Современные психологи считают, что человеческое поведение непосредственно определяют не влечения, а потребности. Надо учитывать, что сами потребности, отражающие социальный опыт, формируются на основе влечений; но, будучи уже сформированными, воздействуют на поведение наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль.
Потребности человека разнообразны по характеру и значимости. Не удивительно, что ученые классифицируют их по-разному.
Так, профессор А. В. Петровский предлагает рассматривать потребности по двум критериям: по происхождению (здесь он их подразделяет на естественные и культурные) и по характеру предмета потребности (материальные и духовные). Данная классификация, подчеркивает А. В. Петровский, охватывает величайшее многообразие потребностей.
Это верно; однако заметим, она не устанавливает связей и соподчинения между ними.
Эту задачу стремился решить американский психолог Э. Маслоу, выделив пять основных уровней потребностей.
1. Физиологические потребности в пище, отдыхе, движении, жилье, защите от стихийных сил природы. Особенности этих потребностей таковы, что если какая-нибудь из них не удовлетворена, то она становится главенствующей. Если нет хлеба, все поведение подчиняется тому, чтобы добыть его. Если достаточно воздуха, это никак не влияет на поведение; но при его нехватке все усилия направлены на удовлетворение этой потребности.
2. Потребность в безопасности, в защите от насилия и угроз. Сопротивляясь всему, что ставит под удар семью, экономическую обеспеченность, человек чувствует себя в безопасности и может быть спокоен, только если ничто не угрожает его жизни и удовлетворению физиологических нужд.
3. Потребность в общении, привязанности и любви. Отчетливо проявляет себя лишь при удовлетворении первых двух уровней.
4. Потребность в уважении:
а) потребность в высокой самооценке, которая включает уверенность в своих силах, самостоятельность, профессиональное мастерство и успехи, достаточный уровень
образования;
б) потребность в высокой репутации, профессиональном престиже, в добром имени.
5. Потребность в самовыражении, в реализации своих способностей и талантов, потребность развивать свои задатки, потребность в творчестве.
Особенно популярно утверждение Маслоу, что, если человеку не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, он стремится как можно полнее удовлетворить потребности низших уровней. Например, тот, кто отстранен от общественной деятельности из-за принадлежности к отвергаемой касте, этнической или социальной группе, находит компенсацию в счастливой семейной жизни. Но факты не подтверждают, вернее, не всегда подтверждают такое утверждение.
Согласно прикидочной оценке Маслоу средний работающий человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, потребность в безопасности —на 70%, в общении — на 50%, в уважении — на 40%, в самовыражении и творчестве — на 10%.
Кроме того, Маслоу выделил еще три высшие потребности:
6. Любознательность.
7. Потребность в осмыслении окружающего.
8. Эстетические потребности в красоте, симметрии, порядке, гармонии.