X

НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Человек проявляет в восприятии разную степень осознанности и по-разному активизирует свою волю. В связи с этим восприятие можно разделить на два вида: непреднамеренное И преднамеренное. Непреднамеренное восприятие осуществляется помимо воли человека. Примером этого является восприятие встречаемых на улице случайных людей. Все они неизбежно фиксируются нашими органами чувств, но фиксируются несознательно. Мы не мобилизуем своего внимания, чтобы определить, кто же именно встретился нам, какой вид имели эти люди, какого они были возраста.

В преднамеренном восприятии человек прилагает специальные усилия, чтобы как можно лучше познать соответствующий предмет или явление. Такое восприятие будет проявлено, например, при рассматривании картин, при выборе покупки и т. д.

Особой формой целенаправленного восприятия является наблюдение. Под наблюдением понимается процесс целенаправленного изучения каких-нибудь предметов, событий или явлений. В наблюдении основным является умение подмечать те или иные изменения в наблюдаемом явлении, ставить их в связь с другими явлениями и делать логические выводы. Наблюдение таким образом является той формой целенаправленного восприятия, которое наиболее тесно связано с мышлением людей. Мы говорим, например, что командир наблюдает за ходом боя. Это значит, что он воспринимает совершающиеся факты действительности, анализирует их, ставит в связь друг с другом, следит за тем, как меняется ситуация, делает из этого соответствующие выводы и принимает на основании сделанных выводов то или иное решение. Совершенно очевидно, что здесь этот процесс развертывается второсигнально: воспринятые факты будят мысль нашего командира, оживляют прошлый его опыт, требуют тщательного анализа и синтеза и соответствующего умозаключения.

Наблюдение характеризуется большой сложностью. Сложность этого процесса заключается прежде всего в его избирательном характере. Наблюдатель не может и не должен фиксировать все то, что бросается в глаза. Перед ним стоит другая задача — подметить, выделить и проследить такие стороны или моменты в наблюдаемом явлении, которые прямо отвечают на поставленный наблюдателем вопрос. Обратимся к примеру. Рядовой С. Фролов следующим образом описывает выполнение поставленной перед ним командованием задачи на наблюдение.

«Лежу я в яме на пригорке между двух сосен. Имею задачу выследить фашистских наблюдателей. Кругом все как будто без изменений. Как стоял лес, так и стоит. Но я не отчаиваюсь. Снова обвожу глазами каждое дерево, каждый пенек, кустик. И замечаю — с одного дерева кора содрана метра на полтора. Смотрю дальше — и на другом дереве то же самое. «В чем дело?—думаю. — С какой такой целью? На землянку, что ли, кора им понадобилась?» Стал я искать глазами, нет ли поблизости пенька метра в полтора высотой. Замечаю — точно: две ели были сломаны осколками наших снарядов, остались пни, но были эти пни не такие высокие, как теперь. А пень, вы знаете, не растет. И все стало понятно: из содранной коры фрицы сделали искусственные пни, чтобы вести оттуда наблюдение. Передал об этом на батарею. Одна за другой полетели на пеньки мины… А потом, когда мы продвинулись вперед, нашли за этими пнями трупы немецких наблюдателей».

Здесь все есть — и сознательно поставленная задача, и разумно проявленное упорство в ее разрешении, и русская сметка.

Роль наблюдения в боевой обстановке трудно переоценить. Наблюдение является одним из основных способов ведения разведки.

Эффективность наблюдения зависит от наблюдательности человека. Под наблюдательностью понимается развившаяся в процессе систематического упражнения способность человека выделять в предметах и явлениях такие свойства и особенности, которые соответствуют задачам наблюдения.

Наблюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные и правильные выводы. Много ярких примеров наблюдательности дает нам Великая Отечественная война. Сошлемся хотя бы на действия наблюдателя Чекарькова. Он умозаключил о происходящей постройке противником на своем переднем крае дзота или блиндажа на том основании, что оттуда долго доносились звуки пилы, но не слышалось колки, как это бывает при заготовке дров.

В уменье подмечать те или иные явления действительности, понимать их природу и проявляется сущность наблюдательности.

Наблюдательность не является врожденным качеством личности человека. Она присуща всем людям, обладающим нормальной нервной системой. Но это вовсе не значит, что все люди обладают этим качеством в одинаковой степени. Как показывают исследования (И. И. Никифоров, Роль наблюдения и наблюдательности в процессе решения тактических задач. Автореферат кандидатской диссертации.), люди, пришедшие в армию, распадаются по уменью наблюдать на три группы. К первой группе относятся такие, наблюдение которых подчинено определенной системе, плану. Характер планирования у них при этом определяется поставленной задачей наблюдения. Совсем иначе протекает процесс наблюдения у людей второй группы. Они не ставят перед собой цели организовать как-то свои наблюдения. Для них характерна хаотичность, так сказать, в процессе наблюдения. У них опорой в наблюдении является не столько мышление, сколько фиксация того, что попадает в поле ясного их сознания в процессе беспланового блуждания в области наблюдаемых явлений. Таких лиц среди вновь пришедших в армию около 40—45%.

К третьей группе относятся лица, которые располагаются между первой и второй группами. Некоторые из этих лиц ближе к первой группе по организации своих наблюдений, другие — ко второй. Характерным для них является то, что моменты плановости в их наблюдениях если и проявляются, то не осознаются в качестве руководящего принципа наблюдения. Среди вновь пришедших в армию таких лиц было обнаружено около 30%. Надо сказать, что сопоставление показателей наблюдательности у лиц первой и второй групп, как полюсных с точки зрения умения организовывать свое наблюдение, говорит о резкой разнице между ними.

Курсантам одного из военных училищ предлагалось решать ряд теоретических задач на схемах, картах и на местности. Получены были следующие данные:

Замечено тактических . объектов Первая

группа

Вторая

группа

На схеме ….. 90% 60%
На карте…… 80,5% 36,4%
На местности . . . 89,3% 30,6%

В приведенной таблице бросается в глаза тот факт, что люди, не умеющие планировать своего наблюдения, резко отстают в умении подмечать необходимые для решения тактических задач объекты. Различие это заметно увеличивается при осложнении условий решения: на схеме, где условные обозначения выступают с большей ясностью, разница всего лишь на 30%, но как только люди переходят к решению таких же задач на карте и местности, разница резко увеличивается и достигает для карты 44% примерно, для местности и того больше — 59%. Несколько другую картину мы наблюдаем у людей, отнесенных к первой группе. У них процент .замеченных объектов на схеме в сравнении с картой колеблется значительно меньше.

Интересно отметить, что для лиц, не умеющих планировать процесс своего наблюдения, время наблюдения играет меньшую роль, чем для лиц первой группы. Был проделан следующий эксперимент. Курсантам одного из военных училищ дано было по 2 минуты для того, чтобы определить, какие военные объекты нанесены на схему. После проведенного опроса им дважды дано было еще по одной минуте. В результате этого эксперимента получена была следующая таблица:

Группа

испытуемых

Первое наблюдение (2 мин.) Второе наблюдение (1 мин.) Третье наблюдение (1 мин.)
I группа . . . 69,7% 87,7% 90%
II группа , . . 40% 49,7% 60%

Мы видим, что добавочное время дает большую эффективность у лиц, умеющих наблюдать, в сравнении с лицами, слабо владеющими этим уменьем. Правда, после второй добавки времени прирост показателей у лиц второй группы превысил соответствующий прирост у лиц первой группы, но выигрыш оказался все же на стороне первой группы: в первой группе две добавленные минуты дали увеличение на 20,3 %, во второй же всего на 14%. Да это и понятно. Ведь рациональные приемы наблюдения тем именно и хороши, что они позволяют экономнее использовать время в процессе наблюдения, что особенно важно в условиях войны, где минута многое может решить.

Слабое умение наблюдать приводит не только к тому, что люди замечают меньше военных объектов при решении тактических задач, но и к тому, что эти объекты подмечаются в случайном порядке. Так, например, при решении задачи на карте курсанты, принадлежащие к первой группе наблюдения, более или менее правильно распределяют свое внимание не только на общую оценку местности, но и на фланги, на места, где должны быть расставлены пулеметы. Другую картину мы имеем, когда анализируем материал, полученный в результате наблюдения второй, слабой группы курсантов. Они оказываются прикованными к вопросам общей оценки местности, мало обращая внимания на фланги, на места размещения пулеметов и т. д. Соотношение здесь такое: если курсанты первой группы обращают внимание на фланги в 77,7% случаев, то курсанты второй группы всего лишь в 32% случаев. Что же касается определения места своего пулемета, то только 18,2% курсантов второй группы обратили на это внимание, тогда как 66,6% курсантов первой группы специально остановились на оценке местности с точки зрения расположения на ней пулемета.

Аналогичную картину мы имеем и при решении тактических задач на местности. Когда курсантам была предложена задача разведать местность, то получены были следующие данные:

по

пор.

Что должно учитываться при разведке Данные испытуемых первой группы Данные испытуемых второй группы
1 Высота № 2…………… 100% 61,5%
2 Населенный пункт………… 100% 61,5%
3 Отдельные дома…………. 85% 61,5%
4 Границы рощи «Сосновая»…….. 85% 22,8%
5 Учет и оценка места ………. 85% 7,6 %
6 Учет мест, удобных для организации засады и нападения ………. 85% 0
7 Места, удобные для скрытого продвижения …………….. 85% 0

Мы видим, что при отсутствии уменья наблюдать остаются незамеченными такие даже важные, с точки зрения тактики, объекты, как мосты, места для открытого продвижения войск, места для организации засады и нападения и т. п.

Слабое уменье подмечать явления, отсутствие плана в наблюдении приводят, как мы видим, к тому, что люди многого не замечают в обстановке, у них выпадает нередко из поля внимания существенное, главное, мелочи же фиксируются. Естественно поэтому, что курсанты со слабым развитием наблюдательности хуже, как правило, решают тактические задачи. Отсюда становится ясным, что развитие наблюдательности должно пользоваться самым пристальным вниманием офицеров, которым вверена подготовка военных кадров.

Наблюдательность развивается в процессе совершения конкретных видов деятельности и неизбежно приобретает черты специфичности под влиянием специфики совершаемой деятельности. Это значит, что наблюдательность, необходимая военным людям, должна развиваться в процессе решения тактических задач разного рода. Попытки развивать черты военной наблюдательности с помощью искусственных приемов не могут привести к успеху действия.

В процессе развития наблюдательности нельзя полагаться на самотек. Мы видели выше, что правильные приемы наблюдения опираются на уменье наблюдать, планировать свою деятельность, отправляясь от стоящей перед курсантами задачи. Уменье же планировать свою деятельность дается не легко. Этому надо учить. Задача командования в связи с этим заключается не в том только, чтобы правильно организовать систему соответствующих задач и проявить к обучающимся необходимую требовательность. Это все дает должный эффект в том лишь случае, если процесс формирования наблюдательности будет сопровождаться соответствующими объяснениями и показом, как это нужно делать и чем обусловлены такие именно приемы действий.

В процессе упражнения наблюдательность можно развить до весьма широких пределов. Высшей степенью развития наблюдательности можно считать такое ее развитие, когда она становится неотъемлемой стороной личности человека и сопровождает собой все виды его деятельности. Наблюдательный человек тем именно и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы. Такой именно наблюдательностью должны обладать солдаты и офицеры Советской Армии. Особенно же развитым это качество личности должно быть у разведчиков, одна из специфических черт деятельности которых заключается в том, чтобы уметь воспользоваться моментом и схватить все, что нужно для решения стоящей перед ними задачи.

Андрей:
Еще статьи