X

Общие подходы к психологическому выживанию

Чаще всего понятие стратегий поведения в значимых ситуациях связывают с понятием психологической защиты. Но такой подход значительно сужает понятие стратегий поведения, особенно применительно к проблеме выживания человека в трудных ситуациях. Потому считаем необходимым более четко дифференцировать понятия психологической защиты и психологического выживания.

Психологическая защищенность личности

Защищенность личности является условием психологического выживания человека в Мире. Психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими. Под психологической защищенностью психологи понимают относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию (Психология. Словарь / Подред. Петровского Ярошевского. 1990). Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита — необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно появление чувства психологическойнезащищенности. В качестве эмпирических гарантов психологической защищенности называют чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности (Атрибуция ответственности (от лат. attribution — приписывание) — приписывание социальным объектам (человеку, группе) проявлений чувства ответственности.), адекватная атрибуция ( Под надситуативной активностью понимают способность субъекта подниматься над уровнем требовании ситуации, ставить цели, избыточные с позиции исходной задачи, что позволят ему преодолевать внешние и внутренние ограничения) ответственности, отсутствие повышенной тревожности, страхов и пр.

В общем случае психологическая защита рассматривается как система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я». Происхождение понятия «психологическая защита» связано с психоанализом. В 1936 г. вышла монография дочери и последовательницы Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты », в которой она дала систематическое описание десяти бессознательных защитных механизмов. Сам термин «защита» впервые упомянул еще Фрейд-папа в 1894г. встатье «Защитные нейропсихозы». Вдальнейшем термин «психологическая защита» вышел за пределы породившего его психоанализа. В настоящее время защитой считается индивидуальная система, которая подвергает подсознательной переработке поступающую информацию посредством различных психологических процессов   (Грановская, Никольская, 1999). В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться деструктивные, «замещающие» деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов. Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация  (Головин, 2001). Следует иметь в виду, что психологическая защита носит в основном неосознаваемый (или мало осознаваемый) характер и возникает, в первую очередь, как реакция на так называемые «трудные» («негативные») ситуации, вызывающие у человека чувство неудовлетворенности. Исследователи отмечают, что неосознаваемые аспекты функционирования психологической защиты не только не повышают адекватность информационно-ориентировочной основы поведения, но и снижают уровень контроля человека и свободу его действий ( Грачев, 1998; Киршбаум, Еремеева. 2000). «Защитные» реакции человека внутренне предопределены и поэтому плохо согласуются с условиями конкретной социальной ситуации. При этом человек оказывается ограничен в использовании своего личностного потенциала (в том числе профессиональных знаний и умений), что снижает его социальную и психологическую защищенность. Это выражается в том, что нарушаются контакты с другими людьми, возникают психологические барьеры в общении, становится невозможным сознательное, волевое изменение собственных негативных качеств, которые в силу внутренней, психологической «защиты» человек отрицает, считая их несуществующими. Все это обусловливает трудности в построении адекватного поведения и деятельности в сложных ситуациях, а значит, препятствует выживанию личности.

В психоаналитических традициях психологическая защита рассматривается как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями и запретами, т.е. как внутриличностная защита человека. Однако нельзя не отметить, что наряду с рассмотрением внутриличностной защиты отечественными исследователями (В.Ф. Бассин, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куликов, Б.Ф. Поршнев, и др.), обращалось также внимание на проблему психологической защиты от внешнего воздействия. С учетом этого можно констатировать, что психологическая защита личности представляет собой многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать выживаемость человека (как личности) в обществе при воздействии многообразных негативных факторов, как внутренних, так и внешних.

Этимология слова «защита» предельно ясна: создать прикрытие (щит), препятствующее поражению или нанесению ущерба телу воина. В толковых словарях при объяснении слова «защита» наиболее часто встречаются понятия угроза и граница. Наличие угрозы указывает на то, что необходимость в защите возникает в двух основных случаях:

  • в состоянии противоборства: борьбы, конфликта и др.;
  • в условиях воздействия вредоносного фактора: стихии, неблагоприятных или вредных условий для существования.

Наличие границы, которую требуется защищать, указывает на то, что в защите нуждается какая-то целостность: тело, государство, строение, организация и др. Рассматривая психологическую защиту как способ выживания личности в трудных жизненных ситуациях, считаем целесообразным в дальнейшем использовать определение, даваемое Е.Л. Доценко, согласно которому «психологическая защита — это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта» (Доценко, 1996, с. 194).

Следуя предложенной Е.Л. Доценко схеме описания феномена психологической защиты, будем выделять:

  • предмет защиты (что защищается?), — таковым является в общем случае любое целостное образование;
  • угрозу (от чего защищается?) — фактор, являющийся внешним по отношению к данной целостности;
  • ущерб (во избежание чего?) как следствие влияния угрозы, которое приводит к нарушению целостности-,
  • средства защиты (как защищаться?), зависящие как от специфики и возможностей предмета защиты, так и от характеристик угрожающего фактора.

В качестве предмета психологической защиты мы рассматриваем личность человека как целостное образование (включая самооценку, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепцию; мотивационные образования: желания, предпочтения, вкусы; когнитивные структуры: мировоззрение, ценностные ориентации, мнения и др.).

Угрожающими факторами для личности являются действия (или угроза) со стороны государства, организаций, групп , средств массовой информации, окружающих людей, партнеров по деловому или межличностному общению. Ущерб для личности проявляется в неподтверждении (или разрушении) самооценки, представления человека о себе, о своем месте в обществе, снижении самоуважения или чувства уверенности, потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, потере смысла деятельности или жизни в целом и др.

В качестве средств психологической защиты рассматривают лишь те специфические средства, которые характеризуют именно психологическую сторону защиты (и выживаемости) человека. Для того чтобы нагляднее дифференцировать психологические средства защиты от иных (непсихологических) средств, представим себе ситуацию: человек подвергся нападению хулиганов в подворотне («дай закурить»). Е.Л. Доренко, опираясь на указанный пример, подчеркивает, что «о психологической защите нет возможности говорить, если в результате происходит заурядная драка. Другое дело, если используются психологические средства: от просьб о пощаде или встречных угроз до манипуляций и единоборстве характеров — тогда мы однозначно констатируем наличие психологической защиты».

Г.В. Грачев выделяет три основных уровня организации, формирования и функционирования психологической защиты человека (Грачев, 1998):

  1. социальный — в масштабах общества в целом;
  2. групповой — в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций;
  3. индивидуальный.

На социальном уровне психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков и общественных благ в обществе. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности может (и должно) выступать государство через деятельность соответствующих социальных институтов. На групповом уровне психологическая защита личности реализуется посредством использования специфических (для конкретных социальных групп и организаций) способов социального взаимодействия. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные коллективы, общественные, политические, религиозные и иные объединения). На индивидуальном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической системы саморегуляции и комплекса защитных механизмов и стратегий поведения, которые обеспечивают психологическую самозащиту личности.

Выживание и адаптация

Выживание человека в Мире связано с его способностью к адаптации. Психологические словари в общем случае определяют адаптацию (от лат. adapto- приспособляю) как приспособление строения и функций организма к условиям среды. Адаптация лежит в основе стабильности целостного и в то же время противоречивого процесса жизнедеятельности человека в целом. В рамках анализа проблем выживания человека в Мире людей нас, прежде всего, интересуют социально-психологические аспекты общего феномена адаптации. Конкретизация рассматриваемого понятия к условиям жизни в обществе позволяет рассматривать психологическую (социально-психологическую) адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценности личности и группы». В дальнейшем указанное выше «оптимальное соотношение целей и ценностей» раскрывается как «приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества». Таким образом, уже на уровне определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований для развития и конечной успешности адаптации в ее психологическом (а не биологическом) аспекте.

А.Б. Георгиевский на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды . Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует адаптация как условие выживания человека как личности в Мире людей, т.е. психическая адаптация. Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.

П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации добавил еще один: адаптация есть ничто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. В дальнейшем это позволило А.А. Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств личности. При таком подходе объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые формируются (развиваются) в процессе адаптации личности и приводят к тому или иному результату. При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.

  Обычно исследователи при рассмотрении адаптации субъектов в ходе их социального взаимодействия выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся соответственно:

  1. преобладанием пассивного, конформного принятия доминирующих вереде ценностей;
  2. преобладанием активного воздействия человека на социальную среду.

С точки зрения интересующих нас проблем психологии выживания личности, наиболее интересным представляется видение двух приведенных типов адаптационного процесса, предложенное Л.М. Митиной. Исследователь, опираясь на положения Рубинштейна о двух способах жизни , выделила две стратегии (или модели) профессиональной адаптации стратегию адаптивного поведения и стратегию личностного (и профессионального) развития. При первой стратегии у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении внешним обстоятельствам. При ее реализации человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных).

При второй стратегии доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении личности к самовыражению, самореализации. При поведении личностного саморазвития человек характеризуется способностью выйти за пределы потока повседневности, увидеть свою жизнь в целом и превратить ее в предмет практического преобразования. Таким образом, вторая модель адаптации ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека ресурса. Есть основания считать, что типы адаптационного процесса на самом деле различаются не по критерию «активный — пассивный», ибо всякая адаптация есть проявление активности психики. А. А. Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность:

  1. Направленность вектора активности «вовнутрь» соответствует первой стратегии адаптации (адаптивного поведения — по Л. Митиной).
  2. Направленность вектора активности «наружу» соответствует второй стратегии адаптации. Адаптация характеризуется активным воздействием человека на социальную среду, приспособлением ее к себе. Очевидно, выживание человека возможно лишь в том случае, если он избирательно использует обе стратегии адаптации, конструируя при этом стиль поведения, адекватный конкретной жизненной ситуации. И еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается личности легче: изменение социальной среды или изменение себя. Ибо конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной (да и профессиональной) среды без включения активного процесса самоизменения — это не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только в различной степени выраженности) проявляется в переживании человеком психологического дискомфорта, неудовлетворенности, ощущения собственной малости или даже неполноценности. Адаптация — это всегда активный процесс: будь то активное изменение себя или активное изменение социальной среды.
  3. В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух ранее рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с новыми адаптационными возможностями для данной личности.
  4. Следует отметить, что А.А. Реан выделяет и еще один тип адаптационного процесса, очень значимого, на наш взгляд, с точки зрения проблемы психологического выживания человека в Мире людей. Этот тип, названный автором «вероятностно-комбинированным», основан на использовании всех трех приведенных выше «чистых» типов. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате субъективной оценки личностью вероятности успешности адаптации при различных типах адаптационной стратегии (вектор активности «вовнутрь» или «наружу»). При стратегии человек оценивает: а) требования социальной среды — их силу, степень враждебности, степень ограничений потребностей личности и т.н.; б) собственный внутренний потенциал в плане возможности изменения, приспособления среды к себе; в) цену усилий (физических и психических затрат) при выборе той или иной стратегии. Подчеркивается, что оценка всех этих параметров происходит на свернутом или даже неосознаваемом, интуитивном уровне.

Личность, проходя определенные ступени своего развития, переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для ее адаптации и самоактуализации. Рассматривая значимые события с точки зрения субъекта жизни, а также сформировавшиеся у него личностные подходы к разрешению трудностей в жизненных ситуациях, К.А. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненная позиция» человека. В рамках рассматриваемой нами проблематики психологии выживания считаем необходимым обратить внимание на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: во-первых, это совокупность субъективно-значимых отношений человека (к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых, совокупность способов реализации этих отношений (или «способов организации жизни»).

Важную роль при разрешении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали исследования Л.В. Куликова, при анализе успешности адаптации к трудным ситуациям целесообразным является выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что при недостаточной или избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают такие психические состояния, которые свидетельствуют о проявлениях дезадаптации. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии, а при избыточной мобилизации возникает состояние повышенного психического напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии (Таблица 1).

Таблица 1. Проявление адаптации личности к трудностям .

Мобилизация (уровень активности) личности
Характеристики Недостаточная Адекватная Избыточная
Отношение к ситуации, ведущий мотив принятия цели Эмоциональное неприятие цели без адекватной! ее оценки Согласованность эмоциональной и рациональной оценки; поиск путей к цели Эмоциональные компоненты доминируют над рациональными; стремление достичь цели немедленно
Характер

адаптации

Неполная,без достаточной активности Адаптация

укрепляется

активностью

Адаптация ослабляется излишней активностью
Поведение Пассивное

(капитуляция)

Активное,

организованное

Активное,

дезорганизованное

Состояние

субъекта

Апатия Активация Избыточное

расходование

энергии

Настроение Уныние Бодрость Беспокойство

Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которого разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. 

Стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях

Освоение человеком мира, в котором происходит преобразование как внешнего, так и внутреннего мира на протяжении жизненного пути, называют поведением. Поведение является функцией взаимодействия личности и ситуации среды в данный момент времени. Традиционно поведение описывается как совокупность действий, обусловленных сложившимися навыками, привычками и конкретной ситуацией поступков, требует борьбы мотивов, принятия решений, содержание которых превосходит содержание ситуации. Между тем, в настоящее время возникла тенденция рассматривать поведение как функцию взаимодействия личности и среды, причем личностные особенности рассматриваются как индивидуальные ресурсы человека; которые обеспечивают реализацию его действий в конкретной ситуации.

Стратегии поведения в значимых ситуациях — это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Наиболее общими стратегиями являются формы «тотального ориентирования» человека — продуктивные и непродуктивные, проявляющиеся, например, в тенденциях «инстинкта жизни», по 3. Фреду, или «обладания» и «бытия», по Э. Фромму. Так, согласно Э. Фромму, любовь и творчество являются проявлениями продуктивного ориентирования, авторитаризм, разрушительность, «автоматизирующий» конформизм — проявлениями непродуктивного ориентирования.

Поведение во многом зависит от уровня контроля, или локуса контроля — базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей собственной жизни и деятельности, а в какой степени — пассивным объектом действия для людей и внешних обстоятельств. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между уровнем субъективного контроля и различными формами поведения, а также особенностями личности. Подобно психологическим защитам (как частному случаю поведения в трудных ситуациях), стратегии поведения могут существовать в двух вариантах — адаптивном и дезадаптивном. Выбор стратегии поведения зависит от степени значимости ситуации для личности. Адекватность поведения в значимых ситуациях обусловливается адаптивными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ею «трудной» ситуации.

Человек преодолевает критическую «трудную» (порой критическую — в субъективном восприятии или объективно таковую) ситуацию посредством переживания, рассматриваемого Ф.Е. Василюком как форму деятельности, направленной на сохранение душевного равновесия. Существуют различные модели реагирования на конфликтную ситуацию. Широко известна предложенная К. Томасом двухмерная модель регулирования конфликтов, измерениями которой являются кооперация (как проявление внимания к интересам другого) инапористость (как внимание к собственным интересам); внутри указанных координат выделяются пять способов регулирования конфликтов: конкуренция, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. С точки зрения проблематики психологического выживания, вызывает интерес конфликтологическая теория X. Киндлера (Н. Kindler), в которой автор выделяет следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации :

  • сохранение («не раскачивай лодку»);
  • сглаживание («подчеркивай положительное»);
  • доминирование («отец знает лучше»);
  • установление правил («играть по правилам»);
  • сосуществование («вы пойдете одной дорогой, я -другой»);
  • «торговля» («ты — мне, я — тебе»);
  • подчинение («плыви по течению»);
  • поддерживающая свобода («я поддерживаю Ваше право на ошибку»);
  • сотрудничество («одна голова хорошо, а две лучше»).

Автор теории считает, что существует связь между стратегиями и личной вовлеченностью в ситуацию, а также гибкостью (Рисунок 1).

Рисунок 1. Связь между стратегиями разрешения конфликта, вовлеченностью в ситуацию и гибкостью поведения.

Гибкость поведения

Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются и реализуются в виде индивидуальных стилей. Согласно А. Адлеру, под стилем понимается «совокупность индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных) и преодоления комплекса неполноценности». В отечественной психологии (Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Е.П. Климов, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Под стилем жизни в дальнейшем понимается устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром, обеспечивающем его выживаемость. Такой стиль складывается стихийно как следствие взаимодействия человека и условий его жизни. А.В. Либин, используя структурно-функциональную модель индивидуальности, выделяет восемь базовых стилей человека. Каждый из них может быть проанализирован с помощью трех биполярных конструктов, характеризующих соответственно адаптивность, компенсаторностъ и оптимальность. Если стили жизни и деятельности метафорически представить в виде реки жизни, а тип личности определять по качествам пловца, вошедшего в реку, то образные обозначения этих параметров будут отражать специфику взаимодействия человека с Миром и с людьми, следовательно, и его способ психологического выживания в этом мире. Приведем обозначения этих стилей:

  1. «идущий ко дну»;
  2. «плывущий по течению»;
  3. «покачивающийся на волнах;
  4. «любитель теплого течения»;
  5. «соревнующийся с течением»;
  6. «вовлекающийся в водоворот»;
  7. «наперекор течению»;
  8. «плывущий вольным стилем».

Н. Пезешкиан (N. Peseschkian) приводит следующую классификацию реагирования на проблемы, называя их формами переработки конфликта:

  1. Ответ с помощью своего тела (физическая активность, сон, еда, секс, нарушение телесных функций и психосоматические реакции).
  2. Ответ своей деятельностью (бегство в работу, бегство от требований достижений).
  3. Ответ обращениями к другим за помощью (контакты, бегство в болезнь или избегание общения).
  4. Ответ в воображении (представление желаемого в воображении, злоупотребление алкоголем или наркотиками, уход в религию, в отстраненные от реальной жизни философско-мировоззренческие системы, а также художественная и творческая деятельность).

Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является трудовая и профессиональная деятельность, играющая важнейшую роль в выживании человека как личности. В рамках исследования индивидуального ресурса профессионального развития нами были выделены профессиональные стили человека, являющиеся частью стиля жизни человека.

Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека. Выделенные профессиональные стили отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляются как в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении. Ключевыми признаками индивидуального профессионального стиля являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой деятельности.

В таблице 2 приводится типология профессиональных стилей, в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей, рассмотренных нами ранее в книге «Психология профессионализма» . В таблице 2 представлены профессиональные стили, в зависимости от:

  1. профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности;
  2. эффективности психологической адаптации (Э), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
  3. коэффициента ценностных ориентаций (Кц), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом,к витальным ценностям. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (—) — низкий уровень выраженности.

Таблица 2. Типология профессиональных стилей, в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей

Таким образом, выживание человека в этом мире связано с его адаптацией. Адаптация понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой. При этом рассмотренные выше стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации.

Natali: