Тест для диагностики сплоченности семейной системы создан Д.Олсоном, Д.Портнером и И.Лави в 1985 г. На русском языке впервые опубликован в 2002 г. [Олсон Д. и др., 2002] и более подробно в 2003 г. [Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003].
Автор настоящего пособия использовал собственный перевод этого теста, англоязычный вариант которого нашли в Интернете. Знакомство с английским вариантом теста обратило наше внимание на его существенные отличия от используемого в России варианта.
Во-первых, три вопроса методики были переведены неправильно, что делает опубликованный в книге «Семейный диагноз» вариант попросту непригодным без существенных поправок.
Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруги, дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5. Нам нравится делать что-то в узком семейном кругу | |||||
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться | |||||
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близки друг другу | |||||
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | |||||
14. Правила в нашей семье могут изменяться | |||||
15. Мы легко можем представить себе, что можно было бы сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Вариант Б
А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитывались бы предложения детей | |||||
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то в узком семейном кругу | |||||
6. В нашей семье лидер мог бы меняться | |||||
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Мы бы находили различные пути решения задач | |||||
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что все мы очень близки друг другу | |||||
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться | |||||
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи | |||||
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Вариант А
Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью. Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Мы обращаемся друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем мы находим компромисс | |||||
3. Каждый из нас с одобрением принимает друзей супру-га(и) | |||||
4. Мы стараемся быть гибкими там, где наши взгляды и привычки расходятся | |||||
5. Нам нравится, когда мы делаем что-то вместе | |||||
6. В нашей семье каждый может быть лидером | |||||
7. Нам ближе мы сами, чем посторонние люди | |||||
8. Мы меняем способы решения возникающих перед нами задач | |||||
9. Мы любим проводить свободное время вместе | |||||
10. Мы находим разные подходы к решению проблем | |||||
11. Мы очень близкие друг другу люди | |||||
12. Все решения мы принимаем сообща | |||||
13. Мы разделяем увлечения и интересы друг друга | |||||
14. Правила в нашей семье могут меняться | |||||
15. Мы легко можем представить себе, что мы могли бы сделать вдвоем | |||||
16. Мы передаем друг другу выполнение обязанностей по дому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19. Единство является для нас важнейшим приоритетом | |||||
20. Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности |
Вариант Б
А теперь, пожалуйста, опишите идеальную семью, ту, о какой бы вы мечтали.
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Мы бы обращались друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем мы бы находили компромисс | |||||
3. Каждый из нас с одобрением принимал бы друзей суп-руга(и) | |||||
4. Мы бы старались быть гибкими в том, в чем наши взгляды и привычки расходятся | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то вместе | |||||
6. В нашей семье каждый мог бы быть лидером | |||||
7. Нам были бы ближе мы сами, чем посторонние люди | |||||
8. Мы бы меняли способы решения возникающих перед нами задач | |||||
9. Мы любили бы проводить свободное время вместе | |||||
10. Мы находили бы различные подходы к решению проблем | |||||
11. Мы были бы очень близкими друг другу людьми | |||||
12. Все решения мы принимали бы сообща | |||||
13. Мы разделяли бы увлечения и интересы друг друга | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы меняться | |||||
15. Мы бы легко могли представить себе, что можно было бы сделать вдвоем | |||||
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто в нашей семье лидер | |||||
19. Единство было бы для нас важнейшим приоритетом | |||||
20.Трудно сказать, какие у кого домашние обязанности |
Для детей подросткового возраста
Ф.И.О._
Возраст_
Дата_
Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители). Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени представленные варианты ответов.
Инструкция
Вариант А
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка | |||||
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка | |||||
5. Нам нравится делать что-то всей семьей | |||||
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться) | |||||
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут изменяться | |||||
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми | |||||
11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди | |||||
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает | |||||
14. Правила в нашей семье могут изменяться | |||||
15. Нам легко представить себе, куда можно направиться или что можно сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений | |||||
18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный | |||||
19. Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Вариант Б
А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.
Утверждение |
1 почти никогда |
2 редко |
3 время от времени |
4 часто |
5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью | |||||
2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка | |||||
3. Мы бы с одобрением относились к друзьям других членов семьи | |||||
4. При установлении правил поведения учитывалось бы мнение детей | |||||
5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей | |||||
6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) мог бы меняться | |||||
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними | |||||
8. Мы бы находили различные пути решения задач | |||||
9. Мы бы любили проводить свободное время вместе | |||||
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми | |||||
11. Все члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близки друг другу | |||||
12. Дети в нашей семье могли бы принимать самостоятельные решения | |||||
13. Когда семья собиралась бы куда-то вместе, никто бы из нас этого не пропускал | |||||
14. Правила в нашей семье могли бы изменяться | |||||
15. Мы легко могли бы представить себе, что можно было бы сделать всей семьей | |||||
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17. Мы бы советовались друг с другом при принятии решений | |||||
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный | |||||
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи | |||||
20. Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи |
Ключи к тесту
Шкала | Номера утверждений | Диагностические параметры |
Семейная сплоченность | 1, 19, 11 | Эмоциональная связь |
5,7 | Семейные границы | |
17 | Принятие решений | |
9 | Совместное время | |
3 | Общие друзья |
Шкала | Номера утверждений | Диагностические параметры |
Гибкость (семейная адаптация) | 13, 15 | Интересы и отдых |
6, 18 | Лидерство | |
2, 12 | Контроль | |
4, 10 | Дисциплина в семье | |
8, 16, 20 | Семейные роли | |
14 | Семейные правила |
Проиллюстрируем возможности теста FACES III в исследовании, проведенном нами совместно с Е.Н.Спиревой [Спире-ва Е.Н., Лидере А.Г., 2001].
Целью работы стало изучение взаимосвязи уровня сплоченности и гибкости семьи с уровнем удовлетворенности/неудовлетворенности супругов браком.
Объектом исследования явились 90 замужних женщин в возрасте от 21 до 38 лет, имеющих детей от 3 до 12 лет.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что сбалансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансированна) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные семьи.
Для получения данных были использованы методики: тест на удовлетворенность браком Ю.Е.Алешиной и тест FACES III.
Анализ и обсуждение полученных данных
В таблицах 17 и 18 приводятся данные о средних значениях и стандартных отклонениях по тесту FACES III и тесту на удовлетворенность браком для каждой возрастной группы детей (семей с этими детьми). Здесь же приведены границы значений для каждого уровня сплоченности и гибкости. Показан также процент семей? попавших в ту или иную границу.
Как видим из таблиц, средние значения удовлетворенности браком в семьях с дошкольниками и младшими школьниками почти сходны, то же можно сказать и о результатах по сплоченности и гибкости в данных семьях. Но насколько между показателями по данным тестам существует взаимосвязь и она сходна в обеих группах семей, можно ответить, пожалуй, только после статистического анализа.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что больше половины испытуемых можно отнести к сбалансированным семьям (из общего числа 90 семей — 55 сбалансированны, из них только два человека получили низкие значения по удовлетворенности браком, три — средние значения по удовлетворенности, остальные
— высокие значения по удовлетворенности браком.
Средние значения, стандартные отклонения по тестам, границы уровней, % семей, попавших на данный уровень по сплоченности и гибкости. Семьи, имеющие детей в возрасте 3 — 7 лет (40 семей)
Сплоченность | Границы | Гибкость | Границы | Удовлетвлетворенность браком MEAN (SD) |
Разобщенная | 10-30 (15%) | Ригидная | 10-19 (12,5 %) | 33,6(11,1) |
Разделенная | 31-38 (45 %) | Структурированная | 20-25 (40%) | |
Объединенная | 39-45 (30%) | Гибкая | 26-30 (37,5 %) | |
Запутанная | 46-50 (10%) | Хаотичная | 31-50 (10%) | |
MEAN (SD) | 37,7 (6,57) | MEAN (SD) | 24,9 (4,98) |
Это подтверждает нашу гипотезу. Но интересно отметить, что в области высоких (и средних) значений по уровню гибкости и сплоченности — квадраты 3, 4, 8 — тоже отмечаются высокие баллы по удовлетворенности браком, хотя в квадрате 4 (запутанно-ригидная семья)
Средние значения, стандартные отклонения по тестам, границы уровней, % семей, попавших на данный уровень по сплоченности и гибкости. Семьи, имеющие детей в возрасте 8—12 лет (50 семей)
Таблица 18
Сплоченность | Границы | Гибкость | Границы | Удовлетворенность браком MEAN (SD) |
Разобщенная | 10-29 (12%) | Ригидная | 10-19 (10%) | 33,88 (11,02) |
Разделенная | 30-38 (30%) | Структурированная | 20-25 (46 %) | |
Объединенная | 39-46 (48%) | Гибкая | 26-30 (32%) | |
Запутанная | 47-50 (10%) | Хаотичная | 31-50 (12%) | |
MEAN (SD) | 37,84 (8,06) | MEAN (SD) | 24,96 (5,29) |
— несбалансированная, проблемная семья, а в квадратах 3, 8 — среднесбалансированные (объединенная — хаотичная, запутанно-гибкая) семьи. Напротив, в области низких (и средних) значений по уровню гибкости и сплоченности — квадраты 9, 13, 14 — семьи, как правило, не удовлетворены браком. При этом в квадратах 9, 14 — среднесбалансированные семьи, а в квадрате 13 — несбалансированная семья (разобщенная — ригидная).
Следовательно, высокая удовлетворенность браком наблюдается у семьи (в нашем случае семьи представлены только женами) не только в момент, когда семья сбалансированна (находится в квадратах 6, 7, 10, 11), но также и в момент, когда она среднесбалансированна и даже иногда несбалансированна, правда, при условии все же высоких значений по сплоченности и гибкости или хотя бы высоких значений по одному из этих показателей. То есть, у несбалансированных (среднесбалансированных) семей удовлетворенность браком возрастает с увеличением гибкости и/или сплоченности. Интересно отметить, что из 90 семей не встретилось ни одной запутанно-ригидной семьи.
Далее все результаты мы подвергли статистическому (корреляционному) анализу. Нужно отметить, что для проверки нашей гипотезы о том, что сбалансированные семьи больше удовлетворены браком, чем несбалансированные, мы высчитали сначала так называемый коэффициент дисфункции (расстояние до центра, величина, получаемая из разности показателя по сплоченности, гибкости у испытуемого до среднего значения по данной характеристике).
В результате корреляционного анализа обнаружилась значимая отрицательная связь показателя удовлетворенности браком и расстояния до центра по сплоченности и по гибкости (коэффициент корреляции — 0,52; -0,32 при р < 0,05). То есть, чем выше удовлетворенность браком, тем ближе значения (меньше коэффициент дисфункции) по сплоченности и гибкости к среднему (к центру) — к сбалансированным показателям. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что у сбалансированных семей удовлетворенность браком выше, чем у несбалансированных.
Но, что неожиданно, эта значимая корреляционная связь обнаружилась только у семей, имеющих детей 8—12 лет. У семей, имеющих детей 3 — 7 лет, значимой связи между уровнем удовлетворенности браком и сбалансированностью показателей по сплоченности и гибкости не выявилось. Единственная значимая связь у этих семей обнаружилась между удовлетворенностью браком и высокой сплоченностью (коэффициент корреляции 0,54 при р < 0,05). То есть для этих семей можно утверждать, что удовлетворенность браком возрастает с уровнем сплоченности (значимой связи с высоким уровнем гибкости не выявилось).
В семьях с детьми 8—12 лет также обнаружилась значимая положительная связь уровня удовлетворенности с высокими показателями по сплоченности, а также по гибкости (коэффициент корреляции — 0,62; 0,33 при р < 0,05). То есть в этих семьях удовлетворенность браком возрастает с увеличением сплоченности и гибкости. Таким образом, удовлетворенность браком высокая не только у сбалансированных семей, но и у семей несбалансированных, но с высокими показателями сплоченности и гибкости.
Выводы нашего исследования
- Исследование в целом подтвердило гипотезу о том, что сбалансированные семьи (или в момент, когда семья сбалансирован-на) удовлетворены браком больше, чем несбалансированные.
- Было обнаружено, что среднесбалансированные, а также несбалансированные семьи также могут быть весьма удовлетворены браком, но только те, у кого высокие показатели по сплоченности и/или гибкости.
Контрольные вопросы и задания
- Что такое «семейная история», какие методики используются для ее восстановления?
- Что понимается в отечественной психологии под «удовлетворенностью супругов браком»?
- Дайте определения семейного стресса и семейного копинга?
- Что понимается под «сплоченностью» и «гибкостью» семейной системы?