К числу духовных богатств народа по праву относятся его традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоническом развитии общества и личности. Слово «традиция» означает «передача». Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Усвоение общественного опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу идти по пути социального прогресса.
Традиции существуют во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, культурной и т. д. Соответственно выделяют традиции национальные, революционные, боевые, трудовые, интернациональные, культурные, бытовые и т. п. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Причем каждая конкретная семья имеет и собственные, ей одной присущие традиции.
Здесь можно обратиться к знаниям и опыту учащихся: «О каких семейных традициях вы могли бы рассказать?»
На земле мы появились не вдруг, и перед нами и после нас — история. История всего народа, история каждой семьи. На нас смыкает история прошлое и будущее; мы — связующее звено той цепи поколений, разорвать которую нельзя до тех пор, пока живо наше уважение к жизни и делам предшественников.
Примечательной чертой советского образа жизни является распространение трудовых династий, в рамках которых осуществляется передача профессионального мастерства, лучших трудовых традиций народа.
Напомнив (либо установив вместе с учащимися), что трудовая династия — это несколько поколений специалистов (рабочих, колхозников, учителей, военнослужащих и т. д.) одной семьи, передающих из рода в род мастерство и трудовые традиции, учитель предлагает школьникам подумать: не знают ли они семьи, которые можно рассматривать как трудовые династии? На уроке следует рассказать о нескольких трудовых династиях, используя, по возможности, местный материал. В случае отсутствия соответствующих данных можно привести следующие примеры.
На Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» трудятся около двадцати представителей династии Синицыных. Ее основатель Емельян Тимофеевич Синицын пришел на завод в 1889 году, когда предприятие только открылось. Он и члены его семьи участвовали в революционной борьбе, с оружием в руках защищали Советскую Родину в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Сейчас на заводе работают уже его внуки и правнуки.
Почти 500 лет составляет общий трудовой стаж династии Демидовых, которые работают на Егорьевском хлопчатобумажном комбинате Московской области…
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные торжества. Традиционно вместе со всей страной семья отмечает годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, День международной солидарности трудящихся, День Победы, День Конституции СССР, Международный женский день, День Советской Армии и Военно-Морского Флота, другие памятные для нашего народа даты, а также профессионально-трудовые праздники.
Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетия, получения паспорта, приема в пионеры, комсомол, партию, вступление в трудовую жизнь, проводы в Советскую Армию, бракосочетание, имянаречение ребенка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию и т. п.
Отрадно отметить, что семейные отношения обогащаются сегодня новыми прогрессивными традициями, такими, как комсомольские свадьбы, торжественная регистрация новорожденного, участие супругов в деятельности семейно-бытовых союзов, семейных клубов и т. д.
Наряду с передовыми, прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, организация застолий по любому поводу, выполнение религиозных обрядов. Так, например, бывают случаи, когда после торжественной гражданской регистрации брака молодожены венчаются в церкви, когда родители крестят ребенка. У некоторых народов не изжит еще порочный обычай платить калым или «красть» невесту; существует, к сожалению, и такая современная разновидность калыма, как задаривание многочисленных родственников будущей жены, устройство разорительных приемов и самой свадьбы…
Реакционные, консервативные традиции становятся тормозом общественного развития, тяжелым бременем ложатся на плечи человека, парализуют его волю и разум, расшатывают семейные устои.
Особое место в ряду идейных ценностей семьи занимают семейные реликвии — личные вещи, документы, фотографии, письма, награды. Каждая из них — это волнующая повесть о жизни и делах близких людей, часто тех, кого уже нет рядом…
Бесценный опыт мужества, отваги и нежности таят в себе пожелтевшие страницы солдатских писем. Люди старшего поколения помнят, с каким трепетом ожидались весточки с фронта, с каким волнением читали эти письма матери, жены, дети. Читали внимательно каждую строку, читали между строк, угадывая за бодрыми словами всю тяжесть ратного труда. А потом снова ждали… В ожидании этом воедино были слиты и радость, и горе, и тревога, и надежда.
Книжечка серо-стального цвета с силуэтом Ильича хранится в семье волгоградцев Свидровых сорок с лишним лет. На внутренней стороне обложки номер билета— 14576353; время вступления в ВЛКСМ — июнь 1942 года; наименование организации, выдавшей билет,— политотдел Астраханского военно-пехотного училища.
— Мне вручили билет перед строем,— рассказывает Иван Ильич Свидров,—когда нас — младших командиров — отправляли на Сталинградский фронт.
Об этой семейной святыне знают и дети, и внуки в семье Свидровых.
Бережное отношение к семейным реликвиям, стремление использовать их как своего рода источник нравственной силы, идейной убежденности — эти качества присущи большинству советских семей. Большинству, но, к сожалению, не всем. Чем можно объяснить то обстоятельство, что ордена и медали — символы ратной и трудовой доблести старших — становятся иногда всего лишь реквизитом для детских игр… Что это? Легкомыслие? Очевидно. И еще непонимание того, что, не сохраняя ценности, которым попросту нет цены, мы стираем перед потомками следы своей жизни. А кто знает, не захочется ли им много лет спустя пройти по этим следам, находя для себя в делах предков духовную силу?
Учитель задает ребятам вопросы: хранятся ли в вашем доме семейные реликвии? Приходилось ли вам рассказывать своим младшим братьям и сестрам (если они есть) о родословной вашей семьи, о семейных реликвиях?
В конце урока, опираясь на ответы учащихся, учитель делает вывод о том, что к основным идейным устоям современной советской семьи следует прежде всего отнести: идейную убежденность; советский патриотизм; социалистический интернационализм; активную гражданскую позицию; стремление бороться за мир на земле; непримиримость к влияниям буржуазной идеологии; семейные традиции, связанные с революционными, боевыми и трудовыми традициями советского народа.
Содержание урока может быть дополнено внеклассными мероприятиями. Возможная тематика внеклассных мероприятий: поисковая аналитическая работа «Моя родословная»; вечер-встреча с представителями трудовых династий; конференция «Судьба семьи в судьбе страны»; диспут «Мода и политика»; беседы: «Политическая культура советского человека», «Семья и средства массовой информации», «Семья как объект идеологических диверсий».
Над чем подумать, что обсудить
- Проанализируйте, какое отражение в семейной жизни находят идейные взгляды и поступки знакомого вам человека.
- Прочитайте фрагменты из книги В. А. Сухомлинского «Письма к сыну» (письма 3, 11, 16).
- Подумайте над высказываниями В. А. Сухомлинского: «Родина начинается с семьи»;
«…Слово Отечество — самое прекрасное в нашем языке слово не только потому, что оно отражает величественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное».