X

3.3. Профессионально-этические нормы деятельности военного психолога

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область, требующая соответствующего образования, мастерства, так как затрагивает судьбы людей. Она связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. Психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о личном составе в интересах принятия управленческих решений, проведения воспитательной работы. Кроме того, психолог самостоятельно осуществляет целенаправленное вмешательство в мысли, чувства, мировоззрение и поведение военнослужащих.

В данной связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту пользоваться доверием людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Профессионально-этические нормы требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми и клиентами.

Профессионально-этические требования сформулированы в ряде принципов. Рассмотрим их подробнее.

Принцип соблюдения тайны. Этот принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

Принцип ненанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними.

Психолог обязан:

  • —    уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;
  • —    разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;
  • —    не использовать методики и процедуры, ущемляющие личное достоинство человека;
  • —    оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к этой ситуации, и о собственной этической позиции.

Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому лицом, проводившим обследование, в доступной для правильного понимания форме.

Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов. Данный принцип требует, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенными и последствия применения которых предвидит. Выводы, которые делает психолог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, вызвавших предложенную психологу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью военнослужащий (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время беседы. Необходимо принимать людей такими, какими они есть. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек — все достойно доброжелательного внимания.

Принцип эффективности рекомендаций. Этот принцип предполагает, что рекомендации психолога обязательно должны быть безусловно полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

Принцип рефлексии профессиональных ограничений. Военный психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психолога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тщательного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы не совместимо с исполнением им обязанностей по занимаемой должности.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем суть принципа соблюдения тайны?
  2. Что предполагает принцип не нанесения ущерба?
  3. В чем состоят требования принципа научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов?
  4. На что ориентирует принцип комплексной диагностики и психологической помощи?
  5. В чем суть принципа безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности?
  6. Что требует от психолога принцип рефлексии профессиональных ограничений?

Литература

Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998.

Бачков В.В., Гришпун КБ., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.

Караяни А.Г., Сыромятников КВ. Прикладная военная психология. — М., 2006.

Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности / под общ. ред. П.А.Корчемного, А.Н.Харитонова. — М., 2001.

Рабочая книга войскового психолога: модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. Л.Г.Лаптева. — М., 1996.

Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

admin:
Еще статьи