В последнее время для многих исследователей стало ясно, что без анализа понятия установки невозможно решение многих вопросов социальной, в частности юридической психологии. Это обусловлено тем, что в социуме человек действует как целостная система, поэтому невозможно на основе отдельных абстрагированных психических процессов изучить и охарактеризовать взаимоотношения. Для этой цели наиболее подходящим по сравнению с другими оказалось это явление.
1.1. Современный трансактный анализ (ТА). Три школы ТА
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник.
Классическая школа ближе всего придерживается разработанного Э. Берном и его коллегами подхода. В ней используется широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Первый шаг человека состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Здесь особое внимание уделяется групповому психотерапевтическому воздействию как главному методу. Во взаимодействии проигрывается неразрешенная в детстве ситуация, а роль психотерапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит с приемами, помогающими справиться со своими проблемами.
1.2. Происхождение жизненных позиций
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных установок. Берн считал, что «жизненная позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать решение, основанное на более раннем опыте». Другими словами, по Берну, сначала идут решения, принятые в раннем детстве, а затем — жизненные позиции, которые принимаются в более позднем детском возрасте с целью оправдания. Например, младенец может принять следующее решение: «Никогда в жизни я больше никого не полюблю, так как моя мать не любит меня». Затем он оправдывает это решение, начиная верить, а то, что «меня никто никогда не полюбит», что переводится на языке ТА как утверждение: «Я — плохой». Если маленькую девочку оскорбляет отец, она может решить: «Я никогда больше не буду доверять мужчинам, так как отец плохо обращается со мной». Затем она обобщает это и приходит к убеждению, что «мужчинам нельзя доверять» или «Они — плохие».
1.3. Соотношения внутренних эмоциональных жизненных установок с типами конфликтного поведения
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к подобным ситуациям, заключающееся не в создании некоего бесконфликтного пространства, а в умелом управлении ими, поскольку находил наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных ситуациях наиболее характерны для людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными и разумными, а какие стоит отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
1.4. Эмоциональная реадаптация и ресоциализация.
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Закон «не будь как все».
Для чтения этого параграфа необходимо ознакомиться с методикой исследования психодинамики эмоциональности личности по Д.В.Сочивко (см. приложение) и расчетом психодинамических коэффициентов, точнее одного из них — коэффициента дезадаптации (см. выше). В этом параграфе мы намерены прояснить роль эмоционального компонента социальной адаптации, с акцентом на механизмы ресоциализации. В проведенном эксперименте выяснилось, что эмоции играют роль как бы пусковой кнопки. Запуская процесс адаптации к УЖД, они настраивают познавательный контур человека на определенную волну социальных взаимоотношений. Но обратимся к экспериментальным данным. В данном параграфе мы предлагаем рассмотреть, как люди различных эмоциональных типов адаптируются к условиям жизнедеятельности. При этом различать условия жизнедеятельности (УЖД) мы будем по степени их экстремальности для человека. Мы обследовали три группы испытуемых, первая из которых представляла собой случайным образом подобранных граждан и может рассматриваться как группа испытуемых, находящихся в обычных УЖД. Вторая группа состояла из сотрудников роты охраны колонии строгого режима. Эта группа объединяет испытуемых, находящихся в УЖД повышенной экстремальности. Третья группа состояла из осужденных, находящихся в той же колонии, и может рассматриваться как группа испытуемых, проживающих в максимально экстремальных условиях по сравнению с двумя другими.
1.5. Закон «не будь как все» в действии. Результаты обследования психологического климата в роте охраны
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Кроме метода социометрии для индивидуального тестирования использовался уже упоминавшийся метод оценки эмоциональности и метод оценки акцентуации характера Шмишека. В результате проведенного обследования были получены следующие результаты по методике Шмишека (табл. 4). Обратимся к анализу данной таблицы. Оставляя в стороне интерес, который могут представлять эти данные сами по себе, перейдем к извлечению той информации, которая может иметь отношение к психологическому климату в роте охраны (РО). У мужчин мы видим отчетливую тенденцию к акцентуации по шкале гипертимности. Означает ли это, что в данном коллективе собрались исключительно склонные к озорству весельчаки. Нет, как это будет видно из последующих сопоставлений с другими методами. Это означает, что в данном коллективе такое поведение является социально поощряемым, т.е. передает характер психологического климата общения. Что же касается индивидуальных данных, то эти оценки явно завышены. Точно так же, как занижены оценки по шкале тревожности. Потому что показывать свою тревожность на службе в РО не принято. Таким образом, подавление своей тревожности, т.е. сокрытие возникающих личных проблем, ведет к нарастанию искусственно гипертимного поведения, т.е. бесшабашно веселого, излишне самостоятельного, с завышенной самооценкой в обычных ситуациях и раздражительно гневливого в проблемных.
Глава 2. Психолого-педагогические основы ресоциализации осужденных
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)На крутом переломе истории России одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, связана с повышением эффективности работы правоохранительных органов, в частности по перевоспитанию правонарушителей. Общество ждет от вчерашнего осужденного после отбытия им уголовного наказания законопослушного поведения. Перестройке деятельности ИУ, гуманизации и педагогизации исправительно-трудоврго процесса препятствует несоответствие между новыми требованиями, предъявляемыми к перевоспитанию правонарушителей, и существующими формами, методами и содержанием этой работы. Одна из характерных особенностей нынешней исправительно-трудовой системы — частичное, одностороннее стимулирование исправления личности. Это связано с тем, что ряд процессов, происходящих в ИУ, способствует перевоспитанию осужденных, другие же препятствуют ему. Разрешить данное противоречие невозможно, если ограничиваться лишь совершенствованием отдельных средств исправления и перевоспитания правонарушителей или некоторых направлений воспитательной работы с ними. Хотя в практике ИУ был накоплен большой опыт по совершенствованию отдельных направлений воспитательной работы, проблема в целом не была решена (См. решения коллегий МВД: «Опыт ИТК-17 УВД Вологодского облисполкома по организации направленно воспитывающих коллективов осужденных» (1972); «Опыт работы коллектива сотрудников ИТК-3 УВД Челябинского облисполкома» (1974): «Опыт организации индивидуального шефства над осужденными в ИТУ МВД Белорусской ССР» (1975); «Опыт организации трудового воспитания осужденных ИК-2 УВД Саратовского облисполкома» (1977): «Опыт работы ИТТУ УВД Челябинского облисполкома» (1982): «Организация воспитательного процесса в отряде осужденных ИТУ УВД Челябинского облисполкома» (1985); «Опыт работы коллектива сотрудников ИТУ УВД Пермского облисполкома по дивидуально-психологическому воздействию в процессе исправления и перевоспитания осужденных» (1982-1987)).
2.1.Концепции исправимости личности преступника и их реализация в различных пенитенциарных системах
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Вопросы исполнения уголовного наказания занимают большое место как в исправительно-трудовом (уголовно-исполнительном) праве, так и в пенитенциарной педагогике. Внимание к проблеме исполнения уголовного наказания обусловлено ее значимостью в системе мер борьбы с преступностью. Уголовное наказание, выступая как мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к лицам, виновным в совершении преступлений, становится методом воздействия на социальные процессы, регулятором человеческого поведения (Наташев А.Е., Стручков Н.А., 1967). Говоря о сущности наказания. М.Д. Шаргородский утверждал, что «наказание является лишением преступника каких-либо принадлежащих ему благ и выражает отрицательную оценку преступника и его деятельности государством» (Шаргородский М.Д., 1973). Эволюция наказания, системы его исполнения, как считает И. И. Карпец, зависит прежде всего и главным образом от изменений общественного строя, а в соответствии с этим — от изменений в этике, идеологии, выборе средств борьбы с преступностью.
2.2. Состояние проблемы ресоциализации личности осужденного в современной пенитенциарной педагогике
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Анализ педагогической сущности процесса исполнения уголовного наказания показывает, что наиболее значимыми проблемами в этой области знания в настоящее время являются исследование воспитательной функции уголовного наказания с позиций системно-структурного подхода, разработка теории и методики перевоспитания личности правонарушителя в процессе исполнения уголовного наказания и ее нравственно-правовой ресоциализации. Для решения этой задачи явно недостаточно данных, полученных в результате уже проведенных исследований. Теоретические выводы, сделанные, в частности, М.П. Прокоповым, основываются на теории информации, причем в основу процесса нравственного перевоспитания осужденных положена идея компенсации воздействий на них. Экстенсивный характер процесса нравственного воспитания, в трактовке М.П. Прокопова, кроме всего прочего затрудняет его практическую организацию.