X

Личность и самовоспитание

Цели и задачи темы: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

Основные понятия:

  • самовоспитание,
  • самооценка,
  • уровень притязаний.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Понятие о самовоспитании

Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании — значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

Основной целью предыдущего занятия было пробудить у учащихся потребность размышлять о себе, осознать свои личностные качества. В начале этого занятия учителю следует спросить у учащихся, насколько они удовлетворены своим характером, уровнем развития способностей, что бы они хотели изменить в себе.

Задача сегодняшнего занятия — возбудить потребность изменять, совершенствовать свой характер, качества личности. Прежде всего необходимо заинтересовать учащихся возможностями работы над собой, развития своих личностных и интеллектуальных качеств. Желательно привести примеры из художественной литературы, из школьной жизни, показывающие, что без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности (в качестве примера можно привести героев романа Чернышевского «Что делать?»). Конечно, потребность так быстро не формируется, и учителю необходимо, во-первых, на каждом занятии возвращаться в той или иной форме к проблеме самовоспитания, во-вторых, наладить контакт с классным руководителем, с комитетом комсомола, чтобы в учебной и внеучебной деятельности учащиеся могли бы лучше понять, познать самих себя.

Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих учителей и родителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни. Учитель здесь может прочитать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания — формирование и развитие самосознания.

Самосознание — это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности. Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной). Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение — обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, говоря об уверенности, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение — на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.

admin:
Еще статьи