Синтоническая модель общения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Название синтоническая образовано от слова синтония, что означает «быть в гармонии с собой и другими». Эта модель разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.

Синтоническая модель указывает основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения ими на части, или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.

В рамках данной модели общение рассматривается как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, благодаря которому человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, какие мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает их по очереди: у одного человека — сначала для картинок, потом для запахов; у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше данных, чем сознание.

Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система — визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, то сможете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Опирающиеся на визуальную легко понимают одни слова на слуховую и кинестетическую — другие. Если вы правильно выберете и используете те вербальные средства, которые соответствуют главенствующей репрезен тативной системе собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить происходящее в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его взгляд при этом не сфокусирован, он направлен на пятно, находящееся в 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать, он даже рассердится. В речи людей-визуалов преобладают соответствующие слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с другими преобладающими системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Взгляд человека в это время направлен вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.

Люди с преобладанием кинестетической репрезентативной системы, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза непроизвольно смотрят вправо вниз. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.

К классической триаде добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.

Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения (проявляет их):

♦ учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

♦ позитивно формулировать свои цели общения;

♦ понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

♦ проявлять конгруэнтность (внутреннюю гармонию, согласованность желаний, мыслей, слов, действий);

♦ быть гибким в общении;

♦ проявлять наблюдательность, восприимчивость к мельчайшим неконтролируемым изменениям в состоянии и облике собеседника;

♦ входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

♦ использовать своевременно «ресурсное состояние» своей психики для достижения успеха в общении;

♦ своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

Основные умения общения приведены на рис. 7.4.

Синтоническая модель общения

(«синтония» — быть в гармонии с собой)

Процесс общения начинается с восприятия и протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы (PC) человека.

 

Визуальная PC

Аудиальная PC

Кинестетическая PC

Более доверяет

зрительной системе

слуховой системе

ощущениям, чувствам

Употребляемые слова

рассмотрим, яркий, любуюсь

послушаем, звучит, громкий

чувствовать, ощущать, тяжко на душе, обожаю

Речь

быстрая, громкая

выразительная

медленная, негромкая

Движения глаз

вверх влево, вверх вправо и прямо перед собой

влево, вправо, голова наклонена

вниз вправо, взгляд вниз

Правила слушания

«Я должен видеть, чтобы слышать»

«Не смотреть, чтобы слышать»

приблизиться

Полимодальный «компьютерный» тип получается из кинестетика при абстрагировании от неприятных чувств. Употребляемые слова: понимаю, логично, проанализировать. Речь монотонная.

Движения глаз трудноуловимы, взгляд направлен через головы других, голова поднята вверх.

Для успешного общения необходимо:

♦ Учесть PC собеседника и говорить на его «языке».

♦ Определить желаемый результат и учесть интересы собеседника (что я увижу, когда достигну результата, что я услышу?).

♦ Развить сенсорную остроту — умение замечать малейшие изменения состояния и поведения собеседника, его жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, цвета кожи, дыхания, тонуса мышц.

Шаги обучения:

1) фиксация изменений в поведении человека;

2) различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении;

3) калибровка — узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам -микроизменениям.

♦ Развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения.

Шаги обучения:

1) прерывание старых паттернов поведения;

2) изобретение и использование новых способов поведения;

3) быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых неожиданных выборов.

♦ Достичь конгруэнтности — внутренней согласованности мыслей, желаний, чувств, действий, слов, отсутствия внутренних противоречий.

Шаги обучения:

1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;

2) знакомство с различными частями своей личности;

3) определение целей, желаний каждой части личности;

4) определение приоритетных целей;

6) заключение «контракта» по принятому соглашению.

♦ Уметь достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии.

Синтоническая модель общения

Рис. 7.5. Виды слушания





Комментарий к статье