Истоки родительской мудрости

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Рассмотрение воспитательной деятельности родителей будет неполным, односторонним, если не затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей. В одном исследовании родителям был задан вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» Ответы отцов и матерей на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

  1. На матери — 50%
  2. На отце и матери в равной степени — 42%
  3. На отце — 7%
  4. На других членах семьи — 1%

Крен, как видим, далеко не в пользу мужчин. Но разберемся в этих данных подробнее. Раньше, в отцовской семье, воспитание детей являлось обязанностью женщин: матерей, бабушек. Теперь семья стала другой. И то, что в 42% семей воспитанием детей примерно в равной степени занимаются отцы и матери, тоже является внушительным подтверждением коренного преобразования семьи. Вместе с тем это свидетельствует и о сравнительно медленном изменении в перераспределении воспитательных функций. Ведь отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей. Но фактически, как показывают данные, в половине из обследованных семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль.

Причин тут, несомненно, много. Коснемся только некоторых из них. К сожалению, все еще бытует мнение, будто семейное воспитание — дело женское. Мнение глубоко ошибочное. Хорошее мужское влияние на детей так же необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание детей является ущербным. Недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывался очень горький смысл.

Отказ от забот по воспитанию не проходит даром и для самих отцов. У таких отцов беднеют чувства, пробуждается черствость, сужается круг интересов, слабеет чувство долга перед семьей, растет равнодушие к близким людям. Активному участию отца в воспитании детей порой мешает предрассудок, будто мальчишке необходимо главным образом мужское влияние, а девочке —женское. Между тем дети, независимо от пола, нуждаются в хорошем влиянии обоих родителей. Можно привести немало других данных, которые доказывают, что дети и более трудолюбивы, и более общественно активны в тех семьях, где отец вместе с матерью регулярно занимается их воспитанием.

Уровень успеваемости, трудовой и общественной активности подростков в немалой степени зависит от уровня образования их родителей. Однако довольно многие отцы и матери считают свое образование решающим условием успешности воспитания школьника в семье. Конечно, образование родителей, способствуя росту их общекультурного уровня и педагогического кругозора, отражаясь на укладе их жизни, сильно влияет таким образом и на детей. Но абсолютизировать его воздействие на воспитанность школьников нельзя.

Теперь давайте посмотрим, какое влияние на школьников оказывает педагогическая культура родителей, которая включает в себя педагогическую подготовленность и педагогическую деятельность. Чтобы иметь достаточный уровень педагогической подготовленности, отцам и матерям необходимы сведения об основных закономерностях развития и воспитания детей, о роли в этом семьи, родителей, т. е. физиолого-гигиенические, психолого-педагогические и правовые знания.

По сути дела, воспитательная деятельность родителей — это решение разнообразных педагогических задач, которые можно разделить на стратегические, преследующие дальние цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, продиктованные текущим днем. Успешнее решают эти задачи те родители, которые опираются на знания о детях и их воспитании.

Один из вопросов анкеты, которую заполняли отцы и матери, был такой: «Что мешает вам правильно воспитывать детей в семье?» Почти каждый второй родитель ответил: «Недостаток педагогических знаний». По частоте повторяемости эта причина среди других оказалась на первом месте. Она весьма отрицательно сказывается на учебной, трудовой и общественной активности школьников. Если, например, в группе семей, где учатся хорошо и отлично, только пятая часть родителей считает, что им недостает педагогических знаний, то в группе семей, где дети учатся слабо, на эту причину указывает более половины родителей. Но иметь минимум педагогических знаний — это еще не все. Их еще нужно уметь применять. «Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике, на примере».

Значит, нельзя ориентироваться только на получение определенного минимума знаний. Необходима также выработка педагогических умений и навыков, а это дается лишь благодаря участию отцов и матерей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием подростков дома и в школе. На уровень педагогической подготовленности определенное влияние оказывает самообразование родителей, в первую очередь чтение педагогической литературы.

С педагогической подготовленностью тесно связано непосредственное участие родителей в воспитании детей, т. е. их педагогическая деятельность. Эти две стороны педагогической культуры взаимно укрепляют друг друга. Педагогическая деятельность родителей включает конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность.

Конструктивная деятельность; родителей заключается прежде всего в проектировании личности ребенка, в определении цели воспитания. Это, по мнению А. С. Макаренко, одно из важнейших общих условий семейного воспитания. Конструктивная деятельность включает также выбор форм и методов воспитания, план или замысел своей собственной деятельности по воспитанию.

Эти проекты реализуются на практике в не менее важной организаторской деятельности. Она включает:

  • организацию жизни и занятий детей (режим, игра, труд, домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение и т. д.);
  • организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем, хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего поколения и т. п.).

Коммуникативная деятельность родителей заключается в установлении взаимоотношений между самими родителями, между родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Если родители не только знают, но часто анализируют и корректируют свою воспитательную деятельность в таком плане, то они успешно находят верный подход к детям.

Таким образом, в комплексе влияний семьи на формирование личности школьника педагогической культуре родителей принадлежит одно из первых мест. Поэтому будущим отцам и матерям необходимо постоянно заботиться о расширении своего педагогического кругозора. Для осуществления этого в нашей стране имеются самые широкие возможности. Сеть университетов педагогических знаний, лектории, серии «Педагогический факультет», «Педагогика и психология», издаваемые обществом «Знание», радио-и телепередачи по семейной педагогике — это далеко не полный перечень всего того, что призвано помочь всем желающим приобщиться к источнику педагогической мудрости.

Основные направления реформы школы предусматривают осуществление педагогического всеобуча родителей. Значительно повысить уровень педагогической культуры всего населения — такая грандиозная задача в истории человечества ставится впервые. Ее решение — важное звено в системе воспитания всесторонне развитой личности.

Над чем подумать, что обсудить

  1. Исследователи установили: если отец оберегает и поднимает престиж матери, то это положительно сказывается не только на авторитете матери, но и отца; если мать также заботится о престиже отца, то это тоже поднимает авторитет не только отца, но и матери. Почему существует, такая взаимосвязь? Как вы это объясните?
  2. В порядке подготовки к следующему занятию предложите учащимся оценить приведенные в анкете «Что вы знаете о младенце?» высказывания о воспитании малыша и отметить, какие из них кажутся правильными (П), сомнительными (?), а какие неверными (Н) (пояснение см. ниже, с. 255).

Высказывания

  1. В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда и покой.
  2. Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица.
  3. Разговор с ребенком, который еще ничего не понимает, не имеет смысла.
  4. Если мать занимается исключительно малышом, т. е. не ходит на работу, то отцу не к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать, нянчить ребенка.
  5. С первых дней жизни у ребенка должно быть множество игрушек, которые будут его развлекать.
  6. Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке.
  7. Пока ребенок не говорит, потребности у него в . основном «биологические» (еда, питье, переодевание), а духовные потребности появляются только в конце первого года- жизни, с Появлением речи.




Комментарий к статье