Процесс формирования личности никогда не останавливается. В частности, поэтому отнесение человека к определенному типу (о типологии мы подробно будем говорить в 11-й главе) нередко оказывается спорным. Сейчас много пишут о личности А. Эйнштейна. Зарубежные психоаналитики при этом охотно цитируют его признание, что у него «нет потребности в контактах с другими людьми». Это дает им повод причислить его к шизоидному типу: бушующее пламя под ледяной оболочкой. Другие говорят о выраженной интровертированности Эйнштейна.
Западные коллеги упускают из виду важный момент. Смолоду Эйнштейн не избегал общения. В скромное жилище в Цюрихе, где он обитал с женой и ребенком, часто заглядывали и подолгу засиживались любители подымить трубкой и обсудить проблемы мироздания. Потребность в уединении развилась лишь с годами. Это скорее возрастная черта, а не «фундаментальная характеристика гения». Перешагнув за 50, многие испытывают стремление уклоняться от разговоров с посредственными собеседниками, предпочитая побыть наедине с собственными мыслями, при условии, конечно, что мысли имеются.
В процессе формирования личности известны переходные периоды: от младенчества к детству, от детства к отрочеству (11—12 лет), затем к юности (15—16 лет). Лет в 25, а затем в 45—50 также отмечаются переходные периоды, причем изменения психики не всегда плавны, иногда это подлинные переломы. Один психиатр заметил, что в течение долгой жизни человек последовательно является перед окружающими в виде нескольких личностей, весьма не одинаковых. Если бы каждая из них воплотилась в разных индивидуумах и обрела независимое телесное бытие, то, сойдясь, они составили бы пеструю группу, держались противоположных взглядов, раздражали друг друга и скоро расстались бы, не имея охоты встретиться вновь.
Дело усложняется тем, что в ходе развития личности, когда одни формы поведения сменяются другими, более зрелыми, старые формы не разрушаются, а остаются в «дремлющем» состоянии. Они могут быть разбужены и могут вновь проявиться.
В отношениях с другими людьми и во внутренних диалогах каждый человек проявляет по крайней мере три состояния своего Я. Первое — отечески-покровительственное, наставительное, или «родительское Я», основанное на ощущении превосходства. Это Я обладает склонностью давать указания, поучать, воспитывать — обычно в тех же словах и выражениях, которые человек сам слышал от взрослых в детстве. Проявления этого Я начинаются задолго до повзросления и сами по себе не служат показателем зрелости. Например, девочка повторяет своей кукле жалобы, не раз слышанные от матери или бабушки: «Где мне взять силы?», «Ты меня в гроб загонишь!», «У других дети как дети, а это не ребенок, а наказание».
Другое Я — детское, ему присущи любовь и привязанность, беспечность и чувство зависимости, стремление к шуткам, забавам, озорству, любознательность, а также строптивость по отношению к старшим и «высшим».
Третье Я ориентировано на реальный мир, ответственно за принятие основных жизненных решений, за самые важные поступки.
Какое из трех Я проявится в конкретной ситуации, зависит от обстоятельств и условий, в которые поставлена личность. Если к человеку относятся наставительно (указания, поучения, директивы), то пробуждают в нем детское Я — строптивость, озорство, насмешливость.
Это легко увидеть на любых курсах усовершенствования: солидные отцы семейств, очутившись на школьной скамье, начинают соответственно вести себя. Пробуждается вкус к шпаргалке и ловкой подсказке, стремление сплутовать и перехитрить преподавателя (ради «спортивного интереса»), даже устроить каверзу в бурсацком духе. Такой же тип поведения устанавливается при встречах старых друзей. Значит, ранее выработанные шаблоны поведения не были разрушены в ходе созревания личности, а лишь временно оттеснены.
Достаточно человеку занять должность, связанную с руководством другими людьми или с их обучением, как у него появляется уверенно-назидательный тон. Ясно, что г. скрытом состоянии такой тон уже существовал, был усвоен давно, но проявлялся лишь в игровых ситуациях, в сновидениях; иногда — при алкогольном опьянении. Изменилось служебное положение — и «всплыли» эти формы поведения. (Их проявлению порой мешает присутствие людей, по отношению к которым человек долго был в подчиненном и зависимом положении, держался как послушный и исполнительный работник; при этом происходит столкновение двух стереотипов поведения.)
Чтобы личность выявила свое «зрелое Я», нужно предъявлять ей стимулирующие требования, которые не должны, однако, содержать опасность унижения, угрожать самооценке. Девиз А. С. Макаренко гласил: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Именно в таких условиях проявляются черты наиболее зрелого поведения.
Периодические возвращения в детство (озорство, игра, шутливость, ненасытная любознательность) особенно присущи творчески активному человеку. А. Эйнштейну принадлежит афоризм: «Чтобы стать образцовой овцой в стаде, нужно прежде всего быть овцой». Творчески активная личность редко бывает овцой, она значительно чаще отклоняется от жестких стандартов и штампов, не боится любых форм поведения, в том числе детских. Это порой служит источником неудовольствия окружающих, особенно тех, кто склонен к выявлению своего «отечески назидательного Я».
Поэтому очень важно обладать самоконтролем и гибкостью, позволяющими в любой момент вернуться во «взрослое» состояние,— в этом отличие подлинно зрелого поведения от инфантилизма. Зрелая личность использует весь репертуар, все приобретенные в жизни формы поведения, тонко чувствуя, где они уместны.