его существенные отличия от используемого в России варианта.

Во-первых, три вопроса методики были переведены неправильно, что делает опубликованный в книге «Семейный диагноз» вариант попросту непригодным без существенных поправок.

Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруги, дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения детей
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5. Нам нравится делать что-то в узком семейном кругу
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близки друг другу
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает
14. Правила в нашей семье могут изменяться
15. Мы легко можем представить себе, что можно было бы сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер
19. Единство очень важно для нашей семьи
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Вариант Б

А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитывались бы предложения детей
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей
5. Нам бы нравилось делать что-то в узком семейном кругу
6. В нашей семье лидер мог бы меняться
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Мы бы находили различные пути решения задач
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что все мы очень близки друг другу
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье лидер
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Вариант А

Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью. Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Мы обращаемся друг к другу за помощью
2. При решении проблем мы находим компромисс
3. Каждый из нас с одобрением принимает друзей супру-га(и)
4. Мы стараемся быть гибкими там, где наши взгляды и привычки расходятся
5. Нам нравится, когда мы делаем что-то вместе
6. В нашей семье каждый может быть лидером
7. Нам ближе мы сами, чем посторонние люди
8. Мы меняем способы решения возникающих перед нами задач
9. Мы любим проводить свободное время вместе
10. Мы находим разные подходы к решению проблем
11. Мы очень близкие друг другу люди
12. Все решения мы принимаем сообща
13. Мы разделяем увлечения и интересы друг друга
14. Правила в нашей семье могут меняться
15. Мы легко можем представить себе, что мы могли бы сделать вдвоем
16. Мы передаем друг другу выполнение обязанностей по дому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер
19. Единство является для нас важнейшим приоритетом
20. Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности

Вариант Б

А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Мы бы обращались друг к другу за помощью
2. При решении проблем мы бы находили компромисс
3. Каждый из нас с одобрением принимал бы друзей суп-руга(и)
4. Мы бы старались быть гибкими в том, в чем наши взгляды и привычки расходятся
5. Нам бы нравилось делать что-то вместе
6. В нашей семье каждый мог бы быть лидером
7. Нам были бы ближе мы сами, чем посторонние люди
8. Мы бы меняли способы решения возникающих перед нами задач
9. Мы любили бы проводить свободное время вместе
10. Мы находили бы различные подходы к решению проблем
11. Мы были бы очень близкими друг другу людьми
12. Все решения мы принимали бы сообща
13. Мы разделяли бы увлечения и интересы друг друга
14. Правила в нашей семье могли бы меняться
15. Мы бы легко могли представить себе, что можно было бы сделать вдвоем
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений
18. Мы бы точно знали, кто в нашей семье лидер
19. Единство было бы для нас важнейшим приоритетом
20.Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности

Для детей подросткового возраста

Ф.И.О._

Возраст_

Дата_

Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители). Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени представленные варианты ответов.

Инструкция

Вариант А

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5. Нам нравится делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться)
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут изменяться
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает
14. Правила в нашей семье могут изменяться
15. Нам легко представить себе, куда можно направиться или что можно сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный
19. Единство очень важно для нашей семьи
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Вариант Б

А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти всегда

1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей
5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) мог бы меняться
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Мы бы находили различные пути решения задач
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми
11. Все члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близки друг другу
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Ключи к тесту

Шкала Номера утверждений Диагностические параметры
Семейная сплоченность 1, 19, 11 Эмоциональная связь
5,7 Семейные границы
17 Принятие решений
9 Совместное время
3 Общие друзья

 

Шкала Номера утверждений Диагностические параметры
Гибкость (семейная адаптация) 13, 15 Интересы и отдых
6, 18 Лидерство
2, 12 Контроль
4, 10 Дисциплина в семье
8, 16, 20 Семейные роли
14 Семейные правила

Проиллюстрируем возможности теста FACES III в исследовании, проведенном нами совместно с Е.Н.Спиревой [Спире-ва Е.Н., Лидере А.Г., 2001].

Целью работы стало изучение взаимосвязи уровня сплоченности и гибкости семьи с уровнем удовлетворенности/неудовлетворенности супругов браком.

Объектом исследования явились 90 замужних женщин в возрасте от 21 до 38 лет, имеющих детей от 3 до 12 лет.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что сбалансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансированна) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные семьи.

Для получения данных были использованы методики: тест на удовлетворенность браком Ю.Е.Алешиной и тест FACES III.

Анализ и обсуждение полученных данных

В таблицах 17 и 18 приводятся данные о средних значениях и стандартных отклонениях по тесту FACES III и тесту на удовлетворенность браком для каждой возрастной группы детей (семей с этими детьми). Здесь же приведены границы значений для каждого уровня сплоченности и гибкости. Показан также процент семей? попавших в ту или иную границу.

Как видим из таблиц, средние значения удовлетворенности браком в семьях с дошкольниками и младшими школьниками почти сходны, то же можно сказать и о результатах по сплоченности и гибкости в данных семьях. Но насколько между показателями по данным тестам существует взаимосвязь и она сходна в обеих группах семей, можно ответить, пожалуй, только после статистического анализа.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что больше половины испытуемых можно отнести к сбалансированным семьям (из общего числа 90 семей — 55 сбалансированны, из них только два человека получили низкие значения по удовлетворенности браком, три — средние значения по удовлетворенности, остальные

— высокие значения по удовлетворенности браком.

Средние значения, стандартные отклонения по тестам, границы уровней, % семей, попавших на данный уровень по сплоченности и гибкости. Семьи, имеющие детей в возрасте 3 — 7 лет (40 семей)

Сплоченность Границы Гибкость Границы Удовлетвлетворенность браком MEAN (SD)
Разобщенная 10-30 (15%) Ригидная 10-19 (12,5 %) 33,6(11,1)
Разделенная 31-38 (45 %) Структурированная 20-25 (40%)
Объединенная 39-45 (30%) Гибкая 26-30 (37,5 %)
Запутанная 46-50 (10%) Хаотичная 31-50 (10%)
MEAN (SD) 37,7 (6,57) MEAN (SD) 24,9 (4,98)

Это подтверждает нашу гипотезу. Но интересно отметить, что в области высоких (и средних) значений по уровню гибкости и сплоченности — квадраты 3, 4, 8 — тоже отмечаются высокие баллы по удовлетворенности браком, хотя в квадрате 4 (запутанно-ригидная семья)

Средние значения, стандартные отклонения по тестам, границы уровней, % семей, попавших на данный уровень по сплоченности и гибкости. Семьи, имеющие детей в возрасте 8—12 лет (50 семей)

Таблица 18

Сплоченность Границы Гибкость Границы Удовлетворенность браком MEAN (SD)
Разобщенная 10-29 (12%) Ригидная 10-19 (10%) 33,88 (11,02)
Разделенная 30-38 (30%) Структурированная 20-25 (46 %)
Объединенная 39-46 (48%) Гибкая 26-30 (32%)
Запутанная 47-50 (10%) Хаотичная 31-50 (12%)
MEAN (SD) 37,84 (8,06) MEAN (SD) 24,96 (5,29)

— несбалансированная, проблемная семья, а в квадратах 3, 8 — среднесбалансированные (объединенная — хаотичная, запутанно-гибкая) семьи. Напротив, в области низких (и средних) значений по уровню гибкости и сплоченности — квадраты 9, 13, 14 — семьи, как правило, не удовлетворены браком. При этом в квадратах 9, 14 — среднесбалансированные семьи, а в квадрате 13 — несбалансированная семья (разобщенная — ригидная).

Следовательно, высокая удовлетворенность браком наблюдается у семьи (в нашем случае семьи представлены только женами) не только в момент, когда семья сбалансированна (находится в квадратах 6, 7, 10, 11), но также и в момент, когда она среднесбалансированна и даже иногда несбалансированна, правда, при условии все же высоких значений по сплоченности и гибкости или хотя бы высоких значений по одному из этих показателей. То есть, у несбалансированных (среднесбалансированных) семей удовлетворенность браком возрастает с увеличением гибкости и/или сплоченности. Интересно отметить, что из 90 семей не встретилось ни одной запутанно-ригидной семьи.

Далее все результаты мы подвергли статистическому (корреляционному) анализу. Нужно отметить, что для проверки нашей гипотезы о том, что сбалансированные семьи больше удовлетворены браком, чем несбалансированные, мы высчитали сначала так называемый коэффициент дисфункции (расстояние до центра, величина, получаемая из разности показателя по сплоченности, гибкости у испытуемого до среднего значения по данной характеристике).

В результате корреляционного анализа обнаружилась значимая отрицательная связь показателя удовлетворенности браком и расстояния до центра по сплоченности и по гибкости (коэффициент корреляции — 0,52; -0,32 при р < 0,05). То есть, чем выше удовлетворенность браком, тем ближе значения (меньше коэффициент дисфункции) по сплоченности и гибкости к среднему (к центру) — к сбалансированным показателям. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что у сбалансированных семей удовлетворенность браком выше, чем у несбалансированных.

Но, что неожиданно, эта значимая корреляционная связь обнаружилась только у семей, имеющих детей 8—12 лет. У семей, имеющих детей 3 — 7 лет, значимой связи между уровнем удовлетворенности браком и сбалансированностью показателей по сплоченности и гибкости не выявилось. Единственная значимая связь у этих семей обнаружилась между удовлетворенностью браком и высокой сплоченностью (коэффициент корреляции 0,54 при р < 0,05). То есть для этих семей можно утверждать, что удовлетворенность браком возрастает с уровнем сплоченности (значимой связи с высоким уровнем гибкости не выявилось).

В семьях с детьми 8—12 лет также обнаружилась значимая положительная связь уровня удовлетворенности с высокими показателями по сплоченности, а также по гибкости (коэффициент корреляции — 0,62; 0,33 при р < 0,05). То есть в этих семьях удовлетворенность браком возрастает с увеличением сплоченности и гибкости. Таким образом, удовлетворенность браком высокая не только у сбалансированных семей, но и у семей несбалансированных, но с высокими показателями сплоченности и гибкости.

Выводы нашего исследования

  1. Исследование в целом подтвердило гипотезу о том, что сбалансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансирован-на) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные.
  2. Было обнаружено, что среднесбалансированные, а также несбалансированные семьи также могут быть весьма удовлетворены браком, но только те, у кого высокие показатели по сплоченности и/или гибкости.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое «семейная история», какие методики используются для ее восстановления?
  2. Что понимается в отечественной психологии под «удовлетворенностью супругов браком»?
  3. Дайте определения семейного стресса и семейного копинга?
  4. Что понимается под «сплоченностью» и «гибкостью» семейной системы?
admin:
Еще статьи