Люди выжили потому, что научились помогать друг другу: принимать помощь и давать ее другим так, чтобы другие могли ею воспользоваться. Уметь оказать в данный момент помощь и другим, и себе, видеть вокруг себя помощников — реальных или потенциальных — это очень важная и надежная стратегия выживания. В неспокойные, смутные времена люди особенно часто и глубоко задумываются над судьбой, которая их ожидает. Одни безропотно подчиняются обстоятельствам, называя все, что с ними происходит, судьбой. Другие стремятся подчинить себе обстоятельства и полностью контролировать свою жизнь, называя это свободой и независимостью.
В одном случае человек, словно дремлющий пассажир в каком-то захудалом поезде, едет туда, куда его везут, — в райский ли уголок, в тупик или на свалку. Он об этом не знает и об этом не думает: «Что будет, то будет». Живые люди вокруг него, которые могут помочь выбраться из такой захудалой жизни, неавторитетны для него. Он верит только в самого главного спасителя и ждет его прихода. В другом случае, человек, словно всадник, которому все равно, в какую сторону скакать. Лищь бы чувствовать под собой сильного и еще не загнанного коня и эту самую «скачку на свободе». Попытки других людей помочь ему разобраться, что к чему, воспринимаются как оскорбления. Он сам все знает, и сам собой руководит.
Конечно, что-то может произойти, и отношение к жизни меняется. Дребезжащий вагон может внезапно остановиться, рассыпаться, или его очень сильно тряхнет. И уже не спится пассажиру. Он вынужден что-то делать. И тогда появится необходимость принимать помощьи оказывать ее другим. Всадник тоже иногда падает с лошади, и, как пишут в красивых романах, какая-нибудь барышня-крестьянка, оказавшаяся рядом, помогает подняться или перевязать раны. И после этого судьба поворачивается другой стороной: скакать уже не хочется. Люди привыкли выражать свое отношение к жизни такими словами: «веление судьбы», «сила судьбы», «ирония судьбы», «насмешка судьбы». На самом деле, это просто словесное обозначение самого общего, принципиального отношения к собственной жизни. Это смысловое обобщение всего, что мы делаем (или не делаем), что мы собираемся делать (или собираемся не делать).
Два противоположных вида отношений к жизни:
- покорность судьбе и надежда на спасителя;
- мятежное стремление к свободе и надежда только на себя одного, а, следовательно, одиночество. И тот, и другой вид отношений значительно затрудняет человеку принятие помощи, делает его беспомощным, или вызывает подозрительность и заставляет отказываться от любой, даже самой бесхитростной простой и человеческой помощи. Эти два вида отношений к собственной жизни и помощи отражают двойственную природу того, что мы называем судьбой.
Судьба каждого человека имеет как бы две стороны, как две стороны медали или монетки: «орел», «решка». Одна сторона у всех монеток, как известно, почти одинаковая: «орел» (иначе — герб). А вот другая — разная. Разное достоинство. Так и судьба человека. С одной стороны, судьба -принуждение. Мы не выбираем национальности, родителей, место и время рождения. Мы не выбираем обстоятельства, в которых проходит наше детство и происходит закладка нашей личности. Нас принуждают подчиняться установлениям, порядкам и обычаям, по которым жили люди до нас.
Для некоторых людей вся жизнь — это сплошное принуждение: принудительное образование, принудительная работа, принудительное общение в том кругу людей, в котором протекает жизнь. Иногда принудительный выбор супруга или супруги и т.д. Жизнь воспринимается односторонне и трудно определить ее достоинства. Ценная ли эта жизнь, или так, копейка… Судьба как бы повернута только одной стороной, — принуждением, как Луна, обращенная к Земле только одной стороной.
Но есть и другая сторона судьбы — свободный выбор. Мы вправе делать свободный выбор и нести ответственность за то, что мы выбрали. Настоящая свобода — это не свобода от чего-то. От чего-то легко можно освободиться, впав в зависимость от другого. Можно перейти из одной конторы в другую, освободиться от одного начальника-тирана, но стать рабом другого начальника. Это не свобода. Свобода -это внутреннее состояние независимости воли, мыслей и поступков. Свобода — это одиночество, никто за тебя ничего не решает и не берет ответственности. Ты сам делаешь выбор, один, наедине с собой, наедине с целым миром.
И если судьба повернута только этой стороной, то человек отвергнут сам собою от других людей, как другая, невидимая с Земли, сторона Луны отворачивается от Земли и глядит в пустынный космос. Очень важно в какой-то момент жизни увидеть обе стороны судьбы: принуждение и свободный выбор. Это даст возможность принимать и пользоваться помощью, использовать ресурсы, которыми богат мир и населяющие его люди.
Мир поможет, если умело попросить помощи, если уметь видеть, слышать и чувствовать, откуда эта помощь может прийти, если уметь принимать помощь. Беспомощность -это неумение просить помощь, непонимание где, от кого и как эту помощь можно ожидать, это -неумение принять помощь. Беспомощный человек не знает, в каких ресурсах он на самом деле нуждается, не знает, как реализовать собственные резервы. Зато заранее знает, что ему ничто и никто не поможет.
Вот известная притча о двух лягушках, попавших в кувшин с кислым молоком. Ситуация «кислая»: выбраться по скользким стенкам кувшина было невозможно. И, как сказано в притче, одна из лягушек сообразила, что бесполезно что-либо делать: помощи ждать неоткуда. И чтобы не затягивать свои мучения, тут же утопилась. Другая лягушка никак не могла сообразить, что оттолкнуться от поверхности молока и выпрыгнуть из кувшина невозможно. И все время пробовала и пробовала это сделать. Она дергала лапками и вела себя очень беспокойно, взбалтывала кислое молоко. В конце концов, в молоке образовался кусочек масла и, оттолкнувшись от него, — вот откуда пришла помощь, — она выпрыгнула на свободу.
Это притча. В ней говорится о полезности «бесполезных» на первый взгляд усилий и попыток что-либо сделать в безвыходной казалось бы ситуации. И о том, что помощь часто совсем рядом, под ногами, надо только догадаться (или дождаться) момента, когда (и как) этой помощью воспользоваться. Одна лягушка воспользовалась внутренним резервом (была активна, двигалась) и внешним ресурсом (дождалась момента, когда ситуация стала меняться), и спаслась. Другую лягушку убила мысль о бесполезности всяких усилий: сначала паралич воли, психологическая смерть, и лишь только потом она захлебнулась.
В научном эксперименте американских зоопсихологов ученые бросали крыс в стеклянный цилиндр, наполненный водой, и смотрели, что с теми будет. Крысы не могли выбраться из цилиндра и в панике плавали несколько минут, а потом тонули. Экспериментаторов сильно удивляло то, что взрослые, откормленные крысы выбивались из сил и тонули через 5-6 минут плавания. Для другой партии крыс условия были изменены. В цилиндр с водой засунули металлический стержень с гладкой поверхностью. Стержень высовывался из воды у края цилиндра, но забраться по нему было невозможно. Брошенные в воду крысы видели путь к спасению и пытались взобраться по стержню, как если бы это была ветка дерева, опущенная в воду. Выбраться из воды они не могли, но у них была надежда на спасение. Былаиллюзия выхода из ситуации, как бы мы сказали. Эти крысы плавали без устали 80 часов, надеясь на спасение. А шли ко дну только тогда, когда полностью тратили силы, а не из-за страха и паники. Сравните: 5 минут и 80 часов! Вот что значит иметь надежду на спасение изаниматься делом в серьезной ситуации.
«Утопающий хватается за соломинку» — старое и мудрое русское изречение. Соломинка, конечно, не спасает его буквально, но дает надежду, а значит, открывает источники внутренних резервов, оттягивает время наступления паники. И, следовательно, дает возможность и время для того, чтобы изменить ситуацию. Если есть время бороться, то ситуация так или иначе изменится. Она не может не измениться: мир изменчив. Всегда что-то происходит или что-то меняется. Но следует помнить, что наши внутренние резервы превратятся вресурсы, направленные на использование изменившейся ситуации, лишь при условии проявления активности посредством деятельности.
Вот еще одна история из восточного фольклора. Один мулла хотел достать из кувшина орехи, чтобы жена приготовила любимое кушанье. Предвкушая то удовольствие, которое он получит от лакомства, мулла полез рукой в глубокий сосуд, где хранились орехи, и схватил столько орешков, сколько смог. Когда он попытался вытянуть руку с орехами, то не смог этого сделать. Сколько он ни тряс, ни тянул, кувшин не отпускал его руку. Он плакал, стонал и ругался, но все было напрасно. Даже тогда, когда жена взялась за кувшин и со всей силой потянула, и это не помогло.
После многих и безуспешных попыток мулла позвал на помощь соседей. Каждый, перед кем открывалась эта драма, отнесся с большим сочувствием и интересом к необычной ситуации: рука в ловушке! Один из соседей оценил ситуацию и предложил помощь, выставив такие условия: «Я помогу тебе выбраться из этой западни, если ты выполнишь все то, что я буду говорить». «Обещаю тебе, что я сделаю все, если ты освободишь меня», — ответил мулла. — «Тогда просунь руку дальше в кувшин». Просьба показалась мулле странной. Зачем засовывать руку дальше, если он хочет вытянуть руку? Но он сделал то, что ему было велено. Сосед продолжал: «А теперь раскрой ладонь и выпусти орешки». Эта просьба огорчила муллу: ведь ему были нужны эти орешки, а теперь приходилось отказываться от всей затеи с любимым кушаньем. Но ничего другого не оставалось делать, и мулла нехотя выполнил и эту инструкцию. Тогда сосед сказал: «Теперь сложи ладонь лодочкой и медленно вытащи ее из кувшина». Мулла выполнил и эту команду и легко освободил руку. Однако он не был доволен избавлением: «Рука моя свободна, но где орешки?» Тут сосед взял кувшин, перевернул его и высыпал столько орешков, сколько было нужно мулле. Наблюдавший за всеми этими действиями мулла только и спросил: «Ты что, волшебник?»
Нередко самые простые действия и советы, нехитрые меры безопасности, своевременная подсказка или поддержка дают замечательный, «волшебный» эффект. А помощник, оказавшийся в самое нужное время и с самой необходимой помощью, может действительно показаться волшебником. Хотя он самый обыкновенный человек, а способен помочь другому, потому что в этот момент он сам находится не в трудной ситуации, независим и свободен в принятии правильного решения. Пока он в таком положении, он может помочь. Но если его удастся убедить в том, что всякие попытки бесполезны, «от судьбы, не уйдешь», и если противиться его попыткам помочь, тогда и он почувствует беспомощность. Или будет думать: «Ну зачем я сунулся со своей помощью? Говорят ведь, что всякое доброе дело не остается безнаказанным».
Ваш помощник — это не тот, кто сильнее или могущественнее вас, а тот, от кого вы принимаете помощь. Иногда маленький и слабый ребенок может помочь или даже спасти жизнь. Иногда какая-нибудь невзрачная палка или кусок ржавой проволоки, оказавшиеся под рукой кстати, становятся вашими лучшими помощниками. Иногда собственная мысль или внезапно возникшее чувство может подсказать что-то важное именно в данный момент и помогает вам выжить. Иногда воспоминания о том, что вы когда-то учились чему-то трудному: сначала это казалось невозможным, но скоро стало возможным для вас. Все это, что здесь было названо, да и многое не названное, — тоже ваши потенциальные помощники.