Каждый человек периодически оказывается перед проблемой: как включиться в новую социальную ситуацию и при этом не «потерять» себя, свою личностную целостность и стабильность. Возможен и другой вариант: осознать и изменить свое «Я» под влиянием новых реалий, которые исходят из социальных, экономических, нравственных перемен жизни.
Словари указывают, что приставка вы- образует глаголы со следующими значениями:
- исчерпанность действия, достижение чего-либо, например, выучить, выяснить и др.;
- движение изнутри, например, вывезти, выгнать, вывесить и др.;
- тщательность и интенсивность действия, например, вытанцовывать, вызванивать;
- собственно предела действия, например, выиграть, вычислить и др.
Жить — существовать, находиться в процессе жизни. Но жить — это и быть целиком занятым, увлеченным, поглощенным чем-либо или кем-либо (жить детьми, надеждой, наукой и др.). (Ожегов, Шведова, 1996). Толковые словари дифференцируют смысл глаголов прожить и выжить. Если прожить — это пробыть живым, просуществовать какое-то время, то выжить — это остаться в живых после болезни, несчастий ( Шушков. 2003). Отсюда мы приходим к пониманию выживания как сохранения человека как целостного биологического и социального образования в трудных условиях жизни.
Важное значение в выживании человека не только как биологического существа, а, прежде всего, как личности имеет его так называемая «мотивация на самосохранение». М.Ш. Магомед-Эминов четко разделяет самосохранение индивида (биология) и самосохранение личности (самоуважение, честь и т.п.). Он отмечает, что «самосохранение … есть «само — сохранение», сохранение самого себя, своей идентичности». Так понимаемое самосохранение «включает в себя побуждения, определяемые не соматическим дефицитом, а системой интересов Я, структурой личности человека, его характером». Финский ученый и общественный деятель П. Кууси связывает выживание человека с необходимостью решения масштабных экологических проблем, а также «защитой человека от самого себя» — от последствий научно-технического прогресса (НТП). Мы живем в мире технической реальности и без тех достижений, которые постоянно входят в нашу жизнь в результате развития техники, мы ее уже не можем себе представить. Словацкий исследователь В. Зикмунд считает, что повсеместное повышение технического уровня вынуждает человека постоянно интенсифицировать все виды своей деятельности, обрушивает на него множество различных раздражителей, и, прежде всего, — информации, которую необходимо усваивать, а тем самым заставляет его приспосабливаться ко все более новым обстоятельствам. Новая реальность предъявляет все более высокие требования к нервной и психической устойчивости человека.
Наиболее серьезными факторами риска для выживания человека, имеющими психосоциальный характер, считаются: усложнение социальных и экономических условий жизни, длительно сохраняющаяся эмоциональная нагрузка, совокупность различных негативных событий, влияющих на образ жизни человека, непрерывные жизненные перемены, криминальная обстановка, включая террористические акты, неопределенность и непрогнозируемость жизненной перспективы, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Одним из значимых факторов психической нагрузки является так называемое пресыщение социальным взаимодействием. Известно, что нормальные дети в большой, пересыщенной социальным взаимодействием группе становятся агрессивными или деструктивными, или же они начинают замыкаться в себе: их социальные контакты не только не расширяются, а, напротив, сужаются. Человеческая психика характеризуется потребностью в социальных контактах, в держании и углублении межличностных отношений, однако одновременно человек нуждается в определенной частной жизни, в уединении. Если происходит значительное превышение одной из упомянутых потребностей, то возникает психическая нагрузка.
Наряду с количественным фактором социального взаимодействия у человека очень важную роль играет ее качество. В существующих условиях человек в своей трудовой деятельности, а часто и в личной жизни, во время отдыха должен взаимодействовать со множеством людей для достижения определенных целей. Если представить себе, насколько отличаются люди друг от друга по своему характеру, способностям, желаниям активного участия в достижении своих целей, то можно понять, что для многих из них такое взаимодействие может быть весьма трудным, или они могут затруднять его для других людей. Многочисленные наблюдения показывают, что для оптимального восприятия своей среды и обеспечения конструктивных реакций на нее, человеку необходимо сохранять вокруг себя некоторое «личностное пространство» (своеобразную «экологическую нишу» Личности), вторжение в которое посторонних людей воспринимается как нагрузка. Притязания на «личностное пространство» зависят от различных обстоятельств и от индивидуальных особенностей человека.
Когда говорят о выживании человека, сохранении его целостности (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, по Б.Г. Ананьеву), то целесообразно рассматривать его жизнь не только как цепь нескончаемых деятельностей, а более широко — как бытие. В философском смысле понятие «бытие» в общем случае означает существование чего-либо вообще. Бытие человека — это его существование, его жизнь. А человеческая жизнь, его бытие реализуется в его делах. В.В. Знаков, сопоставляя по степени общности понятия «деятельность» и «бытие», приходит к выводу, что деятельность всегда направлена на достижение конкретной цели, имеющей более частное значение, чем дело, которому человек служит и считает смыслом своей жизни. Поэтому, по мнению исследователя, целостная жизнь, бытие человека полнее и адекватнее описывается понятием «дело» или даже «призвание», чем категорией «деятельность». Кроме того, бытие человека как субъекта жизни обязательно предполагает выход его за собственные пределы, другими словами, способность взглянуть на себя глазами других людей, с которыми он вступает в диалог (как внешний, так и внутренний). Взаимодействие партнеров — участников диалога — всегда связано с пониманием, являющимся, в свою очередь, результатом межличностных коммуникаций.