Что значит быть воспитанным

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться. Интерес юноши к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» — все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Учителю (вместе с классным руководителем) следует помочь учащимся составить программу самовоспитания, На уроке можно познакомить юношей и девушек с программой самовоспитания, которую составил для себя Л. Н. Толстой в юношеские годы: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

«…Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

…Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

…Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

…Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

…Они воспитывают в себе эстетику…».

Можно обсудить содержание этого письма А. П. Чехова с учащимися, выяснить, каковы их представления о воспитанном человеке, какими в этом плане они считают себя. Можно также познакомить учащихся с письмом народной артистки СССР С. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?» (см.: Подумай о себе.— М, 1974).

Говоря о программе самовоспитания учащихся, необходимо остановиться на самокритичности — способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении. М. Пришвин очень тонко подметил, что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Следует подчеркнуть учащимся, что развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать прежде всего общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных. При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение) по крайней мере нейтральной. Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.

Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой. При этом следует, во-первых, четко определить задачу самовоспитания, во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться, в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах. Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного (вспомним Рахметова, одного из героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). Здесь необходим самоконтроль. Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение. Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник. Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого. Иначе говоря, одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.





Комментарий к статье