Взаимные переходы чувств

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Еще в глубокой древности восточный мудрец, определяя искусство красноречия, говорил, что цель этого искусства — побудить людей к тому, чего они не хотят, отвратить от того, к чему они стремятся, и при этом создать у них уверенность, что они действуют по собственной воле.

Можно давать этой фразе различные этические оценки; но нас интересует сейчас другое: подмеченная в ней возможность управлять чувствами других людей.

В античные времена, когда Эсхин кончал речь, народ восклицал: «Как хорошо он говорит!» Когда же выступал Демосфен, толпа шумела: «Веди нас в бой!» Видимо, эти ораторы древности обращались к различным чувствам.

Для того чтобы целенаправленно воздействовать на чувства и таким путем на поведение, нужно знать основные закономерности возникновения и взаимных переходов чувств. Известно, что одни чувства легко переходят в другие: страх в ненависть, доверие в симпатию и любовь. В то же время есть чувства, которые не переходят друг в друга, скажем, досада не сменяется чувством гордости. Поэты издавна отмечали легкость переходов между прямо противоположными чувствами: «Избыток скорби смеется, избыток радости плачет»,— писал Вильям Блейк.

Легкость взаимных переходов противоположных чувств, особенно в молодом возрасте, лежит в основе весьма распространенного явления: наиболее яростными и непримиримыми врагами какой-нибудь идеи нередко оказываются ее разочаровавшиеся последователи, бывшие горячие приверженцы, переменившие свои взгляды. Так, самые воинствующие атеисты — это люди, которые когда-то искренне и восторженно верили в бога. Артур из романа «Овод» был ревностным католиком, прилежно изучал премудрости богословия под заботливым руководством патера Монтанелли. Но после пережитого душевного потрясения вера его была поколеблена и разбита, поклонение перешло в ненависть. Артур превратился в Овода — неутомимого и едкого врага церкви.

Из сказанного следует практический вывод. Моральный облик воспитателя не должен расходиться с содержанием истин, которые он внушает подопечным. Если авторитетный наставник проповедует добро, честность и бескорыстие, а в решительную минуту показывает себя трусливым себялюбцем, то у взрослого, зрелого человека это вызовет только презрение. Но на юные души такое разочарование в кумире действует порой катастрофически, вызывает горечь, которая может обернуться цинизмом. Такую психологическую метаморфозу изобразил М. Горький в рассказе «Карамора».

Арабская пословица гласит: «Ты сказал — я тебе поверил, ты повторил — я усомнился, ты стал твердить в третий раз — и я почувствовал, что ты врешь». Эта пословица имеет прямое отношение к спорам о тенденциозности искусства, стремящегося внушить аудитории четкое эмоциональное отношение к отображаемому.

Пристрастность в искусстве неизбежна, ибо кажущееся ее отсутствие — тоже тенденция. Мера тенденциозности должна зависеть от того, кому адресуется произведение, от готовности аудитории к восприятию его идей. Необходимость тонко учитывать подготовленность и настроение читателей (слушателей, зрителей) отметил Ф. Энгельс в письме к Минне Каутской. Он считал, что тенденциозность должна быть ненавязчивой и ни в коем случае не назойливой: «Тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать…».





Комментарий к статье