X

ФОРМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ В ВООБРАЖЕНИИ

Какими же приемами пользуются люди для преобразования представлений? Одним из распространенных приемов является комбинирование, т. е. целенаправленная группировка частей в целое. По принципу комбинирования созданы такие образы, как русалка, кентавр (человеко-лошадь), циклоп и др.

Кроме комбинирования, при создании образов воображения широко пользуются приемом увеличения. Вспомним русских былинных богатырей, которые ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Идею силы и мощи русских богатырей замечательно отразил русский художник Васнецов в своей картине «Богатыри». При рассматривании этой картины остается впечатление, что земля вдавливается под тяжестью лошадей и сидящих на них богатырей.

В процессе воображения широко используется и противоположный прием — прием преуменьшения. В детских сказках типа «Мальчик с пальчик» рост ребенка очень преуменьшен.

Как преувеличение, так и преуменьшение преследуют одну и ту же цель — усилить впечатление, подчеркнуть те или иные стороны в изображаемых предметах или явлениях. Только ассоциации, вызываемые этими образами, различны: преувеличение имеет своей целью вызвать ассоциацию сходства, преуменьшение же — ассоциацию противоположности. В самом деле, по виду богатырей в картине Васнецова мы умозаключаем об их физической и духовной силе. Воспринимая же миниатюрного мальчика, обладающего способностями нормального взрослого человека, мы невольно преувеличиваем эти способности в силу того, что большое в маленьком всегда кажется больше (принцип контраста).

В качестве одного из широко применяемых способов переработки представлений можно назвать акцентировку, которая зиждется на обобщении и заключается в выделении наиболее характерных черт изображаемого явления или человека. Основная цель акцентировки — стремление подчеркнуть, обратить внимание на ту или иную сторону явления.

Акцентировка может быть дана в форме карикатуры. Под карикатурой понимается изображение кого-нибудь или чего-нибудь в подчеркнутом до искажения виде с целью достижения комического эффекта. Достаточно известны карикатуры художников Кукрыниксы на фашистских главарей, политически заостренные карикатуры Б. Ефимова и др. Такие карикатуры имеют большое агитационно-пропагандистское значение и должны широко использоваться в воспитательной работе.

Карикатура является не единственным средством акцентировки. Моменты акцентировки имеются и в высокохудожественных произведениях литературы, живописи, пластических искусств и т. п. Онегин, Печорин, Обломов, Рудин и др. — все это типичные представители дворянской России, воплотившие в себе основные недостатки дворянского общества того времени, и в каждом из этих образов всегда выделен и особенно подчеркнут тот или иной недостаток, хотя он и не делает карикатурным своего носителя.

Художественное и научное творчество людей сочетает в себе, как правило, целый ряд из названных здесь способов творческой переработки представлений. Присматриваясь к действительности, изучая ее, анализируя, обобщая, военный специалист, ученый или художник накапливает материал, который затем комбинирует, подчеркивает в нем основное, главное, опускает второстепенное.

В основе творчества людей лежит аналитико-синтетическая деятельность коры мозга. И. С. Тургенев так описывает процесс своего творчества. Он подмечает в каком-то конкретном человеке — Иване, Петре, Фекле нечто особенное, потом, пишет он, «в него вглядываюсь… вдумываюсь, и эта Фекла, этот Петр, этот Иван — удаляются, пропадают неизвестно куда, но впечатление, ими произведенное, остается, зреет. Я сопоставляю эти лица с другими лицами, ввожу их в сферу различных действий, и вот создается у меня целый особый мирок…» Чтобы построить на основе этого «особого мирка» тот или иной художественный образ, писателю приходится прибегать и к комбинированию отдельных черт, и к приемам преувеличения и преуменьшения, и к акцентировкам разного рода. В результате такой всесторонней творческой работы и создается тот или иной художественный образ.

Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга осуществляется, как известно, во взаимодействии двух сигнальных систем — первой и второй. Соотношение этих систем различно и зависит от ряда условий. Из таких условий можно отметить прежде всего характер тех потребностей, с которыми связано воображение. Образы воображения, связанные с материальными потребностями людей, протекают с резким преобладанием первосигнальных связей. Хорошей иллюстрацией этого положения является рассказ А. П. Чехова «Сирена», в котором повествуется о том, как красочные рассуждения одного из судебных заседателей о тех вкусных блюдах, какие предстоят им после оглашения приговора, у одних из слушателей вызвали слюноотделение, секретарю же суда они не давали возможности сосредоточиться на оформлении протокола. Творческое же воображение, связанное, как правило, с высшими запросами людей, со стремлением отразить какую-то общественную идею, протекает в условиях высокой активности мыслительных процессов. С. Г. Капланова, изучавшая процесс работы В. И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова», правильно отмечает, что «поиски смыслового и внешнего единства отдельных групп участников того или иного исторического события и центральной фигуры будущей картины имеют огромное значение при работе художника над историческим полотном» (С. Г. Капланова, Психологический анализ работы В. И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова». Автореферат кандидатской диссертации, стр. 6.)

Большое влияние на соотношение сигнальных систем оказывает также и тот вид деятельности, в пределах которого развертывается творческая мысль людей. Научное творчество, протекающее, как правило, в сфере абстрактных понятий, осуществляется с резким преобладанием второй сигнальной системы. В таком же виде человеческого творчества, как вокальное, допустим, искусство, вторая сигнальная система отступает уже на второй план в сравнении с научным творчеством.

Соотношение сигнальных систем может меняться и в зависимости от тех задач, которые стоят перед человеком в его творческой деятельности. Если перед офицером стоит задача охарактеризовать местность под углом зрения ее обороноспособности, то его описание будет носить более выраженный второсигнальный характер, чем в том случае, когда эта местность будет оцениваться под углом зрения расположения на ней лагеря части, допустим.

Наряду с корой мозга в воображении участвует подкорка и связанная с ней вегетативная нервная система. Этим объясняется связь воображения с органическими процессами: с изменениями в деятельности желез внутренней и внешней секреции, с дыханием, кровообращением и т. д. Профессор В. Ефимов показал, что у человека, только вообразившего, что он проделывает ту или иную физическую работу, повышается частота пульса, усиливается поглощение кислорода и т. д. На связь коры с подкоркой в процессе воображения людей указывает и тот всем известный факт, что перила моста, которые в обычных условиях не используются человеком в качестве средства, предохраняющего от падения, оказываются крайне необходимыми, если их снять. Объясняется это тем, что отсутствие перил вызывает у нас мысль о возможном падении, что сопровождается соответствующими перестройками в органической сфере и может действительно повлечь за собой падение. В силу тех же соображений сомнамбулы спокойно, как правило, проходят по карнизу крыши многоэтажного дома, но если в этот момент разбудить их, то возможность падения резко увеличится.

Яркое описание врачом симптомов той или иной болезни, если она вызывает особо отрицательное к себе отношение человека, вызывает нередко у впечатлительных людей признаки этой болезни. Некоторые писатели констатируют в процессе самонаблюдения, что они переживают те органические ощущения, которые должны были пережить описываемые ими герои в связи, например, с их отравлением (Флобер). Известны случаи, когда вызванное в воображении представление об ожоге, допустим, сопровождается появлением на коже признаков, напоминающих собой ожог.

Андрей:
Еще статьи