Психология имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение психологии заключается в том, что она помогает человеку выработать подлинно научное мировоззрение. Трудно представить себе человека, который бы обладал цельным, научно выдержанным мировоззрением, не задумываясь над тем, что же такое психика и сознание и каковы те закономерности, которые лежат в основе сознания людей. Не случайно В. И. Ленин к области знаний, из которых должна сложиться теория познания, относит наряду с другими науками и умственное развитие ребенка, умственное развитие животных плюс психологию.
Практическое значение психологии особенно ясно выступает в педагогической, в том числе и военно-педагогической деятельности людей. Для того, чтобы воспитывать те или иные качества воинов Советской Армии, необходимо хорошо знать законы психологии воздействия, понимать своеобразие тех психических процессов, какие вызываются у людей под влиянием соответствующих воспитательных мер. Без этого офицер не сможет правильно организовать воспитание вверенных ему людей. То же нужно ска-
зать и относительно обучения. Ведь для того, чтобы военное обучение шло правильно и с должным успехом, необходимо знать законы усвоения знаний, овладения навыками, привычками, умениями и т. д. Без этого трудно правильно спланировать и организовать педагогический процесс.
Знание психологии играет большую роль и в военном деле. Вопросы маскировки и демаскировки решаются с привлечением данных психологии восприятия; наблюдательность людей, имеющая исключительное значение в условиях боевой деятельности, тесно связана с психологией мышления; уменье командира управлять подчиненными ему людьми требует понимания психологии этих людей и т. п.