Воображение, как и другие психические процессы, резко дифференцирует людей. Дифференциация эта идет прежде всего по силе проявления творческого начала в их деятельности. Мы знаем, что наряду с людьми, деятельность которых характеризуется новаторством, ярким проявлением творческой инициативы, имеются и такие, творческие моменты в деятельности которых проявляются крайне слабо.
Примером людей первого типа могут быть такие, как Л. Н. Толстой, А. М. Горький, П. И. Чайковский, И. Н. Левитан, И. П. Павлов и др, Хорошей иллюстрацией для людей второго типа явятся Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна из повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики», вся жизнь которых протекала по раз заведенному образцу и малейшее отклонение от сложившегося не динамического, а статического, мы бы сказали, стереотипа воспринимается ими в качестве катастрофы.
Люди резко отличаются также по направленности их творческих усилий. В основе творческих исканий представителей буржуазных классов общества лежат индивидуалистические тенденции. Движущие же силы советских людей вытекают из их общественных интересов. Это различие и делает творчество советского человека несравненно более содержательным, глубоким, жизнеутверждающим и перспективным.
Значительные различия обнаруживаются между людьми в зависимости от того, какими видами представлений пользуются они в своей деятельности. Одни опираются преимущественно на зрительные представления, другие — на слуховые, третьи оперируют двигательными образами.
Различия в направленности творческой инициативы людей, в силе, глубине и широте ее проявления определяются характером деятельности людей. Но, с другой стороны, сама деятельность зависит от творчества действующих лиц. Творчество людей проявляется в самых различных областях: в науке, в искусстве, в военной деятельности, деятельности инженера, рабочего, преподавателя и т. д. И в каждой из этих областей есть более или менее творческие люди: есть такие, деятельность которых характеризуется ясно выраженными чертами творческой инициативы, но есть и такие, в работе которых крайне слабо чувствуется, а иногда и просто не чувствуется стремления к поискам нового. Среди лиц, приходящих в армию, мы также можем встретиться с различными в этом отношении людьми. Задача командиров, получающих пополнение, заключается в том, чтобы присмотреться к людям и в части творческих их возможностей. Это необходимо для того, во-первых, чтобы правильно расставить людей на работе. Один и тот же человек, как известно, может проявиться с разными показателями эффективности в зависимости от того, насколько она соответствует особенностям его воспитания, знаниям, склонностям, способностям и т. д.
Неправильно было бы думать, однако, что индивидуальные особенности в творческой деятельности людей должны быть учитываемы только при их подборе и назначении. Это одно из условий правильного использования людей в армии, но не единственное. Строгий учет индивидуальных особенностей обязателен также и для того, чтобы правильно организовать процесс обучения и воспитания солдат и офицеров. Дело в том, что творческие возможности личности не врождены, они являются результатом воспитания и обучения прежде всего. Советская Армия тем и характеризуется, что ей чужд потребительский подход к людям. Задачи обучения и воспитания являются основными в нашей армии. Первоначальную расстановку сил поэтому нельзя рассматривать в качестве чего-то такого, что не подлежит пересмотру. Под влиянием правильно поставленной в армии педагогической работы многие из людей, не проявлявших в первое время творческих способностей, начинают обнаруживать их. Задача командования заключается в том, чтобы продвигать таких людей, обеспечивая им тем самым возможность роста.