Существует множество конкретных способов действия в опасных ситуациях, правильное выполнение которых гарантирует сохранение жизни, здоровья и морально психологического равновесия. Существует и очень скучная, но очень полезная наука, раскладывающая «по полочкам» все эти способы — техника безопасности.
Есть более интересные вещи — инструкции и советы по технике выживания в различных экстремальных условиях. Появляются и школы выживания, где обучают самообороне и другим полезным навыкам. Безопасность жизни — это одно из главных условий нормального существования. Поэтому совершенно понятно стремление каждого человека обезопасить себя, своих близких, свое жилище, территорию, на которой он живет, от всего, что несет разрушение, порчу, болезнь и гибель. Лучшая гарантия этому — коллективная безопасность, добрососедские взаимоотношения между людьми, соблюдение законов, изобилие товаров, согласованность и мир среди людей.
Но не менее важно — с психологической точки зрения -иметь внутреннюю согласованность, цельность натуры (или, как говорят в психологии, аутентичность), когда различные части нашего внутреннего «Я» уживаются друг с другом. Когда противоречия между желаниями и намерениями, потребностями и чувством долга приводят не к внутреннему конфликту, а способствуют развитию личности, становятся побудителями творчества. Когда говорят о внутренних психологических качествах человека (это мысли, чувства, фантазии, самосознание, неосознанные стремления), используют выражение «внутренний мир». Имеется в виду, что это действительно мир, согласованность и умение разрешать внутренние конфликты мирным путем. А также то, что этот мир огромен, в нем много еще не познанного, таинственного.
Говорят, что «чужая душа — потемки», да и своя не намного светлее. Особенно в те периоды, когда человеку «не по себе», смута в его душе. Мысли о самоубийстве и попытки наложить на себя руки — это пример крайне выраженного внутреннего разлада и душевного конфликта. Человек не уживается с самим собой, хотя внешне это всегда какая-то конкретная, трудная, даже невыносимая для человека ситуация. Человек в одно и то же время становится и убийцей, и жертвой; судьей самому себе — и подсудимым; приговоренным к смерти — и палачом, исполнителем приговора. Внутренний обвинитель, прокурор предъявляет обвинение и доказывает вину. Внутренний адвокат (если его допускают к следствию) пытается опровергнуть улики, а судья-совесть взвешивает и решает. Душа разрывается на враждующие и стремящиеся к взаимному уничтожению части.
И, наоборот, душа на месте, человек един в своих устремлениях, желаниях и оценках, когда не разрывается на части, не делит свою собственную психику на «чистую» и «грязную» половины, не проводит внутри себя нерушимой границы, раскалывающей внутренний мир на противоборствующие лагери, в которых живут либо только ангелы, либо только дьяволы. Когда человек обладает внутренней «целостностью» и у него внутри «все на месте», он удовлетворен жизнью и собой. Он живет той внутренней жизнью, которая его вполне устраивает, при этом внешняя (реальная) действительность может его совсем не устраивать. Но он видит перед собой большое поле деятельности по переустройству этой внешней реальности. И он морально готов терпеть невзгоды, переносить лишения. А трудности и испытания делают его еще более цельным, закаленным человеком.
В жизни человека иногда бывают периоды крайнего напряжения душевных сил, когда бессмысленно действовать по заранее намеченному плану. И нет времени думать привычным образом и раскладывать все по полочкам: сначала — одно, потом — другое. Это ситуация погранична между жизнью и смертью, когда надо делать выбор перед лицом совершенно реальной и неотвратимой опасности. В этот исключительный по своему драматизму момент существования человек полностью собран и ощущает свое единство максимально обостренно.
Подобные состояния могут возникать у людей творческих профессий, которые называются «пиковый опыт». На высоте крайнего творческого напряжения внезапно возникает почти мистическое чувство полного единения со всем миром, ощущение цельности своего «Я». Именно в такой миг рождается новая идея, происходит догадка или даже открытие. Собранность и концентрация всех душевных сил позволяют прорваться за барьер незнания и открыть что-то новое. Не случайно открытие рассматривается как высшая ступень на метафорической лестнице инженерного творчества («рационализаторское предложение — изобретение -открытие») (Половинкин. 1988). Наш язык зафиксировал этот психологический нюанс — именно открыть, а не придумать, изобрести. Как будтотворец (ученый или инженер) действительно способен в редкие моменты наивысшего напряжения увидеть открывшуюся ему на миг истину.
Выживание полностью зависит от того, насколько человек уживается с самим собой. Приходится доверять самому себе на 100 процентов. Другого выхода нет. Знать и верить, что внутри — обмана не будет, потому что обман, самообман в критической ситуации — это гибель. В обычной жизни, когда вокруг множество опекунов, советников, контролеров, сподвижников, начальников и просто сочувствующих, человек с расслабленной волей годами занимается самообманом, самоуспокоением, самооправданием или самобичеванием. Наедине со стихией все эти психологические уловки — не делать выбор и не брать на себя ответственность — становятся хламом, психологическим мусором, от которого необходимо избавляться немедленно.
Стихийным силам природы безразлично, как утешает себя человек. Глупо гневаться на дождь или оскорбляться из-за того, что волны захлестывают суденышко и морская волна «нахально» проникает во все щели. Бессмысленно жаловаться и бросать слова на ветер. Иногда стихийные силы чувств, эмоций, против которых не может устоять обыденное мышление, и привычка думать «как положено», «как учили», вынуждают человека по-настоящему задуматься о том, как он сам устроен, из чего состоит его внутреннее «Я» и что за скандал происходит внутри.
Невроз как следствие внутреннего разлада не дает спокойно жить. С точки зрения медицины, невроз — это нервно-психическая болезнь, от которой необходимо избавляться, как от гриппа. С точки зрения философии жизни (3. Фрейд, К. Хорни, В. Франкл), невроз — это испытание, сравнимое с одиночным путешествием в мир неведомого. Симптомы невроза-это сигналы внутренних противоречий. Эти противоречия необходимо разрешать, не доводя дело до внутреннего конфликта. Подавлять эти симптомы, не разобравшись, что происходит внутри, это все равно, что затыкать рот младенцу, который плачет от голода, или неудобства, или выпрашивает ласку.
Иногда семья, состоящая из пяти-шести человек, ссорится из-за каждой мелочи. Никто никого не хочет выслушать, не пытается понять. Но вот приходит время, и все примиряются, чтобы спокойно поужинать. Так и внутренний скандал затихает во время какой-либо «процедуры». Кому-то помогает длительный бег «трусцой», кому-то теплая ванна или холодный душ. Кого-то гипнотизируют позы индийской йоги. Кого-то успокаивает вера. У пьющих внутреннее «перемирие» наступает во время алкогольного наркоза. Все противоречивые части «Я» спят мертвым сном и поэтому не скандалят. Есть люди, которые не могут успокоиться до тех пор, пока не опрокинут на себя кастрюлю с кипятком или не порежут пальцы кухонным ножом. Другим не спится по ночам: прислушиваются к внутреннему диалогу. Как прислушиваются невольно к шумной ссоре соседей: вмешиваться нет желания, а не слышать это — невозможно.
Что же такое происходит внутри? Наша психика устроена как не прерывающийся ни на секунду внутренний диалог. Мы почти не осознаем того факта, что работа нашего мозга — это беспрерывный обмен сообщениями. Правое полушарие обменивается информацией с левым. Различные части мозга как бы постоянно переговариваются. Наше тело тоже постоянно обменивается информацией: все органы связаны между собой линиями коммуникаций, по которым постоянно идут сообщения.
Человек здоров, когда каждая отдельная часть знает, что делается в других частях, когда диалог и переговоры идут мирным, спокойным путем. Австрийский психолог Карл-Густав Юнг показал, что в каждом из нас живет множество Я». В душе любого человека спорят и дискутируют многие возможности и бесчисленные силы, звучащие на разные голоса. Они сражаются и договариваются, сотрудничают и вытесняют один другого. Эти малые «Я», толпящиеся в нашем внутреннем пространстве и называемые «субличностями», или «Эго-состояниями», ведут себя как члены большой семьи, или коллектива, или толпы. Руководящая идея или сильное желание объединяет или разъединяет эти части нашего «Я». Иногда бывает несколько руководящих центров. Это приводит к путанице: человек не знает, на что решиться. Высшие смыслы, или как раньше говорили, душа, объединяют эти разнородные и разнообразные части нашего внутреннего «Я ».
Басня И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» повествует о такой ситуации, когда желание тянет нас в одну сторону, чувство долга — в другую, а хорошие мысли — в третью. Тогда « в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». И дело не в том, что собрались вместе «плохие» части нашего «Я»: не тот характер, не те мысли. Все дело в том, сговорятся ли они делать доброе дело или будут тянуть в разные стороны. Рассказывают, что к пророку Илие как-то раз пришел один христианин, пожелавший прожить свою жизнь праведно. Он спросил пророка: «Где Рай, а где Ад?» Пророк ничего не ответил, а только взял христианина за руку и повел темными аллеями во дворец.
Они прошли сквозь ворота, обитые железом, и вошли в большое помещение, переполненное людьми — бедными и богатыми. Люди были разными: на одних болтались лохмотья, другие были увешаны драгоценностями и орденами. Посреди помещения над огнем был подвешен большой котел с супом. От него шел чудный запах. А вокруг котла толпились люди, чтобы получить порцию супа. Лица этих людей были измождены, щеки впалые, глаза ввалившиеся. Христианина удивили необычные ложки в руках людей — огромные, с человеческий рост. Каждая ложка представляла из себя железный бочонок, раскаленный огнем и супом, а к нему была приделана маленькая деревянная ручка. Голодные люди с жадностью пытались зачерпнуть порцию супа, но никому не удавалось это сделать. Даже самые сильные мужчины не могли вытянуть тяжелую ложку из котла и донести ко рту. Нетерпеливые обжигали себе руки и лица, обливали горячим супом своих соседей. Люди ругались, дрались, били друг друга этими ложками. Пророк взял христианина за руку и сказал: «Вот это и есть Ад».
Они вышли из этого Ада и пошли дальше. Пройдя темными коридорами, они снова вошли в большое помещение. Здесь тоже было много народа и также посредине был подвешен огромный котел с кипящим супом. У каждого человека была огромная ложка, — точно такая же, как и в Аду. Но люди здесь были сыты и довольны. Тут был слышен только спокойный говор и стук ложек, которыми зачерпывали суп. Люди работали по двое. Один зачерпывал ложкой суп и кормил соседа. Если супа набиралось много и одному было не под силу вытянуть ложку из котла, тут же на помощь поспевали другие. Все могли спокойно и мирно поесть. Как только один наедался, подходил следующий. Пророк сказал крестьянину: «Смотри, вот это и есть Рай». Не нужно думать, что Рай и Ад находятся далеко друг от друга. Они рядом. Рай и Ад внутри нас. Ад и Рай между людьми. Ад — это работать и жить с кем-то рядом и быть против него, это бороться с самим собой, делать что-то «на зло» себе и другому. Рай — это быть в согласии и с другими, и с самим собой. И в Раю, и о Аду — одни и те же люди, не лучше и не хуже; одни и те же проблемы, но решаются эти проблемы по-разному. Омар Хайям писал:
«Ад и Рай в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя поглядев, убедился во лжи:
Ад и Рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и Рай — это две половинки души.
Так и наш внутренний мир, наша личность. Никакая часть нашего «Я» не хуже и не лучше другой. Нет смысла враждовать с самим собой. Главное, научиться мирным путем решать возникающие проблемы.