Педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного, разработанная автором, неизбежно предполагает и реформу самой системы исполнения уголовного наказания. Проблема построения системы исполнения уголовного наказания как особого типа деятельности, обеспечивающей ресоциализацию личности, решается нами, с одной стороны, на основе современных психолого-педагогических знаний о динамике психологического состояния правонарушителей в процессе исполнения уголовного наказания и характере изменения их деятельности, с другой — на основе анализа реально сложившейся в ИУ практики исполнения уголовного наказания, где ее роль и задачи акцентированы на задачах исправления и ресоциализации личности.
В настоящее время осужденные в процессе исполнения уголовного наказания практически участвуют в многообразных видах деятельности: деятельности, связанной с исполнением уголовного наказания в отношении конкретного осужденного (режимно-правовая), социально-полезной (трудовой), социально-ценной (общественной) и др. Однако анализ организации различных видов деятельности осужденных выявил ряд весьма серьезных недостатков: до сих пор не определены место, роль и взаимосвязь различных видов деятельности осужденных, отсутствует преемственность между отдельными видами этой деятельности, их развитием на различных этапах уголовного наказания, не раскрыто полностью их содержание, нет единства требований к условиям и принципам их организации, не разработана конкретная методика включения осужденных в различные виды деятельности.
Фактически в ИТУ не организуется система деятельности осужденных по отбыванию уголовного наказания, а осужденные в системе исполнения уголовного наказания включаются в отдельные виды деятельности. Поэтому в настоящее время деятельность осужденных в процессе отбывания уголовного наказания не может быть определена не только как заданный тип деятельности, но и как система целенаправленной деятельности, что серьезно снижает ее воспитательные возможности.
Построение же системы деятельности по отбыванию уголовного наказания (ДОУН) предполагает, прежде всего, выделение и четкое определение роли и места различных видов деятельности, оптимальных путей их организации, обеспечивающих эффективность влияния на развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Представляется целесообразным понимать под системой ДОУН диалектически противоречивое единство множества ее видов, взаимодействия которых, протекающие в рамках исполнения уголовного наказания, дают целостную организацию, влияющую на формирование социально-ценных качеств личности. Несомненно, что роль и значение этой организации зависит от характера и типа взаимодействия различных видов деятельности осужденных в общей, единой, целостной системе ДОУН и определяется эффективностью ее влияния на нравственно-правовую ресоциализацию личности осужденного.
Исследуя роль и место различных видов деятельности осужденных в общей системе ДОУН, мы исходим из важных признаков направленности деятельности и ее воспитательного потенциала. При этом мы выделяем следующие основные виды деятельности осужденных: связанную с выполнением правовых норм (режимно-правовая), трудовую (включающую в себя как производственную деятельность осужденных, так и труд по самообслуживанию). В социально-ценную деятельность осужденных входят и организационно-общественная работа, учеба, религиозная деятельность, спорт и т.д.
Все эти виды деятельности в системе ДОУН, составляя компоненты одной системы, имеют свою нагрузку, свой объем, свои возможности. Характерно, что различные виды деятельности приобретают для осужденного не только личностный, но и социальный смысл, создавая сеть разнообразных взаимоотношений личности с социальной средой и администрацией ИУ, а в конечном счете и с обществом. Деятельность, связанная с выполнением режимных требований, направлена на предупреждение противоправного поведения и принуждение к правовой норме. Трудовая деятельность существенно влияет на психологию человека, создавая сложное переплетение отношений ответственной зависимости и взаимного контроля, действенно формируя качества личности. Социально-ценная деятельность формирует качества гражданской ответственности, сознания долга, социальной активности.
Построение целостной системы ДОУН непосредственно связано с созданием соответствующих условий, соблюдением психолого-педагогических принципов и требований, четким выявлением ее структуры, определением основных компонентов, их места, взаимосвязей, воспитывающего потенциала. Деятельность представляет собой способ, условие, форму существования и основу развития личности. Осужденный существует в системе заданной многоплановой деятельности, в которой формируется система его отношений, мотивационно-потребностная сфера, опирающаяся на систему потребностей личности.
Традиционная структура исполнения уголовного наказания сводится к тому, что для осужденного сохраняется возможность удовлетворения своих потребностей, но ограничивается степень их удовлетворения. Это происходит потому, что для осужденного в условиях ИУ сохраняется возможность включения в любые виды деятельности, причем как просоциальной, так и асоциальной. В силу этого ослабляется воздействие уголовного наказания на личность правонарушителя. Типичным примером служат высказывания осужденных типа «И в зоне жить можно», «Тюрьма — дом родной» и т.п.
Более эффективной, на наш взгляд, представляется система исполнения уголовного наказания, где ограничиваются прежде всего виды деятельности (а вследствие этого, естественно, ограничивается и степень удовлетворения различных потребностей). Ведущим противоречием уголовного наказания становится противоречие между привычными для осужденного асоциальными способами удовлетворения своих потребностей и невозможностью продолжения в ИТУ преступной деятельности. Включение осужденного в систему социально-нравственной (и нравственно-правовой) деятельности создает основу для разрешения этого противоречия путем формирования системы моральных потребностей. Анализ жизнедеятельности осужденных в ИТУ позволяет выделить следующую систему их деятельности: правовую, трудовую, социально-ценную (общественная работа, учеба, спорт и т.п.) и общение. Некоторые из этих видов деятельности носят для осужденного обязательный, другие — добровольный характер. В процессе уголовного наказания появляется новый, специфичный для осужденного вид деятельности — нравственно-правовая.
В отличие от общей теории нравственного воспитания, которая строится на нравственном просвещении и нравственном упражнении в нравственном поведении, в усвоении нравственного содержания правовых норм в процессе ресоциализации действует другой механизм. Связано это с тем, что нравственный мир осужденного представляет собой весьма пеструю картину: это и асоциальные нравственные нормы, типичные для преступной среды, и элементарные нравственные нормы, действие которых распространяется только на узкий круг людей, близких преступнику, и извращенное понимание ряда моральных норм и т.д. Доминирующее положение здесь занимают асоциальные нормы, в соответствии с которыми и строятся привычные формы поведения и деятельности правонарушителей. Для них таким доминирующим видом деятельности является преступная деятельность (в зависимости от степени вовлеченности в преступную деятельность у преступника проявляются или преступный навык, или преступное умение).
Поэтому на первом этапе ресоциализации решается задача предупреждения привычных форм преступного поведения осужденных. Достигается это путем максимального ограничения видов деятельности, в которые включен осужденный. Сохраняется как обязательная правовая (соблюдение режима отбывания наказания), общение сводится к минимуму (общение только с представителями администрации). Нравственно-правовая деятельность как интегративный вид деятельности проявляется только через отношения осужденных в различных видах деятельности и заключается в отношении осужденного к режиму отбывания наказания и к наказанию в целом. Все другие виды деятельности для осужденного исключаются.
Первый этап— этап строгой изоляции, где вновь поступившие в ИТУ осужденные содержатся изолированно от основной массы, и цель его — лишить осужденного возможности продолжать привычную для него преступную деятельность. В качестве одного из вариантов можно предложить одиночное камерное заключение на этом этапе.
Второй этап — принуждение к выполнению правовой нормы. Если в результате первого этапа осужденный отказался от привычного асоциального поведения, то на втором этапе для него создается возможность организации своей жизни в ИУ в соответствии с правовыми нормами. Расширяется (но строго контролируется) деятельность общения, которая строится на социально-приемлемых нормах. Осужденный включается в социально-полезную (трудовую) деятельность, носящую добровольный характер. Причем одним из условий перехода с первого на второй этап является желание осужденного трудиться. Второй этап — этап усиленного контроля заключается в том, что в условиях жесткой регламентации и контроля жизнедеятельность осужденного строится и подчиняется правовым нормам.
Третий этап — приучение осужденного к нравственной норме. Расширяется деятельность общения; осужденный включается в более разнообразные виды трудовой деятельности; для него становится возможным социально-ценная деятельность (участие в самодеятельных организациях и других общественных формированиях, частичное самоуправление своей деятельностью). Сущность этого этапа в том, что осужденные получают возможность организации своей жизни на социально-нравственной основе в результате добровольного принятия нравственных норм, но под внимательным надзором администрации.
Четвертый этап — упражнение в социальном поведении. Резко изменяются в сторону расширения практически все виды деятельности, в которые включен осужденный. Для него создается возможность организации своей жизни практически в условиях свободы. Этот этап социальной реабилитации сводится к тому, что осужденный приобретает социальные навыки, но под наблюдением администрации. Таков, на наш взгляд, социально педагогический механизм ресоциализации личности правонарушителя.
Ниже приводится предложенная нами социально-педагогическая модель исполнения уголовного наказания и вытекающая из нее структура пенитенциарного учреждения (см. табл. 7).
Таблица 7
Этапы |
Виды деятельности |
Условия |
1. Предупреждение преступного поведения |
Нравственно-правовая. Минимальные: общение, элементарные виды трудовой деятельности |
Строгая изоляция. Одиночное камерное заключение |
2. Принуждение к исполнению правовой нормы |
Расширяется, но ограничивается деятельность общения: осужденный включается в производственный труд (на производстве ИТУ) |
Усиленный контроль. Камерное заключение (камеры на 3-4 человека). Работа на локальных участках |
3. Приучение к нравственной норме |
Расширяется деятельность общения: разнообразятся виды трудовой деятельности; осужденный включается в социально-ценную (общественную) деятельность |
Надзор за жизнедеятельностью осужденных в условиях проживания в общежитии (комнаты на 3-4 человека); работы на производстве |
4. Упражнение в социальном поведении |
Осужденный включается во все виды деятельности свободного человека, но с некоторыми ограничениями |
Наблюдение за поведением осужденных в условиях свободы проживания в общежитии за пределами ИТУ: работа на предприятиях народного хозяйства, но под контролем администрации ИТУ; общежитие открытого типа — центр социальной реабилитации |
Естественно, в этой структуре необходимым является перевод осужденного с этапа на этап в зависимости от характера его поведения. Все осужденные отбывание наказания начинают с первого этапа. На каждом этапе осужденный находится до тех пор пока не докажет (или администрация не убедится) в его готовности к переходу на следующий этап. В зависимости от личности осужденного, степени его криминальной и социально-нравственной запущенности могут варьироваться как сроки пребывания на этапах, так и условия.
Предложенная нами социально-педагогическая модель опирается на психологический механизм воздействия уголовного наказания на личность преступника. Отдельные элементы этой системы были реализованы в эксперименте по новой модели ВК. в опыте работы широко известного «Белого лебедя», при создании межобластных единых помещений камерного типа. В настоящее время уже в основном решены вопросы о комплексной нормативно-правовой проработке этой модели и ее правовом регулировании.
Итак, постановка и исследование проблемы ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания вызвана задачами преобразования исправительно-трудовой системы в новых условиях социально-экономического развития общества. Разработанная концепция, основывающаяся на социальной и личностной природе человека, его целостности, противоречиях его жизнедеятельности как источника саморазвития, позволяет с широких социально-педагогических позиций рассмотреть исполнение уголовного наказания, проникнуть в его внутреннее строение, ввести в теорию и практику исполнения уголовного наказания его педагогическую сущность как проявление нового мышления, которое выражается в:
- выделении ведущего объекта уголовного наказания процесса ресоциализации, установлении диалектической взаимопомощи процесса ресоциализации с процессом исполнения уголовного наказания. Причем ресоциализация личности осужденного является приоритетным по отношению к другим аспектам уголовного наказания, а ее методы и средства диалектически взаимосвязаны с методами и средствами уголовного наказания;
- гуманизации процесса исполнения уголовного наказания как основы психологизации и педагогизации деятельности ИГУ;
- построении целостной системы исполнения уголовного наказания, сущность которой состоит в объединении всех подсистем, направленных на преобразование личности осужденного, вокруг деятельности администрации ИУ по ресоциализации личности осужденного как системообразующей;
- включении в систему ресоциализации не только администрации ИУ, но и микросреды ИУ и элементов внешней среды;
- педагогическом прогнозировании как основы процесса ресоциализации личности осужденного в процессе исполнения уголовного наказания, что послужит исходной целеполагательной позицией для определения перспектив исправления личности, критерием принятых педагогических решений, эталоном контроля и оценки результатов исправления осужденных на различных этапах исполнения уголовного наказания.
Данные концептуальные позиции позволили определить и детально разработать содержание, целеполагательные компоненты, принципы, методы, средства и формы ресоциализации, что в своей совокупности позволяет рассматривать ресоциализацию как системное многоуровневое образование, обладающее устойчивой совокупностью ведущих признаков целостной системы, включающей различные подсистемы. Таким образом, система ресоциализации личности осужденного обладает всей совокупностью признаков целостных социальных систем. Специфичность целевого назначения заключается в организации процесса формирования у осужденных социальных ценностей, норм и способов социально ценной деятельности. Как организованная форма социальных воздействий на осужденных ресоциализация представляет собой управляемый процесс восстановления, накопления и развития положительного социального опыта правонарушителей. Проведенное теоретико-методологическое исследование открывает перспективы для изучения психолого-педагогических основ эффекта оптимизации, комплексности и целостности, способов и средств реализации принципа меры в уголовном наказании, путей и способов повышения этической зрелости сотрудников ИГУ, обеспечения гуманистической направленности их практической деятельности. Решение этих и других, вытекающих из проведенного исследования вопросов будет способствовать дальнейшему развитию теории ресоциализации личности в процессе уголовного наказания.