Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.
Основные понятия: общение, отношения, взаимоотношения, умения и навыки общения.
Основные вопросы темы и их краткое содержание. Общение — одна из основных социальных потребностей человека
С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже двух-трехмесячный младенец начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, начнут «общаться». Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в дальнейшем к его эмоциональной глухоте, черствости, закреплению установки на исходное недоверие к миру.
Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста он ни был. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считается одиночное заключение.
Так что же такое общение, отношения, взаимоотношения? Эти понятия кажутся настолько простыми и настолько общими, что их трудно определить, хотя всем они интуитивно понятны.
Учитель может спросить учащихся, как они сами понимают, что такое общение. После ответов учащихся необходимо показать, что у большинства понятие «общение» ассоциируется прежде всего с «обменом информацией».
Действительно, общение (или коммуникация — в точном значении этого слова) —это сообщение, передача. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Однако правильно ли будет считать, что общение связано только с обменом информацией? Конечно, нет. Вряд ли можно представить себе такую ситуацию, в которой проявляется только интеллектуальная сторона общения, без эмоциональной, обмен только знаниями без обмена чувствами. Даже просмотр одного и того же фильма в одиночестве и вместе с друзьями, по телевизору или в полном зрительном зале кинотеатра вызывает различное к нему отношение. А как легче научиться чему-либо — одному или в обществе сверстников?
Учитель может, выяснив мнение учащихся по этому вопросу, показать большую роль общения и в этом случае. Таким образом, в результате общения происходит обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами.
Какова же конкретно роль общения в жизни людей?
Во-первых, именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы. Недаром же говорят, что легче любить все человечество, чем своего соседа по квартире.
Здесь учителю уместно предложить учащимся привести примеры влияния общения со сверстниками на развитие таких сторон личности, как настойчивость, ответственность, верность в дружбе и др.
Однако общение может оказывать и отрицательное влияние, которое мы проиллюстрируем следующим примером. Известно, что в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к сексуальным проблемам, к взаимоотношениям мужчин и женщин. Подростки ведут разговоры, в которых часто опошляются отношения между мужчиной и женщиной. Еще известный советский психолог П. П. Блонский считал, что такого рода разговоры подростков далеко не безобидны: «…их отчасти можно назвать установочными в том смысле, что эти разговоры часто содержат определенную установку к тому, что в них сообщается,— положительную или отрицательную (осуждение, хвастовство, похвальба и т. п.)». Поскольку такой обмен информацией происходит часто в сугубо мальчишеской компании, взрослые могут иметь о нем весьма слабое представление. Вместе с тем эти разговоры оказывают существенное влияние на формирование нравственных чувств подростков, их отношение и к сверстницам, и ко взрослым женщинам вообще. Иногда подобные разговоры могут послужить основой конфликта с людьми противоположного пола.
Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявилось в компаниях, группах подростков, где велико подражание друг другу. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых компаниях «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться белой вороной. В результате обедняется и само содержание общения, и, в конечном счете, интеллект его участников.
Но, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. К. Маркс писал в «Капитале»: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе, как к человеку».
Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он научается оценивать себя, относиться к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения. Поэтому нежелание или неумение общаться могут ограничивать развитие индивидуальности.
Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь, узнавая, иногда разочаровываешься в людях».
Как мы видим, потребность в общении — это жизненно важная потребность человека, какого бы возраста он ни был. Поэтому неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать от других недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется,
В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и по возможности дать совет. Телефоны доверия появились и в нашей стране.
Кто же звонит по этому телефону, какие проблемы волнуют людей? К сожалению, пока еще не опубликован анализ работы «Службы доверия», но даже предварительные данные показывают, что среди абонентов очень много молодых людей. А проблемы в большинстве случаев все те же — неумение строить свои взаимоотношения с окружающими, неумение понять себя, свои цели и возможности. В газете «Комсомольская правда» была опубликована статья о работе «Службы доверия». Вот несколько примеров того, с какими вопросами обращаются к этой службе: «Меня не любят дома. Перестали замечать, не интересуются, чем я живу, о чем думаю. Не обращают внимания, когда приду домой. Сил терпеть это больше нет. За что?!» Или: «Я поссорился с другом из класса. Он позвонил вчера вечером, позвал гулять, а я не смог. Он взял да и повесил трубку. Как мне с ним помириться?»; «Я ее люблю, а она меня нет, даже внимания не обращает. А мне от этого умереть хочется».
По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания», несомненно, полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения. Поэтому можно согласиться с автором статьи Г. Ильичевым, который пишет: «Служба» не дает готовых рецептов и волшебной палочки не имеет. Единственное, что она может — помочь разобраться тебе в происходящем, и перед тем, как звонить, ты должен сам сделать все, что в твоих силах».
Эти примеры учитель может использовать как материал для обсуждения в классе приблизительно по следующей схеме:
- почему могла возникнуть такая ситуация;
- как должен поступить абонент, если бы он «не дозвонился»;
- что бы ты ответил на месте психолога, работающего в «Службе доверия».