В последнее время для многих исследователей стало ясно, что без анализа понятия установки невозможно решение многих вопросов социальной, в частности юридической психологии. Это обусловлено тем, что в социуме человек действует как целостная система, поэтому невозможно на основе отдельных абстрагированных психических процессов изучить и охарактеризовать взаимоотношения. Для этой цели наиболее подходящим по сравнению с другими оказалось это явление.
По мнению Г. Оллпорта, который с наибольшей полнотой и систематичностью исследовал историю установки в социологии и психологии, нетрудно объяснить популярность данного понятия, так как оно свободно от тех противоречий, которые существуют в вопросе понимания влияния врожденных и приобретенных факторов. Вследствие плодотворного и разностороннего использования установки в исследованиях, данное понятие стало основой социальной психологии, которую «часто определяют как науку об установках человека» (15, стр. 6). Как терминологическое, так и понятийное содержание установки объединяет в себе два компонента значения: с одной стороны, в ней присутствует факт приспособления к действительности, соответствия с ней; с другой стороны — факт субъективного духовного состояния, выражающего готовность человека к определенному способу активности. Г. Оллпорт отмечал, что впервые установка была использована в науке в 1862 году Гербертом Спенсером в книге «Первые принципы», где он писал: «Возникновение правильного мнения при обсуждении определенного вопроса зависит в основном от той духовной установки (Attitude of mind), которую мы занимаем при выслушивании мнения противника. От сохранения правильной установки зависит, разбираемся ли мы в том, что истинно и что ложно».
Первая научная теория об установке была сформулирована в 1888 году Ланге в виде теории моторной установки. В это же время, в 1889 году, Мюстербергом была сформирована теория действия внимания и появилась теория моторной активности Фере, в основе которой также лежит селективное сознательное состояние, то есть установка. Оллпорт определил установку как «нейропсихологическое состояние готовности к физической и психической активности». Вюрцбургская школа (Германия) утверждает, что установка не является ни аффектом, ни ощущением, ни образом, ни представлением и ни их комбинацией — это лишенное наглядности содержание сознания, находящееся на пороге сознательного и бессознательного. Фрейд причислял ее к бессознательным явлениям психики. За серьезное обоснование и использование понятия «установка» мы должны быть благодарны Томасу и Знаниецкому, которые ее определяли как реальное, так и потенциальное поведение личности.
Перк сформулировал четыре признака, определяющие установку:
- ориентация человека на объект действительности или ценность, чем она отличается от простого условного рефлекса;
- не есть автоматический стереотипный детерминант поведения, но она содержит определенную психическую силу и энергию, иногда латентно;
- может проявляться с разной степенью интенсивности, как актуальное состояние или сравнительно инаффектно;
- создается в процессе опыта и не есть явление инстинктивное, врожденное.
Огромный вклад в изучение этой проблемы внесла грузинская психологическая школа. После того как Узнадзе определил специальные методы изучения этого психического феномена, стало возможным и создание специальной теории установки. Согласно теории Узнадзе, установка не врожденное психическое свойство, но и не вторичное образование. Она первична по отношению к деятельности и поведению личности и определяется средой и потребностями: «Все остальные психические процессы осуществляются после нее и на ее основе, так как установка это состояние, определяющее психическую активность». Он четко определяет фактическое положение активности человека: психическое поведение индивида определяется не только воздействующей ситуацией или действием импульсивной потребности, но и целостным состоянием — установкой. Она не представляет собой чисто познавательное отношение к действительности, она является отображенным отношением, определяющим активное обратное воздействие, и отражается с позиций потребностей (постулат дифференциации целостности) (23,24).
В свою очередь Оллпорт указывает четыре условия, влияющих на создание установки:
- интеграция опыта относительно объекта установки, формирующая целостность;
- процесс дифференциации, организующий диффузное состояние индивида в виде установки;
- вследствие многократного повторения установка становится травматической, то есть быстро возникает при соответствующих обстоятельствах и действует с большей силой, что указывает на ее сформированность;
- подражание — один из основных подготавливающих факторов для создания установки.
В своих исследованиях Турсон главное внимание обращал на аффективную сторону установки: совокупность элементов уверенности (убежденности в прогнозе) и эмоциональное отношение к объекту.
Следует отметить, что значительные работы по изучению отдельных аспектов установки были проведены Смитом и Брауном (уделявшим внимание мотивационной стороне), Озгудом, Суссом и Тенненбаумом (выделяющим аспект личного оценочного отношения), Сен-фордом, Ньюкомбом и Хендсром (обращавшим внимание на влияние социального окружения и референтной группы на формирование установок), а также Скоттом, Кингом и др.
Сарноф определял установку как диспозицию реакций принятия-непринятия в отношении к какому-либо классу объектов. Шериф и Ксентрил говорили о главном влиянии процесса перцепции и сформулировали теорию «Я — включенности», согласно которой совокупность определенных установок представляет собой часть человеческого Я; а также замечали, что на эти установки стимулы не влияют: они остаются сравнительно неизменными. Применяя достижения теории Хельсона и эффекта координатных систем, рассматривали формирование установки как результат действия четырех факторов:
- особенности расположения стимулов, создающих установку, во времени и пространстве;
- место в серии значимых стимулов, на основе которых создается оценочная установка остальной реальности;
- стимулы, данные в настоящее время для оценки;
- координатная система, выработанная человеком в отношении этих явлений.
На этой основе человек производит ассимиляцию сходных и контрастную оценку резко отличающихся объектов.
Согласно Кригу, Крачфильду и Белачи, социальная установка не является изолированным явлением, это целостная система позитивной и негативной оценки человеком объекта, его переживаний, тенденций его доброжелательного и враждебного отношения. Эти авторы определили установку как тенденцию формирования в одном определенном направлении компонентов познания, эмоций и действий и считали, что для характеристики установки в основном должны быть использованы два компонента:
- Валентность, которая создается полярным характером: положительным, отрицательным и нейтральным знаками — и проявляется во всех компонентах установки. Интеллектуальный компонент характеризуется принятием—непринятием; эмоциональный компонент приятностью—неприятностью; компонент действия определяется тенденцией к доброжелательному или враждебному отношению, а также интенсивностью проявления.
- Сложность организации (поверхностность, обоснованность, иллюзорность или предвзятость и проч.) изучены пока недостаточно.
Особо важным вопросом являются взаимоотношения самих установок. Выяснилось, что существует тенденция к взаимосвязи и формированию системы установок (например, пары (+ + \ —) и (+ — \ — +) в трансактном анализе). Таким образом, внутреннюю организацию человеческой личности возможно измерить, что подтверждают, например, работы Фергюсона и Турсона по изучению установок каркаса личности. Также с интегральной точки зрения установку изучали Гринвальд, Брок, Остром, Фишбейн, Инско и др.
Согласно теории установки, психическая активность человека, на каком бы уровне она ни протекала, осуществляется на основе целостного состояния — установки, играющей существенную роль в организации поведения человека (15).
Выделяют несколько видов установок: установка практического поведения, познания или теоретического поведения, социального поведения и установка творчества.
Установка как феномен психики имеет ряд свойств:
- может быть фиксированной (в исследованиях Узнадзе показал, что она может существовать продолжительное время, оставаясь актуальной и легко возбудимой снова);
- возбудимостью установки обусловлены различного рода иллюзии: чем легче протекают фиксация и возбудимость, тем лучше человеку удается сохранять и использовать жизненный опыт.
- величину эффекта действия установки (генерализация): на похожие явления — реакция ассимиляции, на непохожие — контрастно иллюзорная реакция;
- устойчивость, или ригидность установки, характеризующаяся тем, как долго человеку не удается вырваться из-под влияния определенной фиксированной установки, которая, оставаясь в господствующем состоянии, мешает воспринимать мир объективно (например, когда все в «розовом цвете»);
- диффузность, которая проявляется в незнакомых для индивида условиях, где установка еще не стимулирована средой;
- дифференцированность, которая проявляется в определенных ситуациях, позволяющих сработать определенному набору установок (определяется посредством сознания) — как признаки ее внутренней организации.
Становится ясно, что проблема изучения такого феномена психики, как установка, с самых различных научных позиций вызывает вполне оправданный и обоснованный интерес и имеет большое прикладное значение.