Юношеская дружба

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Поиск друга — самая примечательная черта юности, этой золотой поры великих надежд. В ранней юности обостряется потребность утвердить себя, быть самостоятельным, глубже познать себя, других людей, определить свое будущее, испытать свои силы и чувства. Поэтому особо важной для юности становится дружба. Она — незаменимая школа обмена мнениями, обсуждения смысла жизни и планов на будущее, выработки взглядов и убеждений. При этом ценится не только то, что дружба дает человеку какие-то преимущества и права, но и то, что она налагает на него серьезные обязанности. И воспринимается это с гордостью, как возможность утвердить и испытать себя.

«Дружба важна для старшеклассников постольку, поскольку в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости. Именно в общении с друзьями можно утвердить свое открытие мира и находить поддержку своим настроениям, чувствам и переживаниям».

С кем стремятся дружить старшеклассники? Нередко они тянутся к старшим, особенно тогда, когда видят во взрослом свой идеал. Ведь потребность в Учителе не ослабевает, а обостряется у старшеклассников. Свойственно это не только юношам, но и девушкам. И все же среди друзей у них преобладают сверстники. Многие старшеклассники считают, что сверстники понимают их лучше, чем родители и другие старшие. Это происходит потому, утверждают психологи, что юноши часто ищут в друге свое подобие, второе «я». Это является одной из важных сторон дружбы этой поры.

В ранней юности друзей выбирают чаще всего среди ровесников своего пола. Но совершенно естественно появляется потребность в более интимной дружбе, возникает увлеченность лицом другого пола. Дружба в пору ранней юности между мальчиком и девочкой существенно отличается от однополой дружбы. Нередко она является своеобразной основой зарождающейся любви. Поэтому об особенностях такой дружбы мы вспомним, когда будем говорить о самом благородном и высоком человеческом чувстве — любви.

Итак, мы убедились, что дружба — большая ценность. Она возвышает человека, помогает ему стать сильнее, благороднее, богаче душой и сердцем. Конечно, мы рассмотрели идеальный образ дружбы. Он отличается от реальных дружеских отношений. В жизни не все так гладко. За идеалы дружбы нередко приходится вступать в борьбу с примитивными представлениями о ней. И надо помнить: в дружбе воплощаются выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения.

Над чем подумать, что обсудить

1. Определите,в чем сходство и различие между дружбой и любовью. Выскажите свое мнение на следующем уроке. (Учитель может сравнить мнения ребят с соответствующим материалом книги А.Г. Хрипковой и Д. В. Колесова «Мальчик — подросток — юноша». М., 1982, с. 40—41.)

2. Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:

«Друг всем — ничей друг» (Аристотель).

«Вероломный друг—самый опасный враг» (Г. Филдинг).

«Притворный друг гораздо хуже злейшего врага» (Публилий Сир).

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л. Н. Толстой).

«Так как друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом» (Авиценна).

«Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти» (В. О. Ключевский).

«Друзей то и дело менять не годится» (Гесиод).

«…Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже» (Сократ).

«Тот человек, у которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав» (Демокрит).

Настоящий друг везде Верен, в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный (В. Шекспир).

«Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо» (В. Г. Белинский).

«Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим» (Демокрит).

3. Существует ли в дружбе этикет? Если да, попробуйте написать своеобразные правила этого этикета. Вопросы для размышлений: тактично ли появляться у друзей внезапно, без предупреждения; всегда ли уместно обращаться к друзьям с просьбой (купить лекарство, перевезти вещи, достать дефицитную вещь и т. д.); следует ли быть беспредельно откровенным, рассказывая о себе, о других, а также требовать от друга, чтобы он был также откровенен; этично ли рассказывать другу (или спрашивать у него) о подробностях внутрисемейной жизни, о взаимоотношениях с другим близким другом; должна ля дружба иметь возрастные границы? Каковы особенности этикета по отношению к старому другу, к младшему, к сверстнику, к другу противоположного пола?

4. Если имеется возможность, в дополнение к уроку можно провести (вместе с классным руководителем) классный час на тему «Кодекс дружбы».

Предварительно ребятам дается задание — по высказываниям великих людей о дружбе составить кодекс чести друзей. На классном часе из всех предложенных кодексов составляется один коллективный.

Возможный вариант:

«…Первое условие для сближения — искренность» (М. Пришвин).

«Истинные друзья… ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В. Белинский).

«Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский).

«Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар).

«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания» (Цицерон).

«Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер).

«Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон).

5. Возможен (если учитель сочтет целесообразным) и вариант задания, направленный на более всестороннее рассмотрение темы «Любовь как высшее человеческое чувство». Для этого рекомендуется ознакомиться со следующими материалами из «Хрестоматии по этике и психологии семейной жизни»: всем учащимся класса — со статьей Л. В. Воробьева «Философия любви», девушкам — со статьей Б.Л. Леонидовой «Девицам-красавицам», юношам — со статьей А. А. Тарасова «Любовь не вздохи..,». Некоторые вопросы, затронутые в статьях, обсудить на последующих занятиях.





Комментарий к статье