Любой настоящий коллектив объединяет общие для всех его членов цели и интересы, единство взглядов, устремлений, общественно полезная деятельность. А вокруг каких целей объединяется семейный коллектив? Учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, без труда отвечают: цель и основные задачи семьи — воспроизводство, всестороннее развитие самого человека и обеспечение счастья каждому своему члену. Здесь учителю важно подчеркнуть: достичь этого можно только на основе общественно полезной деятельности. Не менее важное значение имеет и характер семейных отношений, о которых мы узнали в предыдущей теме. «Семья, три-четыре человека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости от того, какой характер приобретут межличностные отношения. Будет ли это конфронтация, сосуществование или соучаствование и сотрудничество».
Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре таких столкновений чаще всего оказываются вопросы воспитания детей. Сосуществование как тип отношений в семье характеризуется следующим. Внешне семья живет вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей. «Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится «педагогический» фундамент— пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным».
Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека вообще, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. И, естественно, такие семьи нельзя считать коллективами.
Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения сотрудничества. Им характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность, соучаствование.
Сколько человек должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Снова обратимся к точке зрения А. В. Петровского: «…было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все в конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается индивидуализм, создаются условия для развития гуманных взаимоотношений».
Этим, разумеется, не исчерпывается характеристика особенностей семейного коллектива. Он является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество».
Семейный коллектив основывается также на равноправии своих членов. «Вспомните,— обращается к классу учитель,— кто в современной советской семье является главой». Да, в нашей стране почти полностью ушла в безвозвратное прошлое отцовская семья, где мужу принадлежало безраздельное господство. И хотя, по данным Всесоюзной переписи 1970 г., главенство принадлежит мужу в 18% семей, жене — в 13% семей, это главенство чаще всего означает ответственность за всех членов семьи, а не господство над ними. Равноправие в семье относится не только к супругам, но и ко всем ее членам. В этом одно из ее основных отличий от семьи буржуазной. А. С. Макаренко отмечал: «И если советская семья, построенная на равном участии ее членов в общественном труде и принципиально утверждающая свободу и равенство своих членов, может быть названа коллективом, то ни в каком случае не будет коллективом купеческая семья во главе с отцом-самодуром, или дворянская семья, допустим, утверждающая даже равенство членов, но по отношению ко всему обществу стоящая в потребительской групповой позиции».
Социалистическая трудовая семья в противоположность буржуазной имеет интересы, единые с общественными.
«Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы — общественный деятель, гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом».
Семья — коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями — супружескими, родительскими, обязанностями детей по отношению к родителям, старших — к младшим и др. Этим обусловлены и различия в их положении. «Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.
Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива». При этом власть родителей — это только отражение общественной власти, а их долг перед детьми — это «особая форма долга перед обществом».
Внимание учащихся следует обратить и на следующие особенности.
Семья — естественный коллектив, естественная первичная ячейка общества. Вспомните (речь об этом шла при изучении темы «Советская семья и ее функции»), что об этом говорил А. С. Макаренко. Что значит естественный коллектив? Обобщая ответы учащихся, стоит подчеркнуть: семья является «местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети — главная радость жизни».
Здесь уместно спросить учащихся: какие особенности семьи как коллектива мы еще не назвали? И тут выясняется: особая взаимопомощь членов семьи, сердечность, доброта, защищенность, неподдельная откровенность отношений, своеобразие традиций и многое-многое другое. Каждый семейный коллектив имеет свои неповторимые черты.