X

Советы доктора Спока

Учитель предлагает познакомиться с несколькими советами доктора Бенджамина Спока, знаменитого педиатра, педагога, активного борца за мир. Его книги (особенно «Ребенок и уход за ним») известны во многих странах мира. Они проникнуты идеями гуманизма, оптимизма, большой веры в величие человека. Вот пять его советов.

1. Доверяйте себе. Воспитание ребенка не будет сложным делом, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку,— ваша любовь и забота. Всякий раз, когда вы берете ребенка на руки, даже если сначала вы делаете это, неуклюже, всякий раз, когда вы меняете ему пеленки, купаете его, кормите, разговариваете с ним, улыбаетесь ему, ребенок чувствует, что он принадлежит вам, а вы ему. Никто в мире, кроме вас, не может дать ему этого чувства. Вам, наверное, покажется удивительным, что при изучении методов воспитания детей ученые пришли к выводу, что хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах — залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок.

2. Вас ожидает тяжелая работа и самое большое удовлетворение в жизни. Работы по уходу за ребенком очень много: нужно готовить ему пищу, стирать пеленки и одежду, постоянно убирать за ним, разнимать драчунов и утешать побитых, слушать бесконечные малопонятные истории, участвовать в детских играх и читать детские книжки, которые вам совсем неинтересны, совершать утомительные прогулки по зоопарку, водить детей в школу и на детские утренники, помогать им готовить уроки, ходить на родительские собрания по вечерам, когда вы очень устали.

Забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни, особенно если в результате из ребенка получается прекрасный человек. Дети — наши создания, залог нашего бессмертия. Все другие достижения в нашей жизни не идут ни в какое сравнение со счастьем видеть, как из наших детей вырастают достойные люди.

3. Не нужно слишком много жертв. Если родители целиком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересными для окружающих и даже друг для друга. Они жалуются, что заключены в четырех стенах из-за ребенка, хотя виноваты в этом сами. Необходимо честно выполнять свои родительские обязанности, но не лишать себя таких удовольствий, которые не повредят вашему ребенку. Тогда вы сможете больше любить своего ребенка и с большим удовольствием проявлять к нему свою любовь.

4. Родители должны иногда сердиться. Некоторые молодые родители-идеалисты думают, что если они хотят быть хорошими родителями, их терпение и любовь к. своему невинному младенцу должны быть безграничны. Когда ребенок нарушает одно из основных правил, установленных вами, вряд ливы сможете сохранять абсолютное спокойствие. Ваш ребенок, характер которого- вам далеко не безразличен, поступил неправильно, и вы неизбежно возмутитесь. Ребенок естественно этого ждет и не обидится, если ваш гнев справедлив.

5. Отец и его ребенок. Многие мужчины уверены, что уход за ребенком— не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и . дружеские отношения менаду отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой.

Обмен мнениями по поводу советов доктора Спока выявит: некоторые старшеклассники не согласны с отдельными положениями, считают их неполными, односторонними. Правильность таких суждений уместно подтвердить словами самого Б. Спока: «…не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей».

Воспитание новорожденного

Этот вопрос можно раскрыть путем обсуждения фрагментов статей В. В. Бойко «Маленький человек с большой буквы», А. М. Фоиарева «Воспитание новорожденного» (см.: Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.— М., 1986.— С. 238—252), 3. П. Фирсова «Плавать раньше, чем ходить» (разные издания), а также из книги Б. и Л. Никитиных «Первый день, первый год» (М., 1978).

При этом целесообразно придерживаться следующего плана:

— Что умеет новорожденный?

— Ребенок должен затрачивать усилия с первых дней жизни.

— Режим сна, бодрствования, кормления.

— Активность новорожденного — условие его развития.

— Что такое «сенсорный голод»?

— Общение ребенка с матерью, взаимодействие со средой.

— Формирование у малыша положительных эмоций.

— Движение — важнейшее условие физического и интеллектуального развития ребенка.

— Игрушки в жизни ребенка.

— Плавать раньше, чем ходить.

Здесь можно спросить: «Теперь, когда мы рассмотрели суть воспитания новорожденного, вспомните для себя, как вы оценили высказывания, содержащиеся в анкете домашнего задания?» После некоторой паузы, а чаще всего — бурного «замешательства» (не все старшеклассники правильно оценили предложенные в анкете высказывания и теперь, не скрывая этого, уточняют свою точку зрения) и ответов па поставленные вопросы уместно подвести итог: «Итак, ваши знания о развитии ребенка и особенностях его воспитания помогли вам попять ошибочность всех приведенных в анкете высказываний».

Заключая занятие, следует напомнить, что в нашей стране семейное воспитание детей органически сочетается с их общественным воспитанием в яслях и детских садах.

admin:
Еще статьи