НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Развитое социалистическое общество характеризуется общностью коренных интересов и потребностей составляющих его классов, прослоек и социально-демографических групп, что и определяет единство целей и задач, осуществляемых в процессе их нравственного воспитания. В ходе коммунистического строительства в нашей стране сформировалась новая историческая общность людей — советский народ,— характеризующаяся идейно-политическим, нравственным единством. В процессе нравственного воспитания у всех трудящихся должны войти в практику поведения такие качества, как коммунистическое отношение к труду, бережное отношение к социалистической собственности, идейная убежденность, социальная активность, высокая культура использования свободного времени и многие другие. Их становление и развитие — важнейшая задача коммунистического нравственного воспитания.

Объективные интересы рабочего класса, колхозного крестьянства, социалистической интеллигенции отражают не только их сегодняшнее бытие, но и будущее. Нравственное воспитание, отражая потребности и интересы различных социальных групп зрелого социалистического общества, должно в известной мере «забегать вперед». В условиях развитого социализма усложняются задачи, стоящие перед всеми социальными группами, перед каждым членом социалистического общества. Возрастает роль рабочего класса в руководстве экономической, политической и духовной жизнью общества. Социальные функции рабочего класса, колхозного крестьянства, социалистической интеллигенции постоянно расширяются, растет их роль в создании материальных и духовных благ, в управлении производством, в совершенствовании социалистических производственных отношений, в воспитании подрастающего поколения советских людей. Во все большей степени в одном лице воссоединяются функции созидателя материальных и духовных благ, организатора производства и управления, активного общественного деятеля. Все это предъявляет новые, более высокие, чем прежде, требования к нравственному облику человека.

Необходимость постоянного развития производительных сил социалистического общества, растущая взаимосвязь различных звеньев общественного производства, всех сфер социальной жизни отнюдь не умаляют, а повышают значимость сознательного отношения к общественному долгу, дисциплинированности, единства слова и дела и многих других качеств социалистического типа личности. Широкое вовлечение рабочего класса и колхозного крестьянства в управление производством требует от них соответствующих нравственных знаний, глубокого осознания и добросовестного выполнения своих обязанностей. Успешное решение задач воспитания подрастающего поколения невозможно без таких духовно-нравственных качеств, как широта кругозора, тактичное, уважительное отношение к воспитуемым, способность убеждать, требовательно и вместе с тем доброжелательно относиться к своим ученикам.

Таким образом, развитие соответствующих нравственных качеств духовного облика у всех членов социалистического общества есть в итоге реализация их объективных интересов. Последние не могут быть ограничены требованиями сегодняшнего дня, в условиях зрелого социализма они во все большей степени отражают перспективные потребности развития экономики, производственных отношений, ускорения темпов общественного прогресса во всех сферах жизни.

Одна из задач нравственного воспитания — способствовать осознанию и глубокому осмыслению всеми трудящимися их объективных интересов. В частности, как показывают исследования, проведенные в некоторых регионах нашей страны, ориентация сельского населения на учебу, повышение квалификации и т. д, значительно отстает от ориентации на домашний труд. Такого рода ориентации, конечно, не беспочвенны, они обусловлены существенной ролью подсобного хозяйства в материальной обеспеченности жителей села, наличием соответствующих традиций и т. д. Однако справедливо и другое. Объективно значимость домашнего труда в развитом социалистическом обществе постоянно снижается, а роль учебы, повышения квалификации, напротив, неуклонно повышается. Сельскохозяйственное производство предъявляет гораздо большие, чем прежде, требования к квалификации тружеников села, создает необходимые предпосылки для широкого использования их растущего образовательного и культурного потенциала. Таким образом, одна из задач нравственного воспитания крестьянства в этих условиях состоит в том, чтобы активно воздействовать на формирование новых ценностных ориентаций, связанных с возрастающей ролью учебы, повышением квалификации.

В развитом социалистическом обществе возрастает взаимосвязь общественных и личных интересов, что создает благоприятную почву для воспитания нравственных качеств у всех его членов.

Рабочий класс в социальном отношении неоднороден. В воспитательном процессе важно учитывать особенности его разных групп.

Во-первых, в системе общественно-экономических отношений рабочего класса выделяются: индустриальные рабочие, сельскохозяйственные рабочие, рабочие, занятые в сфере обслуживания.

Во-вторых, в соответствии с уровнем квалификации различаются: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные рабочие. Кроме того, существует точка зрения, которая предполагает выделять дополнительно к первому транспортных и строительных рабочих, а ко второму — особый слой рабочих-интеллигентов.

Вопрос о том, как учитывать различия названных групп рабочих в нравственном воспитании, почти не разработан, хотя и заслуживает пристального внимания. Не претендуя на его решение, хотелось бы обратить внимание на некоторые социологические факты, подтверждающие важность научно-исследовательской работы в этом направлении.

Удовлетворенность содержанием труда, как показывают социологические исследования, проведенные кафедрой исторического материализма Уральского государственного университета среди трудящихся Октябрьского района г. Свердловска и Артинского района Свердловской области, у промышленных рабочих в силу его большей технической оснащенности, лучшей организации выше, чем у сельскохозяйственных рабочих. Она оказывает существенное воздействие на оценку значимости целого ряда нравственных качеств. Так, среди сельскохозяйственных рабочих Артинского района, удовлетворенных содержанием труда, например, трудолюбие как важнейшее нравственное качество отметило больше половины опрошенных рабочих, а среди неудовлетворенных содержанием труда этот показатель понижается почти до половины. Конечно, оценка трудолюбия обусловлена многими факторами, но ее зависимость от удовлетворенности содержанием труда бесспорна, поэтому работа по нравственному, и прежде всего трудовому, воспитанию различных отрядов рабочего класса должна учитывать имеющиеся различия в удовлетворении содержанием труда, его условиях и т. д.

В социалистическом обществе в числе факторов удовлетворенности трудом важную роль играют моральные факторы. Например, по результатам социологических исследований рабочих и служащих предпочтение отдается хорошему рабочему коллективу. Результаты исследования, проведенного кафедрой исторического материализма Уральского государственного университета, подтверждают этот вывод. В частности, около половины опрошенных рабочих Октябрьского района г. Свердловска в числе важнейшей причины удовлетворенности трудом назвали хорошие взаимоотношения с товарищами по работе. У работников столовых этот показатель оказался ниже, чем у рабочих промышленных предприятий, что, конечно, не является случайностью: условия и характер труда работников системы общественного питания, торговли отличаются от условий крупных промышленных предприятий. Поэтому в работе но нравственному воспитанию рабочих сферы обслуживания особое место должны занимать мероприятия, направленные на формирование прочных трудовых коллективов, приближающихся к коллективам промышленных предприятий по широте и глубине взаимосвязей между их членами.

Большая роль принадлежит умело поставленной идейно-воспитательной работе в сближении уровня потребностей и интересов малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, с одной стороны, и рабочих высокой квалификации — с другой. Так, посещение кино является наиболее распространенным видом времяпрепровождения у неквалифицированных рабочих. Особенно часто посещают кино рабочие самого младшего возраста. Поскольку посещение кино занимает значительное место в структуре досуга неквалифицированных рабочих, в особенности молодежи, заслуживает поддержки и более широкого распространения опыт создания при кинотеатрах и Дворцах культуры кинолекториев, учитывающих повышенный интерес молодежи к кино.

Рабочий класс и колхозное крестьянство составляют основу социально-классовой структуры социалистического общества. В процессе коммунистического строительства преодолена экономическая и культурная отсталость крестьянства. Этим дружественным классам социалистического общества присуща идейно-политическая и нравственная общность. Однако условия трудовой деятельности, ее техническая оснащенность, уровень обобществления производства в сельском хозяйстве и промышленности имеют существенные различия.

Специфическая особенность колхозного крестьянства состоит в наличии у него подсобного хозяйства, которое есть и у некоторых других социальных групп, например у рабочих совхозов, но оно не играет у них столь же существенной роли. Так, доход от личного подсобного хозяйства в бюджете колхозника составлял в 1976 г. 26,3%, а в бюджете семьи рабочего промышленности — всего 0,9 % .

Аграрная политика КПСС, направленная на создание агропромышленных комплексов, производственную кооперацию хозяйств, создает благоприятные предпосылки для формирования у колхозного крестьянства соответствующего нравственного качества социалистической личности. Однако нельзя недооценивать и роли идеологической работы по нравственному воспитанию трудящихся. Формируя соответствующие цели, стимулируя их постановку и реализацию, она тем самым способствует развитию интересов различных социальных групп, их взаимообогащению и взаимосближению.

Процесс нравственного воспитания должен опираться на реальные социально-экономические тенденции и вместе с тем воздействовать на них в нужном для общества направлении. В тех хозяйствах, которые по уровню экономического развития вышли вперед, первостепенное значение в коммунистическом воспитании тружеников села принадлежит развитию чувства взаимопомощи. Без формирования этих качеств невозможно вое-питание коммунистической идейности. В тех же хозяйствах, которые являются отстающими, прежде всего необходимо воспитание чувства ответственности за положение дел, стремление изменить сложившуюся ситуацию и т. д. Передовые колхозы в нашей стране берут шефство над отстающими хозяйствами, что является практическим выражением отношений дружбы и сотрудничества, сложившихся в социалистическом обществе, создаются советы взаимопомощи из представителей передовых и отстающих колхозов.

Постоянное стремление трудиться как можно лучше, полнее использовать имеющиеся возможности, не останавливаться на достигнутом — необходимые условия успешного решения задач, стоящих перед нашей страной как в области сельского хозяйства, так и в промышленности. Большой опыт воспитания этих качеств накоплен партийными организациями. Так, в повышении урожайности колосовых культур в Белоруссии в свое время огромную роль сыграло то обстоятельство, что удалось преодолеть морально-психологический барьер у части хозяйственных руководителей, которые считали, что на местных землях нельзя получать высокие урожаи этих культур

В воспитании трудолюбия колхозного крестьянства, чья деятельность неразрывно связана с родной природой, особая роль принадлежит отношению к родной земле. При соответствующей организации труда, культурно-бытового обслуживания ее красота становится дополнительным стимулом творческого труда на ней, обогащает сам процесс труда, способствует нравственному и эстетическому развитию тружеников села. Это обстоятельство также необходимо учитывать в нравственном воспитании. В частности, в развитии интереса молодежи к сельскохозяйственному труду воспитание любви к земле занимает одно из центральных мест.

Формирование хлебороба начинается еще в школе — это общеизвестная истина. Создание при школах учебных опытных участков, участие школьников в экспериментах по выращиванию сельскохозяйственных культур, в ученических производственных бригадах, в которых им доверяют технику, проведение различных сельскохозяйственных работ благотворно сказывается на развитии интереса к сельскому хозяйству. Родиной ученических бригад стал Ставропольский край. «Огромный социальный смысл ученических бригад в том, что здесь воспитывается труженик нового типа, сочетающий в себе лучшие качества хлебороба и индустриального рабочего, любящий землю и видящий свое жизненное призвание в труде на земле» — говорила в речи на XXV съезде КПСС представитель партийной организации этого края О. К. Гуцева. Опыт ставропольцев используется и обогащается партийными организациями многих краев и областей нашей страны.

Различия между рабочим классом, с одной стороны, и колхозным крестьянством — с другой, затрагивают не только сферу материального производства, но и сферу быта, культуры. Данные социологических исследований показывают, что даже при одинаковом уровне доходов колхозники потребляют больше средств на приобретение стройматериалов, ремонт и возведение построек, что обусловлено особенностями их быта, но тратят меньше денег на покупку промышленных товаров и особенно на культурно-просветительные нужды. Разница в расходах на культурно-бытовые услуги между семьями рабочих и колхозников постоянно уменьшается, однако пока еще остается существенной. Например, в 1940 г. она составляла 13,1%, а в 1976 г. —7,2%.

Необходимо учитывать и другие особенности труда и быта современного колхозного крестьянства, которые так или иначе отражаются в структуре его интересов. «Межличностные отношения колхозников в сфере производства осуществляются в рамках небольших групп, в зимнее время их производственные связи ослабевают» — отмечает И. Т. Левыкин, характеризуя одну из таких особенностей.

В современных условиях коммунистического строительства повышение общей культуры колхозного крестьянства, преодоление известной ограниченности духовных запросов у определенной его части, еще более полное приобщение к таким нравственным ценностям, как коллективизм, организованность, умение подчинять личные интересы общественным, традиционным носителем которых является рабочий класс,— важнейшая задача нравственного воспитания колхозного крестьянства.

Постоянно возрастающая роль специалистов в коммунистическом строительстве обусловливает специфику нравственного воспитания интеллигенции, ее умения вести идейно-воспитательную работу в массах, быть неразрывно связанной с ними. На необходимость усиления общественно-политической активности специалистов обращается внимание в ряде постановлений ЦК КПСС, в частности в постановлении «Об участии руководящих и инженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива» (1971 г.).

Руководствуясь этими постановлениями, партийные организации стали больше внимания уделять преодолению «технического» подхода к явлениям жизни, стремлению ограничить свою деятельность решением сугубо производственных вопросов, характерным для части специалистов, активнее формировать у них навыки и умение вести общественно-политическую и воспитательную работу в массах. Последнее невозможно без глубоких знаний в области марксистско-ленинской теории и социальной политики партии, без овладения теоретическим минимумом по вопросам педагогики, психологии, этики. Решение этой задачи является необходимым условием нравственного воспитания специалистов.

«Воспитатель должен быть воспитан»—это марксистское положение требует от руководителей постоянной работы над собой, творческой самоотдачи, направленной не только на улучшение организации производственного процесса, но и на изучение и обобщение опыта руководства коллективом, умения критически осмысливать свои действия, в том числе и их моральные последствия, умело исправлять имеющиеся недостатки. Такой вывод подтверждают и данные конкретных социологических исследований. Например, результаты одного из них, проведенного в ряде научных учреждений Москвы, показали, что на первом месте среди причин конфликтов — грубость и администрирование руководителей

На многих предприятиях нашей страны нравственным аспектам взаимоотношений в коллективе уделяется постоянно растущее внимание, накапливается опыт, требующий научного анализа и обобщения. Например, на предприятиях, входящих в производственное объединение «Электрон», при участии ученых разработан кодекс норм, как общих для всех работников, так и регламентирующих взаимоотношения «руководитель — подчиненный», «подчиненный — руководитель».

В этом кодексе предпринята интересная попытка сформулировать не только нормы поведения, обязательные для всех членов коллектива, но и специфические нравственные нормы, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях руководитель и подчиненные. Четкое формулирование этих норм является предпосылкой их глубокого осознания и в конечном итоге неукоснительного следования им. В частности, среди требований, предъявляемых к руководителю, есть и такие:

  • Советуйся с подчиненными, предоставляй им возможность участвовать в решении как тех вопросов, к которым они непосредственно причастны, так и вопросов твоей компетенции. Будь внимателен к чужому мнению, далее если оно неверно. Отвергнуть совет без объяснения — значит дать повод подчиненному составить ложное представление о себе самом и о тебе как начальнике.
  • С удовлетворением отмечай большие и малые достижения подчиненных. Всегда благодари за хорошую работу. Безразличие руководителя внушает подчиненным равнодушие к своей работе. Периодически представляй своих подчиненных вышестоящему начальству. Не бойся, если твои подчиненные способнее тебя, гордись такими подчиненными.
  • Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладывание начальником на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня,— это симптом плохого стиля работы»

Глубокое осознание норм и правил поведения, овладение разносторонними нравственными знаниями в целом, умение руководствоваться полученными знаниями в практической деятельности — эти задачи реализуются в процессе коммунистического нравственного воспитания. В их решении огромная роль принадлежит печати, радио, телевидению, произведениям литературы и искусства, в которых затрагиваются актуальные проблемы социального развития нашего общества.

Оправдавшей себя формой нравственного воспитания специалистов является периодическая аттестация, продуманное составление и систематический контроль над выполнением ими личных творческих планов. Например, партком Череповецкого металлургического завода провел работу по аттестации инженерно-технических работников, в процессе которой учитывались важнейшие направления их деятельности, в том числе и по идейно-политическому и нравственному воспитанию трудящихся: «Комиссия признала, что 320 человек заслуживают повышения в должности… 120 работникам рекомендовано учиться в вузах и техникумах, 49 предупреждены, что они не полностью отвечают предъявляемым им требованиям, а 14 — решено понизить в должности» Такой строго дифференцированный подход к оценке деятельности инженерно-технических и руководящих работников имеет большое воспитательное значение.

Неослабное внимание необходимо уделять вопросам нравственного воспитания не только инженерно-технических и руководящих работников, но и других групп интеллигенции. Особенности трудового процесса, конкретных условий жизнедеятельности накладывают отпечаток на формирование потребностей и интересов, определенных черт нравственного сознания различных групп интеллигенции. В ходе исследования, проведенного в Октябрьском районе Свердловска, выяснилось, что различия в оценке значимости таких качеств, как трудолюбие, отзывчивость, искренность и ряд других, между ИТР, с одной стороны, и учителями, врачами — с другой, невелики. Вместе с тем чтению газетных материалов, посвященных проблемам коммунистического воспитания, учителя и врачи уделяют больше внимания, чем ИТР, хотя для деятельности последних в современных условиях значение этих вопросов отнюдь не меньше, чем для деятельности учителей и врачей. Очевидно, условиями труда и его характером во многом объясняется и тот факт, что около половины ИТР поддерживают постоянные внепроизводственные контакты с рабочими, в то время как среди учителей и врачей этот показатель ниже.

«На нынешнем этапе коммунистического строительства еще более глубокий смысл приобретает союз рабочего класса с колхозным крестьянством и трудовой интеллигенцией нашей страны. Цементирующей силой этого великого союза остается рабочий класс, который играет и будет играть ведущую роль в строительстве коммунизма» ,— подчеркивал Л. И. Брежнев.

Нравственное воспитание различных групп интеллигенции ведется у нас в стране с учетом их контактов с другими социальными группами трудящихся, и прежде всего с рабочим классом. Дальнейшее расширение различных форм общения интеллигенции, особенно не занятой в сфере материального производства, с передовыми рабочими и рабочим классом в целом будет способствовать интенсивному формированию у ее представителей тех черт нравственного облика, носителем которых традиционно является рабочий класс. Здесь могут быть использованы такие формы контактов, как шефские концерты работников искусств на промышленных предприятиях, организация лекториев, совместные мероприятия по проведению свободного времени. Определенный положительный опыт такой работы накоплен партийными организациями ряда областей страны.

Различные формы контактов интеллигенции с рабочим классом, а также с колхозным крестьянством давно вошли в практику социалистического общества. Все большее распространение получает шефство наших театров, литературно-художественных журналов над заводами, колхозами, над такими стройками, как БАМ и КамАЗ. Опытные мастера руководят коллективами самодеятельности, литературными объединениями, народными театрами. С одной стороны, идет живительный процесс обогащения искусства знанием жизни, а с другой — дальнейшее приобщение многомиллионных масс трудящихся к ценностям культуры.

Опыт работы по нравственному воспитанию убедительно свидетельствует о важности учета потребностей и интересов различных групп трудящихся. Развертывание этико-социологических исследований в этой области, более детальное и всестороннее раскрытие механизма взаимосвязи потребностей и интересов, а также и методов, средств нравственного воспитания позволит гораздо эффективнее решать вопросы формирования нового человека.

Составной частью проблемы дифференцированного подхода в воспитательном процессе является формирование нравственных качеств, соответствующих коммунистическим нормам морали, у подрастающего поколения. В выяснении специфики нравственного воспитания молодежи основополагающим методологическим принципом является научное понимание ее как относительно самостоятельной социально-демографической группы, для которой характерны свои возрастные, психофизиологические особенности.

В период молодости человек включается в сферу производства, социально-политической жизни и в другие сферы, происходит становление его личной жизни. В результате социального познания вырабатывается система ценностных ориентаций и установок, формируются и закрепляются основные мировоззренческие, нравственные принципы. Другими словами, происходит процесс «преобразования» эмпирически складывающегося миропонимания в теоретически осмысленное познание мира.

Социальная зрелость наступает тогда, когда завершается процесс приобретения профессии, происходит полное включение в трудовые коллективы общества : достигается определенный статус молодого человека в обществе, осознается собственная ответственность перед другими людьми, стабилизируются основные мировоззренческие и нравственные позиции. Однако это означает не их неподвижность и полную завершенность, а лишь появление определенной стройности, взаимосвязанности и полноты, т. е. можно говорить об ypoвнe зрелости личности, когда новые мировоззренческие принципы, установки, нравственные нормы воспринимаются через изменения уже приобретенных ранее, закрепившихся. Все это определяет принципиальное значение и важность интенсивной и эффективной работы по формированию коммунистической нравственности в данный период развития личности. «Если в эту пору ты не научился добросовестно трудиться, не приобрел вкуса к знаниям, не умеешь отличать истину от фальши, подлинные ценности жизни от мнимых, наверстать упущенное будет трудно»,— подчеркивал, обращаясь к молодежи, Л. И. Брежнев.

Подчеркивая значение и необходимость всемерного учета возрастных особенностей молодежи в практике воспитания, в деле приобщения ее к активному участию в революционном переустройстве общества, важно не забывать о необходимости беспощадной критики различных, немарксистских точек зрения, абсолютизирующих революционность молодежи, приписывающих ей некую «революционную исключительность», свойственную якобы только молодежному возрасту. Как известно, гиперболизируя возрастные особенности и абстрактно рассматривая молодежь, буржуазные идеологи пытаются представить ее в качестве самостоятельного, «особого» и даже «самого передового класса» современного общества. Этим преследуются вполне очевидные цели: оторвать молодежь от рабочего класса, отвлечь ее от активного участия в борьбе за его идеалы и моральные принципы, навязать искаженное представление о своем месте и действительной роли в жизни общества.

Научная характеристика молодежи, раскрытие ее роли в общественной Жизни, выявление специфики ее воспитания, в том числе нравственного, возможны лишь в том случае, если весь комплекс возрастных черт и особенностей соотнесен с объективными условиями экономического, социального и духовного бытия молодого поколения, т. е. с определенной формой социальной жизни.

Другим моментом, определяющим особенности формирования у молодого поколения коммунистической нравственности, является специфика современного этапа строительства нашего общества. Продвижение к коммунизму определяет значительное ускорение темпов социального развития, усложнение механизма общественной жизни, расширение круга разнообразных общественных явлений, с которыми встречается сегодня каждый член общества, интенсивное и дифференцированное развитие сферы трудовой деятельности, возрастание духовных и культурных потребностей. На содержание процесса формирования коммунистического мировоззрения, нравственности оказывает воздействие и изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма.

Особенности нашего времени не только определяют особую важность формирования у молодежи научного мировоззрения и коммунистической нравственности, но и вносят в этот процесс свою специфику, проявляющуюся в определенных изменениях в содержании и объеме самих нравственных норм. Мораль — категория конкретно-историческая. Вместе с изменениями объективной действительности, вместе с накоплением опыта социалистического и коммунистического строительства, вместе с ростом экономики, усложнением общественных связей углубляются, расширяются, развиваются нравственные нормы, представления, идеалы.

Кроме того, необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что отдельные стороны нравственного облика личности формируются, созревают и проявляются зачастую в разное время и не находятся на одинаковом уровне развития. Так, например, моральные отношения в семье, взгляды на формы межличностного общения и т. п. определенной части молодежи все еще отстают по своему содержанию и уровню от уровня политической сознательности, а подчас и от уровня социалистического отношения к труду. Именно поэтому на каждом этапе процесса формирования коммунистической нравственности необходимо с наибольшей научной достоверностью определять реальное овладение молодым поколением моральных норм и исходя из этого находить основные направления идейно-воспитательной работы.

В ходе развития общества меняется не только содержание и объем нравственных норм, но и сама молодежь, воспринимающая и усваивающая данное содержание.

Основополагающая характеристика нашей молодежи — это нерасторжимая связь присущих ей жизненных устремлений с идеалами и принципами рабочего класса, всего общества. Наиболее яркие черты советского народа — коммунистическая убежденность, нравственная чистота, социальный оптимизм, чувство хозяина своей страны, коллективизм и трудолюбие являются неотъемлемыми качествами духовного облика молодежи. Стремление своим трудом принести как можно больше пользы людям, обществу, проявить полнее свои способности — главное в ориентациях молодежи. Об этом свидетельствуют, как отмечалось на XXV съезде КПСС, самоотверженная работа молодых людей на решающих участках коммунистического строительства, а также данные многих исследований трудовой и общественно-политической деятельности советской молодежи.

Нравственный облик нашей молодежи формируется в обстановке органического единения ее созидательной деятельности с освоением всей системы ценностей социализма. Поэтому проблема укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой участия в коммунистическом строительстве, как и прежде, занимает сейчас одно из центральных мест в нравственном формировании молодого поколения.

Сегодня, когда молодежь вместе со всем советским народом участвует в создании материально-технической базы коммунизма, широко включена в многообразные процессы по совершенствованию отношений в сфере производства, труда, быта и т. д., требования к духовному миру личности значительно возрастают. Поэтому формирование у молодежи коммунистического отношения к труду, приобщение к достижениям научно-технического прогресса, к высокой культуре производства, выработка внутреннего побуждения к постоянному повышению профессионального мастерства, культурно-технического и общеобразовательного уровня составляют важнейшую задачу ее нравственного воспитания.

Десятая пятилетка — пятилетка повышения эффективности производства и улучшения качества работы, что само по себе выдвигает новый широкий круг моральных проблем. Наряду с использованием производственно-экономических факторов здесь приобретают особое значение бережное, хозяйское отношение к технике и порученному делу, высокая ответственность тружеников, создание обстановки взаимной требовательности и взаимопомощи в труде и т. д.

Возрастание роли нравственного воспитания молодого поколения объясняется и тем существенным обстоятельством, что в обстановке разрядки международной напряженности и одновременно усиливающейся идеологической борьбы наши идейные противники стремятся «размягчить» сознание молодежи, перенести свои моральные «болезни» и нормы на советскую действительность. Особую задачу нравственного воспитания молодежи составляет поэтому борьба с буржуазной пропагандой, с унаследованными от прошлого, чуждыми социализму по своей сути такими социальными «болячками», «как недобросовестное отношение к труду, расхлябанность, недисциплинированность, стяжательство, различные нарушения норм социалистического общежития»

В формировании коммунистической морали определяющее значение имеет организованный, сознательно направляемый, научно обоснованный процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, осуществляемый нашей общеобразовательной школой, роль которой в претворении в жизнь принципов коммунизма в условиях развитого социализма неизмеримо возрастает. Эта тенденция обусловлена: во-первых, углублением процесса формирования всесторонне развитой личности; во-вторых, ростом объема и содержанием научных знаний, культурно-исторического опыта человечества, подлежащих усвоению подрастающим поколением; в-третьих, удлинением самих сроков обучения; с введением всеобщего среднего образования каждый до 17-летнего возраста теперь практически проходит обучение в школе (техникуме, ПТУ); в-четвертых, обострением борьбы с идеологическими противниками. В этих условиях весь процесс усвоения основ наук подчиняется задаче формирования цельного научного мировоззрения, воспитания коммунистической нравственности.

Заложенные в школе нравственные основы являются необходимой базой для дальнейшего духовного роста молодежи. Этот процесс в условиях трудовой деятельности на производстве протекает под влиянием различных средств воспитания, действующих не только в рамках производственного коллектива, где работает молодой человек, но и за его пределами.

Как известно, испытанной формой идейно-нравственного воспитания молодого человека является политучеба, где усвоение революционной теории и коммунистической морали осуществляется в кружках разнообразных типов: на лекционных и семинарских занятиях, диспутах и теоретических конференциях. Следует отметить, что сложившиеся формы политического и нравственного образования молодежи, оправдывая свое назначение, продолжают совершенствоваться и дополняться новыми, рождающимися по инициативе комсомола. Так, вошли в жизнь молодежи Ленинские зачеты, общественно-политическая практика и аттестация, Ленинские уроки и др. Они способствуют выработке у юношей и девушек умения жить и работать по-ленински, считать для себя величайшим примером и нравственным идеалом жизнь и деятельность В. И. Ленина.

В формировании нравственного облика молодежи важным фактором является также ее постоянное общение со старшим поколением. Преемственность поколений — наиболее яркая черта их взаимоотношений. Молодежь видит и понимает громадную роль и самоотверженность старшего поколения в завоевании и утверждении новой жизни. Об этом свидетельствуют многоплановые социологические исследования, ответы типа: «Старшие охотно передают трудовой опыт», «Стараются передать правильные взгляды на жизнь», «Помогают в решении жизненно важных вопросов». В то же время молодежь отмечает и негативное влияние некоторой части старших.

Однако в основной своей массе старшее поколение выступает для молодежи ценным социальным ориентиром, помогающим выработать передовые взгляды на жизнь и нормы поведения. Отсюда вполне закономерен повсеместный размах, который приобрели в стране движение наставников молодежи, слеты трудовых династий и т. д. Впитывая лучшие традиции и опыт предшествующих поколений, молодежь должна непрерывно обогащать и приумножать их. Шефская работа комсомола над сотнями Всесоюзных ударных строек, участие в преобразовании Нечерноземной зоны наглядно характеризуют высокие моральные качества молодежи, которые закрепляются именно в процессе участия в конкретном общественно важном деле. Трудовое соревнование, в котором участвует подавляющее большинство молодежи, родило такие движения, как «Пятилетке — ударный труд, мастерство и поиск молодых», «Ни одного отстающего рядом», «За того парня», «Живешь на селе — знай технику»; получили развитие конкурсы по профессиям и т. д. Они служат утверждению коллективизма, тесного товарищества, спайки и взаимопомощи. Этот опыт является хорошей основой дальнейшей борьбы за качество работы и нравственно зрелую личность.

Оценивая значение многих инициатив и дел Ленинского комсомола, XXV съезд КПСС особо подчеркнул не только его вклад в коммунистическое строительство, но и роль как школы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Партия, как говорил Л. И. Брежнев, тысячами нитей связана с молодежью, помогает ей «правильно ориентироваться в жизни», вооружает «знаниями и опытом старших поколений», что «всегда было в традициях коммунистов»

В укреплении и расширении своего воспитательного воздействия на молодежь, как непосредственно, так и через государственные и общественные организации, партия обеспечивает руководство коммунистическим воспитанием, нравственным развитием молодой смены рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции.





Комментарий к статье