Начать занятие учитель может с проблемного вопроса: когда закладываются основы семейной экономики? Заслушивая и коллективно обсуждая ответы, учитель подводит школьников к выводу, что стиль экономической жизни семьи начинает формироваться задолго до заключения брака. Ведь каждый будущий супруг к моменту вступления в брак уже имеет свои взгляды на то, как, когда и на что тратить деньги и на что их тратить не надо; что стоит покупать в первую очередь, а с чем можно подождать.
Каждый привык к определенному уровню жизни, который наверняка окажется выше уровня только что родившейся молодой семьи. Кроме того, многие молодые семьи начинают свою жизнь с долгов за дорогостоящее свадебное торжество, которые им предстоит выплачивать. Но ведь экономическое благосостояние семьи зависит не только, а порой и не столько от суммы доходов семьи, сколько от умения вести домашнее хозяйство рационально, экономно, от умения регулировать свои потребности, наконец, от того, какими трудовыми навыками обладают молодые люди, создавшие семью.
Учитель может напомнить ученикам, что важность темы «Бюджет семьи» обусловливается и тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Постоянная нехватка денег — причина частых ссор во многих семьях. Бытовая неустроенность отнюдь не способствует установлению теплого домашнего климата.
Далее, раскрывая содержание понятий «семейный бюджет», «общественные фонды потребления», учителю полезно опираться на анализ работ учащихся, выполненных ими по этой теме.
Доходы советских семей складываются не только из непосредственно получаемой членами семьи платы за труд, но и из общественных фондов потребления, которые существенно влияют на благосостояние каждой советской семьи. Именно из этих фондов выплачиваются пенсии, стипендии, пособия одиноким и многодетным матерям, пособия по беременности и родам, премии; эти фонды позволяют советским людям получать дотации на приобретение путевок в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, на содержание детей в яслях, детских садах; из общественных фондов покрываются расходы на содержание жилищного фонда, не покрываемого низкой квартирной платой, и общественного транспорта; сюда же входят и бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Здесь уместно дать слово учащимся, самостоятельно анализировавшим материалы XXVII съезда партии, отражающие повышение благосостояния семьи. Полезно привести на доске следующие показатели. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составляла в 1980 году около 160 рублей, в 1985 году—190 рублей, а в 1990 году будет составлять 215—220 рублей. Среднемесячная оплата труда колхозников в общественном хозяйстве составляла в 1980 году 118,5 рубля, в 1985 году—153 рубля, а в 1990 году она увеличится в среднем до 180 рублей в месяц.
Необходимо обратить внимание школьников, что в бюджете советской семьи все большую роль играют доходы из возрастающих общественных фондов. Выплаты и льготы из общественных фондов потребления в расчете на душу населения составляли в 1980 году — 441 рубль, в 1985 — 530 рублей. «За пятилетие они значительно увеличатся и составят в расчете на душу населения в 1990 году свыше 600 рублей».
Используя работы школьников, записавших статьи расходов своих семей, учитель должен наглядно показать, что в каждой семье имеются постоянные статьи расходов: плата за жилье и коммунальные услуги, траты на питание, транспортные, хозяйственные расходы. Но помимо этого обязательно есть «культурный фонд» и карманные расходы, а значит, и их необходимо предусматривать в каждой семье заранее, планировать их. Кроме того, желателен фонд на крупные покупки. (На доске можно выписать предстоящие крупные покупки семьи воображаемого ученика.) Следует учесть и потребность иметь определенную сумму денег на отпуск. (Не бесполезным окажется посчитать: сколько?) Как же правильно распределить деньги для того, чтобы их хватило? Здесь учитель может предоставить слово ученикам, которые ранее получили задание опросить родных и близких о секретах экономного ведения хозяйства.
Чтобы домашняя экономика была экономной, можно посоветовать прежде всего спланировать свои ежемесячные траты. Затем в течение нескольких месяцев вести строгий их учет, с тем чтобы ясно представить себе, когда и на что тратятся деньги. В отдельных семьях существует система конвертов, в которые в дни получки раскладываются деньги. Каждый конверт соответствует конкретной статье расходов: питание, квартплата, крупная покупка и т. д. В дальнейшем, быть может, надобность в конвертах отпадет, но на первых порах она поможет молодой семье научиться расходовать свои деньги.
Но планировать на бумаге — это одно, а жить, строго придерживаясь финансового плана,— совсем иное. На бумаге вроде даже лишнее остается, а в реальной жизни до зарплаты не всегда удается дотянуть. Чаще всего так случается именно потому, что, планируя бюджет, что-то не учли, забыли, упустили из виду. Вот почему на первых порах не нужно стесняться записывать, на что конкретно ушли деньги. Месяц, два, три таких записей помогут составить четкое представление о том, сколько в среднем расходуется на питание, квартплату, транспорт. Эта часть расходов — величина постоянная, и в нее нужно учиться укладываться. Остальная часть бюджета — мобильна. Здесь-то и можно маневрировать.
Контроль и учет в разных мере и формах существуют почти во всех семьях. Они помогают в ведении хозяйства, придают уверенность в том, что деньги не растрачены попусту. Однако все должно быть разумно. И подвергать придирчивому допросу друг друга по поводу той или иной растраченной суммы нелепо. «Семейная бухгалтерия,— остроумно заметила одна наша современница,— тем, видимо, и отличается от любой казенной бухгалтерии, что она в меру серьезна, в меру легкомысленна. Дом всегда остается домом, ему противопоказано становиться солидным учреждением».
Очень быстро молодые супруги поймут, что удовлетворить абсолютно все потребности они пока не в состоянии. Поэтому важно, чтобы с первых дней совместной жизни у мужа и жены сложились единые взгляды на то, как тратить деньги. С точки зрения семейного климата, принципиальное значение имеет не столько тот факт, умеют супруги откладывать деньги на книжку или они их транжирят, сколько то, присуще ли супругам единство позиций в денежных вопросах. Поэтому создать свой стиль экономической жизни, свою шкалу ценностей (договориться с первых дней о том, что для них предпочтительней — путешествовать или модно одеваться, обставить дом или купить автомобиль)— задача для молодоженов самая первоочередная. Удастся выработать единую линию — значит конфликтов в семье будет меньше. Если к тому же вопрос о предстоящей покупке решается коллегиально, т. е. оба супруга участвуют в планировании трат, тогда зона возможных конфликтов сузится еще больше. И в таком случае, наверное, станет не столь существенным вопрос, кто в семье «министр финансов», у кого находятся деньги. Каждая семья решает этот вопрос по-своему, главное, чтобы это устраивало всех членов семьи, никому бы не причиняло неудобств.
Правда, случается, и довольно часто, что члены семьи стараются переложить заботы о финансовом плане на женские плечи. Что и говорить: так легче. Ворчать по поводу неизвестно куда девающихся денег проще, чем ломать голову над тем, на чем сэкономить, чтобы и к отпуску быть при деньгах, да еще и суметь сделать необходимые покупки. Думается, что этот «удобный» вариант рано или поздно неминуемо скажется на внутрисемейных отношениях. Муж, получающий от жены традиционный рубль на обед, даже заходить в магазины не станет: не с чем, а следовательно, и незачем. Надо ли удивляться, когда постепенно он привыкнет к тому, что обеспечивать семью продуктами должна жена, ломать голову над тем, что приготовить, следует опять же ей. А разве не унизительно для мужчины думать о том, например, как бы «заначить» деньги… на подарок жене? Пожалуй, одна эта необходимость может раз и навсегда отбить охоту проявлять внимание к своей «половине».
Так кому же быть семейным казначеем? Каждая семья, конечно же, решает эту проблему по-своему. И все же там, где идет совместное планирование покупок, где есть единство взглядов на то, сколько и на что тратить, там наиболее приемлемым будет вариант, при котором деньги хранятся в общедоступном месте, либо раскладываются в кошельки мужа и жены, а затем и подрастающих детей.
Семейный бюджет во многом зависит от стиля жизни семьи. В каждом доме желателен свой «центр», некий стержень совместной жизни всех членов семьи. У одних это любовно собираемая библиотека; у других — щедрый стол, потому что в этой семье умеют и любят принимать гостей и хлебосольство считается предпочтительней, чем новая вещь; у третьих, наконец, хобби. К примеру, собирание пластинок или какое-то иное коллекционирование отбирает большую часть свободного времени и… средств. Безусловно, что от стиля жизни семьи, пристрастий ее членов будет зависеть распределение семейного бюджета.
В жизни семьи многое связано с бюджетом. Многое, но, к счастью, не главное. Бесспорно, гостей можно принять по-разному, но вот насколько будет им уютно в доме, не всегда зависит от того, что и сколько выставлено на стол хозяином. Или иная ситуация: молодые люди, далеко еще не окрепшие экономически, позволили себе покупку дорогостоящей радиоаппаратуры. Хорошо это или плохо? Одни скажут: плохо, другие — хорошо, третьи пожмут плечами, мол, их дело. А кто-то справедливо рассудит: если покупка поможет молодым содержательнее, полноценнее проводить свободное время, если новая стереосистема соберет в дом друзей, если вечера супругов заполнит музыка, объединив их еще больше, то нет покупки разумнее, потому что она будет способствовать укреплению семьи.