Важнейший элемент психологической зрелости — нравственное созревание личности, которое проявляется в изменении представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Младенец ориентируется лишь на поощрения и наказания. Его суждения «о добре и зле» основаны на чисто физических последствиях его поступков. Затем ориентация меняется: понятия «хорошо» и «плохо» связываются с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности.
Действия, приводящие к удовлетворению потребности, оцениваются как хорошие. Ребенку становится доступно понимание взаимовыгодного сотрудничества: сделать другому приятное, чтобы получить взамен что-то хорошее от него.
В дальнейшем дети начинают исходить не только из утилитарных соображений, но ищут одобрения: хорошим считается такое поведение, которое приносит похвалу.
На следующем этапе формируется понятие долга. Поведение строится с учетом нравственных ценностей и правил, принятых в данном коллективе, хотя происхождение и смысл этих правил могут быть и не до конца понятны. Исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.
Наконец, высший этап нравственного созревания — сознательное освоение выработанных социалистическим обществом принципов справедливости, равенства, уважения к человеческому достоинству. На этой основе формируются высшие социальные чувства; их иногда называют «нравственными чувствами».
Важной составляющей личностной зрелости служит чувство меры.
Большие свершения требуют от человека и больших чувств. Но в повседневной работе деловитость и напряженная сосредоточенность предпочтительнее бурного кипения страстей и «пускания пара». Вред того, что именуется чрезмерным рвением, отмечен в народных пословицах и поговорках («Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет» и др.)
Идеальный случай — когда накал чувств соразмерен с трудностью и актуальностью задачи. При этом предполагается, конечно, что человек в состоянии оценить сложность задания, а также способен контролировать свои чувства, управлять своей эмоциональной жизнью; без этого не может быть чувства меры.
Таким образом, чувства являются важным показателем, характеризующим личность, и, как мы убедимся, одним из существенных критериев ее оценки.
Прежде чем перейти к их подробному рассмотрению, оговорим одно существенное обстоятельство.
В работах, посвященных эмоциям и чувствам, до сих пор нет общепринятой терминологии. Часто в одни и те же обозначения медики вкладывают один смысл, психологи — несколько иной. Да и между психологами нет единства в понимании и употреблении терминов. Все же исследователи находят общий язык: для этого требуется, чтобы в пределах одной книги или статьи значения терминов оставались строго постоянными. Если же какой-нибудь термин имеет несколько смысловых оттенков, необходимо в каждом случае отмечать, в каком именно значении он употребляется.
Например, слово чувство — многозначно. Мы говорим органы чувств, имея в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях чувство любви или чувство радости слово чувство приобретает другое значение. В терминах чувство юмора или чувство красоты присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.
Мы будем использовать термины эмоция, чувство, влечение, эмоциональное состояние в том значении, в котором их обычно употребляют врачи — невропатологи и психиатры. Соотношение всех этих терминов и понятий подробнее обсудим во второй главе.