X

Техника шестиступенчатого рефрейминга

Часто применяется в работе с вредными привычками (алкоголизм), девиантными формами поведения (суицид, сексуальные девиации), навязчивыми состояниями и др.

  1. Определите болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения.
  2. Попросите пациента войти в контакт с его же «частью», ответственной за формирование и проявление этого симптома или отклоняющегося от нормы поведения. Для этого предложите ему закрыть глаза, сосредоточиться на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя: «Хочет ли «часть» меня, создающая этот симптом или нежелательное поведение (головную боль, навязчивый страх, злоупотребление алкоголем или табаком), говорить со мной».
    Затем пациент внимательно следит за возникающими или, наоборот, исчезающими ощущениями (звуками, внутренними диалогами, «картинками», кинестетическими ощущениями).
    Терапевт должен «увидеть» внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, резкое движение, иную мимику и т. п. Для большей достоверности следует заранее попросить пациента обозначить возникающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы.
    Предварительно следует рассказать пациенту про множество «частей», составляющих целое Я. Разъяснить, что каждая из них существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу и только позже трансформируется в болезненный симптом или нежелательное поведение. «Высота опасна: можно упасть и разбиться». И как гиперболизация адекватного опасения — фобия высоты. «Осторожно переходи улицу: транспорт опасен». Трансформация — фобия открытого пространства, площадей.
  3. Отделите симптом (поведение) от первоначального мотива (намерения). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть». Ответами могут быть: «Чтобы не попасть под автомобиль», «Чтобы не заразиться» и т. п. Это элементы психоанализа.
  4. Найдите новую «часть» (новый способ), удовлетворяющую это первоначальное намерение. Можно найти два-три новых способа.
    Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я, точнее — к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если «творческую часть» внутри себя отыскать не удастся, создайте ее.
    Для этого попросите пациента вспомнить ситуацию, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации (осуществлял те же намерения) иными путями (например, не за бутылкой водки, а более рациональными и менее травмирующими способами). Если попытка удалась, «поставьте якорь». Если же пациент продолжает утверждать, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он относится с уважением и который способен к творчеству. Пусть представит себе этого человека (визуально, аудиально, кинестетически), а затем попросит его найти три хороших способа исполнить намерения.
  5. Теперь предложите первоначально выделенной части (ответственной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реализации своих намерений. Техника все та же: внутренний диалог с «частью».
    Например: «Согласна ли ты, что эти три новые возможности для меня более удобны и полезны? Согласна ли ты использовать их взамен старых?».
  6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его части (все Я) с заключенным договором? Если возникают возражения, начните весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем заключается возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефреймин-га можно считать завершенным.

Одним из важных методов при НЛП является работа с метамоделью клиента, с его моделью, картой, образом реальности, которой он руководствуется в своей деятельности и которая порой может быть искаженной. Терапевт уточняющими вопросами (например: «Неужели никто никогда вас не понимал?», «Что случится, если вы не выполните то, что должны? и т. п.) не только проясняет и уточняет информацию о клиенте, но и помогает ему преодолеть ограничения в восприятии действительности и самого себя, найти более адекватные цели и способы их достижения.

Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо помнить три вещи:

  • Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.
  • Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.
  • В-третьих, быть достаточно гибким, чтобы настойчиво изменять свои действия, пока вы не получите то, чего хотите.

Достичь успеха помогут следующие этапы:

  1. Позитивная формулировка цели.
    • Подумайте о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите.
    • Спросите: «Что я бы хотел бы иметь?», «Чего я в действительности хочу?»
  2. Активная позиция.
    • Подумайте о том, что вы будете активно делать.
    • Спросите: «Что я буду делать, чтобы достичь своего результата?», «Как я могу начать и поддерживать процесс достижения результата?»
  3. Конкретность.
    • Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: «Кто, где, когда, что и как конкретно?»
  4. Подтверждение.
    • Подумайте о сенсорно обоснованном подтверждении, которое даст вам понять, что вы уже получили то, чего хотели.
    • Спросите: «Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что это есть у меня?»
  5. Ресурсы.
    • Есть ли у вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы добиться вашего результата?
    • Спросите: «В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы добиться своего результата?»
  6. Масштаб (рис. 5.8). Имеет ли результат подходящий масштаб?

    Рис. 5.8

    Если он слишком велик, спросите: «Что мешает мне его получить?» и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми.
    Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: «Если я получу этот результат, что это мне даст?»Двигайтесь вверх до тех пор, пока не найдете связь с таким результатом, который будет достаточно большим и мотивирующим.

  7. Экологическая рамка.
admin:
Еще статьи