До сегодняшнего дня официально не уточнены и не закреплены местонахождение психолога в боевой обстановке, акценты в его профессиональной деятельности на различных этапах боя, изменение функционально-ролевого профиля в динамике боя и т.д.
Исходя из опыта психологической работы в боевой обстановке и решения задач экстремальной деятельности, обозначим лишь общие схемы действия психолога, в которых зафиксированы цель и способ его действий, место нахождения в ходе боя. По этим основаниям можно выделить следующие схемы действий психолога в боевой обстановке: «Аналитик», «Организатор», «Исполнитель», «Универсал».
Схема «Аналитик» предполагает, что психолог находится на командном пункте полка, постоянно отслеживает психологическую обстановку в ходе боя, оперативно вырабатывает предложения по психологическому воздействию на действия своих войск и войск противника.
Схема «Организатор» заключается в том, что психолог работает в подразделениях, находящихся на направлении главного удара, и непосредственно организует работу должностных лиц, участвующих в психологическом обеспечении боя. Впоследствии он действует по схеме «Аналитик» при командире данного подразделения, одновременно выполняя функции представителя руководства полка.
Схема «Исполнитель» состоит в том, что психолог непосредственно выполняет какую-либо из наиболее важных задач психологической работы. Например, с началом боевых действий он может находиться в пункте психологической помощи и реабилитации и участвовать в скорейшем возвращении в боевой строй психотрамированных военнослужащих.
Схема «Универсал» предполагает, что на различных этапах боя психолог выступает в различных ипостасях («Аналитик», «Организатор», «Исполнитель»).
Во всяком случае, место психолога полка в бою и схема его деятельности определяются конкретными условиями боевой обстановки, решением командира по организации психологического обеспечения боя, наличием сил и средств для его претворения в жизнь.
Вместе с тем психолог, по какой бы схеме он ни работал, всегда должен быть готов выработать предложения командиру полка по психологическому обеспечению боевых действий. Эти предложения основываются на выводах, сделанных на основе психологической оценки боевой обстановки. Такая оценка может осуществляться с использованием, например, матрицы попарного сравнения психологических факторов боя (табл. 5).
Основываясь на выводах из психологической оценки обстановки, психолог способен предложить важнейшие основания для принятия командиром боевого решения по следующим пунктам:
- — направление главного удара в зависимости от психологического состояния частей противника, психологической оценки местности и др.;
- — время удара по противнику, способ воздействия (сокрушительный удар, изнурение и т.д.), средства воздействия (боевые, психологические и т.д.), исходя из оценки режимов жизнедеятельности войск противника, их этнических, религиозных особенностей, состояния обученности и др.;
- — построение боевого порядка, привлечение воинских подразделений для выполнения главной задачи (исходя из морально-психологического состояния подразделений полка);
- — мероприятия по дезориентации и дезорганизации противника (исходя из психологического состояния войск противника).
Для обеспечения этих положений психолог разрабатывает предложения по организации психологической работы в полку, определяющие:
Таблица 5. Матрица парного сравнения психологических возможностей (целевого психологического ресурса противоборствующих сторон)
Примечание: профиль психологических возможностей своих войск; профиль психологических возможностей войск противника.
Окончание табл. 5
— где, когда, какие мероприятия, с кем, кому провести;
— расстановку сил и средств психологической работы и порядок их перемещения в ходе боя (места, маршруты);
— порядок управления силами и средствами психологической работы (рубежи, связь, сигналы и т.д.);
— свое местонахождение на различных этапах боя и др. Качество перечисленных предложений военного психолога позволяет оценить его возможности как одного из основных организаторов боевых действий полка.
На основании решения командира полка и указаний заместителя командира по воспитательной работе психолог составляет раздел «Психологическая работа» в плане морально-психологического обеспечения конкретных боевых задач, решаемых полком. Этот раздел включает мероприятия по:
— прогнозированию, изучению и оценке психологических условий боевых действий;
— психологическому консультированию офицеров;
— психологическому обеспечению боевой подготовки;
— психологической подготовке личного состава, целесообразной расстановке, сплочению воинских подразделений;
— психологической помощи военнослужащим;
— психологическому воздействию на противника и население района боевых действий;
— организации работы пунктов психологической помощи и реабилитации.
План является законом для всех субъектов морально-психологического обеспечения боевых действий полка и во многом определяет слаженность, последовательность, преемственность и эффективность их деятельности.
Таким образом, роль психолога в организации и осуществлении психологического обеспечения боевых действий полка реализуется в виде выполняемых им функций и обязанностей. На основе осуществляемой психологом оценки боевой обстановки и выработанных предложений не только строится система психологического обеспечения боевых действий, но и формируется решение командира полка. Грамотные, научно обоснованные, выстроенные на точной оценке обстановки предложения психолога о психологическом обеспечении боя могут создавать основу для определения его важнейших параметров и характеристик: построение боевого порядка, время и направление главного удара и сосредоточения основных усилий, способ действий, мероприятия по введению противника в заблуждение и т.д.
Место психолога полка в бою определяется конкретными условиями боевой обстановки и интегрируется в схемах аналитической деятельности, организации и непосредственного осуществления психологической работы.
Вопросы для самоконтроля
- Каковы основное функции, выполняемые военным психологом в боевой обстановке? Чем они отличаются от функций мирного времени?
- Что лежит в основе логики выделения обязанностей военного психолога на разных этапах ведения боевых действий?
- На каких основаниях выделяются различные «схемы» действий военного психолога в бою?
- Каков вклад психолога полка в эффективность его боевых действий?
- Каковы основные тенденции развития военно-психологического сообщества России?
Литература
Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1996.
Караяни А. Г. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя // Современная военная психология. — Минск, 2003. — С. 456-468.
Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
Караяни А. Г. Современный бой и его влияние на психику воинов // Современная военная психология. — Минск, 2003. — С. 443 — 456.
Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. — М., 2006.
Современная буржуазная военная психология / под ред. А. В.Бара-банщикова и Н.Ф.Феденко. — М., 1964.
Сыромятников И. В. Организация психологической работы в части в мирное время. — М., 2000.