X

Нейродингвистическое программирование (НЛП)

НЛП зародилось в 1972 г. в США как результат усилий студента-программиста Ричарда Бэндлера и преподавателя лингвистики Джона Гриндера, которые заинтересовались психотерапией и старались открыть секреты успехов выдающихся психотерапевтов: К. Роджерса, Ф. Перлза, В. Сатир, Э. Эриксона, а также выделить общие для них приемы и принципы психотерапевтического процесса.

Это программирование возникло как эклектический синтез различных психотерапевтических подходов (гештальт-терапии, гуманистической терапии, семейной терапии, эриксоновского гипноза, бихевиоральной и когнитивной терапии). Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапевтической деятельности, которые работали на практике и которым можно было научиться.

С тех пор НЛП развивалось в двух направлениях. Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности. Во-вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми.

Часть «нейро» отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в нейрологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Благодаря пяти своим органам чувств мы воспринимаем мир, извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им. Это предполагает не только невидимые мыслительные процессы, но и видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неделимое единство, человеческое существо.

Часть «лингвистическое» в названии показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочить наши мысли и поведение и вступать в коммуникацию с другими людьми. «Программирование» — указание на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.

Подход к оценке человека в НЛП близок к гуманистическому:

  1. За каждым действием скрывается позитивное намерение.
  2. Никто из людей не ущербен и не испорчен.
  3. Люди всегда делают наилучший выбор, доступный им в данный момент.
  4. Люди уже располагают всеми необходимыми ресурсами. Им нужно лишь найти доступ к этим ресурсам в соответствующем месте и в соответствующее время.

Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую их толику. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предложениями. Каждый из нас живет в реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что воспринимаем, — на свойственную нам модель мира.

Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт — хороший пример того, как мы осмысливаем окружение. Карты не лишены избирательности: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Карта — это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют, и игнорируем другие.

Человек реагирует на свою карту реальности, а не на саму реальность. Это означает, что работа с искажениями и ограниченностью карт клиента — задача НЛП.

Когнитивные процессы описываются понятием репрезентативная система (перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях). Визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (телесные ощущения) системы являются первичными репрезентативными, задействованными в западной культуре. Ощущения вкуса (вкусовая система) и запаха (обонятельная) не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, которые ассоциируются с ними.

Люди используют все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознают их не в равной степени и склонны предпочитать какие-то одни. Люди используют слова, чтобы описать свои мысли: таким образом, выбор слов будет показывать, какую репрезентативную систему использует человек. «Я не вижу выхода, все так неясно» (визуальная репрезентативная система), или «Все перепуталось, такое ощущение, что я зашел в тупик» (кинестетическая система), или «Зря я не прислушался к внутреннему голосу. Говорил же себе: «Не надо!»» (аудиальная система).

Способ мышления влияет на состояние тела, а то, как человек пользуется им, действует на то, как он думает. Люди систематически вращают глазами, переводя взгляд в различных направлениях в зависимости от того, как думают. Нейрологи-ческие исследования показали, что движения глаз по вертикали и горизонтали оказываются связанными с активизацией различных частей головного мозга. Эти движения называются латеральными глазными движениями. В практике НЛП они получили название глазных сигналов доступа, потому что являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами.

Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, глаза перемещаются вверх и влево (рис. 5.7). Во время конструирования картинки из слов или когда мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда мы вспоминаем звуки, и по горизонтали вправо — при конструировании их. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда вы разговариваете сами с собой, взгляд чаще всего направлен вниз и налево. Несфокусированный взгляд — прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас и не видит вас, — тоже говорит о визуализации.

Визуализация

Визуально сконструированные образы

Сконструированные звуки

Аудиальный дискретный (внутренний) диалог

Рис. 5.7. Как мы видим другого человека

Движения глаз происходят очень быстро, и следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности, представляют собой важные кирпичики, из которых строится здание субъективного опыта. Неудивительно, что люди создают отличающиеся карты окружающего их мира. Они имеют различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей.

Количество последних бесчисленно, однако в повседневной работе психотерапевту достаточно использовать только некоторые из них.

Визуально вспоминаемые образы

Вспоминаемые звуки

Кинестетика

В зрительной модальности можно выделить следующие субмодальности:

  • яркость;
  • размер;
  • цвет;
  • контрастность;
  • фокусировка;
  • расстояние;
  • объемность;
  • подвижность и т. д. В слуховой:
  • высота тона;
  • громкость;
  • ритм;
  • четкость;
  • тембр звука;
  • синхронность звука со зрительными восприятием и ощущением. Основные кинестетические субмодальности:
  • давление;
  • движение;
  • расположение;
  • длительность;
  • интенсивность;
  • форма;
  • температура и т. д.

Опыт показал, что изменение субмодальностей может не только корректировать восприятие мира, но и влиять на мышление и поведение человека. Так, например, усиление яркости воспринимаемого зрительного образа увеличивает интенсивность ощущений, а ослабление ее — наоборот. То же самое происходит при изменении размера воспринимаемой картины. С увеличением размеров ощущения обостряются, а с уменьшением становятся тусклее. Естественно, изменения субмодальностей должны соответствовать ожидаемому эффекту.

Если слова являются содержанием сообщения, то позы, жесты, выражение лица и тон голоса представляют собой контекст, в который помещаются сообщения, а вместе они образуют смысл коммуникации. Он представляет ту реакцию, которую вы получаете.

В НЛП это называется присоединением и ведением. Первое — изменение собственного поведения с тем, чтобы другой человек последовал за вами. Для психотерапевта это умение устанавливать раппорт, контакт, который предполагает полное эмоциональное приятие клиента и эмоциональный настрой вместе с ним Для усиления раппорта могут использоваться приемы повторения, отражения («зеркального») всех компонентов внешнего поведения клиента: его позы, мимики, громкости голоса, ритма речи и дыхания, используемого словаря и содержания высказываний, — т. е «следование» терапевта за клиентом.

Присоединение и ведение — это основная идея НЛП, Она включает в себя рап-порт и уважение к модели мира другого человека. Предполагает позитивные намерения и является мощным инструментом продвижения к согласию или разделяемому результату. Для этого терапевту следует внимательно следить за пациентом и быть достаточно гибким в своем собственном поведении и реакциях.

Важная часть НЛП — это тренинг сенсорной чувствительности: на что обратить свое внимание и как изменить и расширить свои фильтры, чтобы можно было заметить те вещи, которые прежде вы не замечали. Таково сенсорное осознание настоящего момента. Во время общения с другими людьми это означает замечать слабые, но существенные сигналы, которые дают вам понять, как люди реагируют.

Чтобы оценить состояние клиента и тем более влиять на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным (сенсорная острота и наблюдательность) к его внешним проявлениям. Таковыми являются поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации, громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса, тонус мышц, тонус губ и т. п.

Практически во всех техниках НЛП клиента просят подумать о проблемной ситуации и «войти в нее» («Отправьтесь сейчас внутрь себя и постарайтесь как можно полнее и ярче вспомнить все так, как было, как вы чувствовали себя в этот момент. Найдите в себе это чувство и, как только оно появится, кивните мне головой»).

Терапевт «калибрует» отрицательное состояние дискомфорта, страдания клиента и нейтрализует, прерывает его с помощью определенных методов и техник. В конце работы обязательно проверяется, испытывает ли еще клиент отрицательное состояние дискомфорта при воспоминании той же проблемной ситуации. Как правило, он чувствует себя уже более комфортно, у него отмечается так называемое «ресурсное состояние». Это — состояние подъема, бодрости, уверенности в своих силах. Терапевт в ходе работы помогает клиенту отыскать и закрепить его.

Сопоставление высказываний клиента с его невербальными реакциями позволяет терапевту оценить степень конгруэнтности, согласованности мыслей, слов, чувств, желаний, действий человека. Неконгруэнтное состояние обнаруживается в противоречивых сигналах, в несовпадение слов, интонаций, мимики, жестов и т. п., что отражает внутренний конфликт человека. НЛП описывает последний как (подобно гештальт-терапии) конфликт «частей» личности. Выделяют «творческую», «критическую» и «проблемную» части (эта ответственна за проблемное поведение — например, курение, переедание, страх и т. п.).

Приверженцы НЛП большое внимание уделяют работе с внутренними образами клиента. Таковы, например, актуализация образа прошлого события и погружение в соответствующее состояние; видение себя со стороны, просьба представить себя на воображаемом экране (состояние диссоциации); проигрывание в воображении желаемого действия; изменение субмодальностей образа (восприятие его в черно-белых тонах или ярких красках, изменение его яркости, удаленности, размеров, формы, локализации и т. п.), создание образов-символов, метафор, представляющих тот или иной субъективный опыт. Использование внутренних образов клиента, увязывание их с его эмоциональными состояниями и работа с ними через образы составляет специфику НЛП.

Например «техника взмаха» дает мозгу направление в его работе и может быть применена для чего угодно: для изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого синдрома, как навязчивое состояние, и т. д. В основе метода лежит врожденное стремление человека перейти от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостаз.

Техника такова:

  1. Определите проблему, с которой вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т. д.
  2. Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
  3. Теперь создайте второй образ, вторую картину, как если бы вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
  4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой. Теперь «махните» картины, т. е. мгновенно замените большую маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
  5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если удастся, то образ окажется тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.

Пример.

Предположим, что проблема, над которой вы собираетесь работать, — это привычка злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, ваша рука, держащая полную рюмку, и т. д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек.

Теперь возьмите первую картину, сделайте ее большой, яркой, отчетливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и четкость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это — «взмах».

Как только вы «махнете» эти картины, полностью очистите экран, можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» еще раз. И так пять раз. Теперь пойробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» был эффективным, сделать это трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то окажется тусклой, далекой, а ощущения, связанные с ней, — блеклыми. Для того, чтобы «взмах» был эффективным, надо, чтобы в первой картине вы себя не видели, даже если у вас там несчастный, виноватый вид. А вот во второй желательно быть самому.

При НЛП широко используется технический прием «якоря», т. е. образования условной связи в ее классическом варианте. Терапевт устанавливает ее между ка-ким-либо состоянием клиента (например, ресурсным) и дополнительным стимулом, называемым «якорем». Таковым бывают прикосновение к определенному месту на руке клиента, специальный жест или изменение тона голоса терапевта.

«Якорь» — это ассоциативная связь. Подвенечное платье, песня вашей молодости, пожелтевшая фотография — все это «якоря», связанные с определенными переживаниями, чувствами.

Такую ассоциативную связь между стимулом и чувством можно создать искусственно. «Якорем» оказываются мимика, жест, интонация, прикосновение.

Техника такова:

  1. Дайте клиенту возможность получить доступ к нужному переживанию в той полноте и глубине, как это только возможно.
  2. В момент наиболее полного переживания введите дополнительный стимул, например коснитесь ладонью колена клиента.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы этот дополнительный стимул в последующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.

Метод «якоря» вместе с терапевтической коммуникацией может быть успешно применен при сексуальных дисгамиях (для усиления чувства), при фобиях (для уменьшения интенсивности переживания), при алкоголизме (условно-реф-лекторная терапия) и т. п.

В НЛП различают состояния ассоциации и диссоциации — в зависимости от позиции наблюдения. Мы можем, образно говоря, находиться в своем теле и смотреть на окружение собственными глазами (состояние ассоциации) либо наблюдать себя со стороны, видеть себя в какой-то ситуации (состояние диссоциации). Состояние диссоциации помогает человеку пережить и преодолеть стресс, отрицательную эмоцию. В процессе общения возможно занять позицию другого, партнера по общению, и постараться увидеть ситуацию его глазами.

Визуально-кинестетическая диссоциация применяется при острых реактивных состояниях, половых дисгамиях, фобиях. Цель ее — устранить из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания, облекающиеся в эйдетические образы (ассоциированное восприятие), в воспоминания, которые выражаются конструированными образами (диссоциированное восприятие).

Техника диссоциации:

  1. Установите «якорь» для устойчивости комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом (П1).
  2. Удерживая «якорь», предложите пациенту визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, свое прошлое Я, которое имелось непосредственно перед психотравмой (изнасилованием) (П2). Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя — более молодую.
  3. Затем попросите пациентку представить себя сидящей позади себя (П3). Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды:
    • сидящей рядом с врачом («актуальное тело»);
    • сидящей впереди («более молодая» пациентка);
    • сидящей позади («визуальная перспектива»).
  4. Когда эта трехместная диссоциация осуществится, поставьте ее на «якорь».
  5. Наконец (кульминация лечения), попросите пациентку снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая ее как бы со стороны (с позиции ПЗ) и учитывая, что все происходит с ней более молодой (П2).
  6. Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции ПЗ в позицию П1, чтобы «визуальная перспектива», находящаяся сзади, интегрировалась с «актуальным телом».
  7. Теперь попросите пациентку (П1 + ПЗ) пойти к себе «более молодой» (П2) и уверить ее в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей успокоение и чувство уверенности в себе.
  8. Когда настоящая пациентка (П1) убедится в том, что та, «более молодая», пациентка ее понимает, позвольте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет частью пациентки в настоящем (П1 + П2). Если в какое-то время пациентка начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните ее в положение ПЗ и позвольте обрести «якорь».

К универсальным и эффективным средствам НЛП относится рефрейминг (переформулирование). В контекстном рефрейминге к «проблемному поведению», на которое жалуется клиент, подбирается такая ситуация, в которой оно оказывается полезным, в смысловом — предлагается другой взгляд на проблему.

В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП:

  • любой симптом, любая реакция, любое поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только в том случае, когда используются в неподходящем (несоответствующем) контексте;
  • у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;
  • каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.

В теории НЛП распространено такое понятие, как «часть» личности (субличность), ответственная за то или иное поведение, за тот или иной симптом. Соответствующий прием позволяет добиваться хороших терапевтических результатов, так как по своей сути является диссоциацией, снижающей аффективную насыщенность переживаний целостного Я.

С «частью» можно вступить в контакт, задать ей вопросы, получить ответы. Естественно, вопросы пациент задает сам себе и сам же формирует ответы. Последние могут поступать в любой форме: в словах, в виде «картины», звуков, кинестетических ощущений. Опытный психотерапевт умеет улавливать и понимать эти невербальные признаки «ответов».

Данный метод хорош тем, что работа идет не с «содержанием» проблемы: при использовании скрытых ресурсов организма реорганизуются внутренние психические Процессы человека и меняется его отношение к самой проблеме. Существует несколько техник рефрейминга (шестиступенчатый рефрейминг, контекстуальное переформирование и др.).

По сути, это работа с подсознанием.

admin:
Еще статьи